Патент на изобретение №2239913

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2239913 (13) C2
(51) МПК 7
H01L21/66, G01N27/00, G01N21/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002121238/28, 05.08.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.08.2002

(43) Дата публикации заявки: 20.03.2004

(45) Опубликовано: 10.11.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
JP 01-124229, 17.05.1989. JP 02-132355, 21.05.1990. JP 11-312718, 09.11.1999. JP 56-051653, 09.05.1981. SU 1493023, 20.01.1996. US 5769540, 23.01.1998.

Адрес для переписки:

367003, г.Махачкала, ул. Ярагского, 94, Институт физики ДНЦ РАН, А.А. Абдуллаеву

(72) Автор(ы):

Абдуллаев А.А. (RU),
Алиев А.Р. (RU),
Камилов И.К. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Институт физики Дагестанского научного центра РАН (RU)

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДРЕЙФОВОЙ ПОДВИЖНОСТИ ПОЛУПРОВОДНИКОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области полупроводниковой техники и электроники. Предложен способ определения дрейфовой подвижности полупроводников, основанный на измерении времени достижения максимального (пикового) значения диффузионно-дрейфового тока неравновесных носителей, возбуждаемых короткими импульсами света из области сильного поглощения через один из контактов. При условии превышения дрейфового потока над диффузионным подвижность может быть вычислена по формуле: =d2(2Utmax)-1, где d – расстояние между контактами, U – приложенное напряжение, tmax – время достижения пикового значения фототока. В результате упрощаются измерения с использованием принципиально нового подхода к определению дрейфовой подвижности полупроводников. 2 ил.

Изобретение относится к области полупроводниковой техники и электроники, может быть использовано в научно-исследовательских институтах и технологических лабораториях.

Для измерения подвижности полупроводников в основном используется метод, основанный на эффекте Холла. Этот метод встречается с большими трудностями, когда необходимо измерять подвижность высокоомных образцов (R>107 Ом), поскольку здесь требуются очень сильные постоянные магнитные поля, а также при измерениях в магнитных материалах, так как трудно адекватно оценить, в каких реально магнитных полях происходит перемещение носителей тока в материалах со спонтанной намагниченностью. Другие непосредственные способы определения дрейфовой подвижности [1, 2], основанные на использовании световых или инжекционных зондов, от которых неравновесные неосновные носители через какое-то время доходят до запирающего контакта, что фиксируется с помощью осциллографа, как правило, требует значительно больших дрейфовых и диффузионных длин, а значит, и подвижности.

Так, в [1] описан способ определения дрейфовой подвижности, основанный на инжекции в одном конце нитевидного кристалла неосновных носителей, которые, двигаясь во внешнем электрическом поле U, доходят до коллектора, представляющего собой обратно включенный запирающий контакт. Осциллографом определяется интервал времени t между началом движения электронного пакета “наводкой от инжектирования” и приходом их к коллектору, что проявляется в виде второго пика. Зная расстояние l между точкой инжекции и коллектором определяют подвижность как =l2(tU)-1.

Для материалов с малыми подвижностями (<1 см2B-1с-1) приходится световой или инжекционный зонд и запирающий контакт устанавливать на очень близком расстоянии, что не исключает попадания рассеянного света в промежуток между зондом и запирающим контактом, а в случае инжекционного зонда случайных коротких замыканий.

Техническим результатом данного изобретения является разработка принципиально нового способа определения дрейфовой подвижности полупроводников, лишенного выше приведенных ограничений.

С этой целью для возбуждения неравновесных носителей была выбрана конфигурация освещения короткими импульсами из области сильного поглощения через один из электрических контактов. Схема освещения образца приведена на фиг.1а. Образец 1, к которому нанесен омический контакт 2, припаян к сапфировой пластинке 3 с нанесенным слоем индия 4. Пластинка 3 прикреплена к хладопроводу 5 оптического криостата. Прижим обеспечивался диафрагмой 6 через кварцевое стекло 7. Тонкая медная сетка 8, напыленная индием с обеих сторон, зажималась между образцом и кварцевым стеклом. Эта сетка выполняет роль прозрачного контакта. Возбуждение производилось лазером ЛГИ-21 (=0,337 мкм) с длительностью импульсов 10-8 с. Используя технику стробоскопического интегрирования [3], записывались формы импульсов фототока, проявляющиеся вслед за импульсами света при синхронном включении интегратора и лазера (фиг.1б). Импульсы тока имеют колоколобразную форму с резко выраженными максимальными значениями. Время tmах достижения максимального значения тока в сотни раз превышает длительность импульсов света. Как показал проведенный нами вычислительный эксперимент, это время во внешних электрических полях, приводящих к подавлению диффузионных потоков дрейфовыми, связано с подвижностью носителей по формуле:

где d – размер образца от контакта до контакта, U – разность потенциалов, при которой наблюдается импульс тока. Формула (1) справедлива при выполнении условия:

где lE – дрейфовая длина; lD – диффузионная длина.

Для проведения вычислительного эксперимента формула распределения концентрации n неравновесных носителей при данной конфигурации и режимах возбуждения, приведенная в [4]

использовалась нами для нахождения тока:

где t – текущее время; х – координата, отсчитываемая от освещаемого контакта на торце образца к неосвещаемому контакту; – время жизни неравновесных носителей; S – площадь поперечного сечения образца; D – коэффициент диффузии; Ex – проекция напряженности электрического поля на ось x; е – величина заряда электрона.

Переходя к безразмерных величинам

выражение (4) запишем в следующем виде:

Исследовать выражение (6) аналитически не удается, так как производная от него содержит аналитически невычисляемый интеграл. Поэтому вычисления производились с использованием ЭВМ. Расчеты при дискретных значениях L и В показывают, что кривая I(T) имеет такую же форму, как и на фиг.1б, и притом зависимость времени максимума Tmax=tmax/ от L при В1, то есть при условии (2), имеет линейный характер с тангенсом угла наклона 1/2:

Зависимость Tmax от В для любых L имеет форму кривой насыщения, и стационарное значение Тmax равно половине L для данной кривой.

Подставляя (5) в (7), получим выражение (1) для подвижности.

Остается выяснить, какое необходимо взять значение U, чтобы реально удовлетворялось условие (2). Для этой цели, поскольку L и В можно менять, задавая различные значения Е (5), I(Т), вычислялось при различных значениях Е, фиксировалось время Tmах и строилась зависимость Tmах(E), которая приведена на фиг.2. Здесь отметим, что и D задавались в соответствии с соотношением Эйнштейна:

где k – постоянная Больцмана; – температура.

Основной результат вычислительного эксперимента заключался в том, что условие (2) выполняется сразу после прохождения зависимости Тmax(Е) через точку С с максимальной скоростью падения (фиг.2). Таким образом, для определения дрейфовой подвижности в реальных образцах следует записать зависимость tmax(U), выбрать значения tmах и U после самого сильного участка спада tmax(U) и по формуле (1) произвести расчет искомой величины.

На фиг.1а приведена схема ячейки для образца, используемая при освещении образца через контакт: 1 – образец, 2 – омический контакт, 3 -сапфировая пластинка, 4 – слой индия, 5 – хладопровод оптического криостата, 6 – диафрагма, 7 – кварцевое стекло, 8 – медная сетка.

На фиг.1б показана зависимость фототока от времени после попадания на образец наносекундного импульса света от лазера ЛГИ-21 при комнатной температуре.

На фиг.2 приведена зависимость безразмерного времени Tmax достижения максимального значения безразмерного тока от напряженности Е приложенного электрического поля.

Кривая, приведенная на фиг.1б, была получена для CdCr2Se4 с d=0,1 см при комнатной температуре, то есть выше точки Кюри, и при U=40 В. Максимум этой кривой приходится на tmax=36 мкс. Значение подвижности, рассчитанное по формуле (1) для этих данных, равное =3,47 см2В-1с-1, соответствует значению, полученному из холловских измерений =2,8 см2B-1c-1, что можно считать в пределах ошибок измерения достаточно хорошим совпадением.

Источники информации

1. Рывкин С.М. Фотоэлектрические явления в полупроводниках. – М.: Наука, 1963, с.347-360.

2. Haynes J.R., Shockley W. Phys. Rev., 1951, vol.81, p.835.

3. Абдуллаев А.А., Гаджиев А.З. ФТП, 1991, т.25, №1, с.30-34.

4. Зеегер К. Физика полупроводников. – М.: Мир, 1977, с.161.

Формула изобретения

Способ определения дрейфовой подвижности Е полупроводников, отличающийся тем, что на противоположных гранях образца в виде плоскопараллельной пластинки располагают два омических контакта, один из которых – прозрачный – выполнен в виде тонкой медной сетки, покрытой с обеих сторон слоями индия и прижатой между образцом и кварцевым стеклом с помощью диафрагмы, измеряют расстояние между контактами d (толщину образца), прилагают к контактам электрическое напряжение U, облучают образец через диафрагму и прозрачный контакт короткими (порядка 10-8 с) импульсами света из области сильного поглощения (=0,337 мкм), стробоскопическим методом регистрируют изменение фототока со временем, находят время tmax достижения пикового значения фототока, изменяя U строят график зависимости tmах от U до прохождения участка с максимальной скоростью его спада, выбирают выше этого участка соответствующие друг другу значения tmax и U и по формуле Е=d2(2Utmax)-1 вычисляют дрейфовую подвижность.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.08.2004

Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007


Categories: BD_2239000-2239999