Патент на изобретение №2240276

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2240276 (13) C2
(51) МПК 7
B66C7/08, E01B5/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002118365/11, 08.07.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.07.2002

(43) Дата публикации заявки: 20.03.2004

(45) Опубликовано: 20.11.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2067075 C1, 27.09.1996. RU 2099459 C1, 20.12.1997. RU 2089698 C1, 10.09.1997.

Адрес для переписки:

440028, г.Пенза, ул. Титова, 28, ПГАСА

(72) Автор(ы):

Нежданов К.К. (RU),
Туманов В.А. (RU),
Нежданов А.К. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Пензенская государственная архитектурно-строительная академия (RU)

(54) ТРЕХГЛАВЫЙ РЕЛЬСОВЫЙ БЛОК

(57) Реферат:

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации. Трехглавый рельсовый блок содержит основной рельс и два дополнительных рельса, расположенных симметрично основному. Шейка каждого дополнительного рельса имеет горизонтальный участок, соединенный с одной стороны с главой этого рельса. Кроме того, шейка упомянутого дополнительного рельса имеет вертикальный и наклонный участки. Горизонтальный участок шейки с другой стороны переходит в вертикальный участок, переходящий в упомянутый наклонный участок. Шейка каждого дополнительного рельса выполнена с продольной канавкой, копирующей форму поверхности края подошвы основного рельса и расположенной в зоне сопряжения упомянутых горизонтального и вертикального участков. Дополнительные рельсы охватывают основной рельс с двух сторон, взаимодействуя с основным рельсом упомянутыми канавками и торцами наклонных участков, расположенными под главой основного рельса, и соединены друг с другом шпильками, проходящими через их шейки и шейку основного рельса с образованием двух трубчатых контуров. Изобретение обеспечивает повышение прочности рельса. 3 ил.

Изобретение относится к подкрановым конструкциям преимущественно с интенсивным (до 0,6…0,7 млн. циклов в год), тяжелым режимом работы кранов 8К, 7К [1], например, в цехах черной и цветной металлургии. Рельс предназначен для восстановления подкрановых конструкций, выведенных из строя усталостными трещинами в зоне под рельсом.

Наиболее близким аналогом является трехглавый рельсовый блок, раскрытый в RU 2067075 С1, 27.09.1996 [4]. Аналог содержит основной рельс и два дополнительных рельса, расположенных симметрично основному, причем шейка каждого дополнительного рельса имеет горизонтальный участок, соединенный с одной стороны с главой этого рельса. Элементы аналога выполняют прокатом на прокатном стане.

Технический результат изобретения – повышение моментов инерции и моментов сопротивления рельса при изгибе и кручении и упрощение изготовления его с использованием стандартных рельсов.

Технический результат достигнут тем, что трехглавый рельсовый блок, содержащий основной рельс и два дополнительных рельса, расположенных симметрично основному. Шейка каждого дополнительного рельса имеет горизонтальный участок, соединенный с одной стороны с главой этого рельса.

Отличие в том, что шейка каждого дополнительного рельса имеет вертикальный и наклонный участки, причем горизонтальный участок с другой стороны переходит в вертикальный участок, переходящий в упомянутый наклонный участок.

Шейка каждого дополнительного рельса выполнена с продольной канавкой, копирующей форму поверхности края подошвы основного рельса. Продольная канавка расположена в зоне сопряжения упомянутых горизонтального и вертикального участков.

Дополнительные рельсы охватывают основной рельс с двух сторон, взаимодействуя с основным рельсом упомянутыми канавками и торцами наклонных участков, расположенными под главой основного рельса, и соединены друг с другом шпильками, проходящими через их шейки и шейку основного рельса с образованием двух замкнутых трубчатых контуров.

Основное отличие разработанного рельса – его сборность, причем основной рельс стандартный. Форма дополнительных рельсов обеспечивает четкую фиксацию их на основном рельсе и легкость сборки посредством шпилек.

Второе существенное отличие рельса – наличие двух полостей, обеспечивающих отличную сопротивляемость рельса крутящим воздействиям.

На фиг.1 показан трехглавый рельсовый блок в разрезе; на фиг.2 – вид сбоку; на фиг.3 – заготовка дополнительного рельса.

Трехглавый рельсовый блок состоит из основного рельса 1 и двух дополнительных 2. Дополнительные рельсы 2 установлены симметрично относительно основного 1, объемлют его и соединены друг с другом шпильками 3, пропущенными сквозь шейки основного 1 и дополнительных 2 рельсов. Посредством преднапряжения шпилек 3 три рельса с тарельчатыми шайбами 4 объединяются в единый трехглавый рельсовый блок, причем шейки рельсов образуют два замкнутых трубчатых контура.

Каждый из дополнительных рельсов 2 содержит боковую главу , соединенную с зетобразной шейкой, состоящей из трех участков: горизонтального нижнего с, вертикального среднего d и наклонного верхнего е. Угол наклона верхнего е участка составляет 10…15° к горизонтали.

В зоне сопряжения нижнего с и вертикального d участков имеется продольная канавка f, копирующая край поверхности подошвы основного рельса 1.

Дополнительные рельсы 2 объемлют основной рельс 1, взаимодействуют с ним торцами наклонных участков е под основной главой рельса 1 и канавками f нижнего участка с и четко фиксируются. При гарантированной затяжке шпилек 3 пневмогайковертом три рельса объединяются в единое целое и образуют трехглавый рельсовый блок с двумя трубчатыми полостями внутри, обеспечивающими возрастание моментов инерции рельса при кручении во много раз.

Дополнительные рельсы 2 изготавливают на прокатном стане из износостойкой рельсовой стали.

Первоначально прокатывается плоская заготовка, а затем шейке рельса придается необходимая зетобразная форма. Резьба на шпильках 3 накатывается на специальных станках, что повышает выносливость шпилек по сравнению с нарезными шпильками. Сборку рельсов производят механизировано с затяжкой шпилек пневмогайковертами.

Экономический эффект достигнут в связи:

– с увеличением моментов инерции рельса при изгибе в 4…5 раз, при кручении в 150…200 раз, момента сопротивления трехглавого рельсового блока в 2 раза;

– это в свою очередь вызывает столь значительное снижение динамической локальной составляющей напряжений, что возникновение усталостных трещин в подкрановой балке исключено;

– трехглавый рельсовый блок легко закрепляется на верхнем поясе подкрановой балки шпильками и фиксируется по центру главами дополнительных рельсов;

– упомянутый блок надежно соединен с балкой, работает совместно с ней и повышает несущую способность сечения до двух раз;

– уменьшен износ как рельсов, так и колес кранов из-за отсутствия реборд;

– обеспечен способ замены трехглавого рельсового блока поступательной продольной надвижной с одного из торцов цеха без остановки работы кранов [3].

Список литературы

1. СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.

2. Нежданов К.К., Нежданов А.К. Подкрановый рельс: Патент России №2089698, приоритет от 5.12/94. Опубликован в БИ №25 – 1997.

3. Нежданов К.К. Совершенствование подкрановых конструкций и методов их расчета/дисс. на соискание уч. степени доктора техн. наук – Пенза, 1992.

4. Нежданов К.К., Нежданов А.К. Подкрановая конструкция: Патент России №2067075. Опубликован в БИ №27 – 27.09.1996.

Формула изобретения

Трехглавый рельсовый блок, содержащий основной рельс и два дополнительных рельса, расположенных симметрично основному, причем шейка каждого дополнительного рельса имеет горизонтальный участок, соединенный с одной стороны с главой этого рельса, отличающийся тем, что шейка каждого дополнительного рельса имеет вертикальный и наклонный участки, причем горизонтальный участок шейки с другой стороны переходит в вертикальный участок, переходящий в упомянутый наклонный участок, шейка каждого дополнительного рельса выполнена с продольной канавкой, копирующей форму поверхности края подошвы основного рельса и расположенной в зоне сопряжения упомянутых горизонтального и вертикального участков, дополнительные рельсы охватывают основной рельс с двух сторон, взаимодействуя с основным рельсом упомянутыми канавками и торцами наклонных участков, расположенными под главой основного рельса, и соединены друг с другом шпильками, проходящими через их шейки и шейку основного рельса с образованием двух трубчатых контуров.

РИСУНКИ


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.07.2004

Извещение опубликовано: 20.09.2006 БИ: 26/2006


Categories: BD_2240000-2240999