Патент на изобретение №2239844

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2239844 (13) C2
(51) МПК 7
G01S13/00, B64G1/66
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002117884/02, 04.07.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.07.2002

(43) Дата публикации заявки: 10.02.2004

(45) Опубликовано: 10.11.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
В.И. ГАЛКИН и др. Радиотехнические системы в ракетной технике. – М.: Воениздат, 1974, с.209-211. RU 2126979 C1, 27.02.1999. RU 2178187 С2, 10.01.2002. US 5287111 А, 15.02.1994.

Адрес для переписки:

141070, Московская обл., г. Королев, ул. Пионерская, д.4, РАКЦ им. К.Э. Циолковского, зам. директора аналитического центра РАКЦ Э.М. Янулевичу

(72) Автор(ы):

Сенкевич В.П. (RU),
Назаров Ю.П. (RU),
Янулевич Э.М. (RU),
Дьяконова О.С. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского (RU)

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПЛАЗМЕННОГО СЛЕДА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к способам изменения и усиления сигнальных характеристик космических объектов и ракет при входе их в атмосферу. Кромка днища космического объекта выполняется со скосом, расположенным под углом 0-90° к образующей боковой поверхности корпуса. В днище со стороны скоса выполняются конусообразные углубления. В каждом из углублений закрепляется конусообразный элемент с плазмообразующим составом. Элемент охватывается разрезной пластиной из материала с термомеханической памятью формы, с прикрепленным к ней теплозащитным покрытием на основе асбеста. Толщина покрытия возрастает от одного элемента к другому в пределах каждой из полуокружностей днища. Таким выполнением устройства достигается повышение сигнальных характеристик космических объектов, входящих в атмосферу. 2 ил.

Разработка относится к ракетно-космической технике и, в частности, к способам изменения и усиления сигнальных характеристик элементов космических объектов и ракет при входе их в атмосферу Земли.

Интенсификация плазменного следа космических объектов и головных частей ракет в атмосфере является важной задачей, поскольку это позволяет отслеживать их движение заблаговременно и на больших расстояниях, а по оптическим и радиолокационным характеристикам спутного следа уточняется траектория движения этих объектов и определены расчетные точки падения их. Это важно для своевременного их обнаружения после приземления для скорейшего получения научно-технических результатов полета в космосе (получение для обработки фотоснимков Земли, данных мониторинга земной поверхности, результатов работы бортовых систем и пр.).

В настоящее время известны два основных способа ионизации пространства, применяемых в научных и технических целях:

– распыление и сжигание легкоионизируемых элементов (цезия, натрия и т.д.),

– высотные ядерные взрывы, которые в мирное время не реализуемы.

Физические принципы изменения электрических свойств среды с помощью искусственной ионизации пространства основаны на явлениях поглощения, отражения и преломления электромагнитных волн в плазме.

Как известно из электродинамики, отражение электромагнитных волн имеет место во всех случаях, когда макроскопические параметры неоднородности отличны от соответствующих параметров среды, в которой распространяются радиоволны. По этой же причине имеет место и преломление радиоволн.

Таким образом, для обеспечения значительного отражения радиоволн ионизированными образованиями необходимо локальное изменение макроскопических параметров среды. Применение указанных макроскопических параметров в качестве электрических характеристик среды допустимо, если среднее расстояние d между частицами, образующими среду, много меньше длины волны (d<< ), т.е. когда для падающей и распространяющейся волн среда представляется сплошной.

Коэффициент преломления n ионизированной среды (локальной неоднородности) без учета влияния магнитного поля Земли приближенно определяется следующей формулой:

Здесь f – несущая частота в герцах;

N – число электронов в одном кубическом метре.

При достаточно высокой концентрации электронов радиоволны могут полностью отражаться от ионизированной области (полное внутренне отражение). Критическая частота, соответствующая полному отражению радиоволн, определяется из условия n=0, отсюда следует, что для получения полного отражения от ионизированной области колебаний с несущей частотой f необходимо иметь концентрацию электронов:

Например, для волны =3 см получаем N=1018 э/м3.

Чтобы обеспечить заданную концентрацию электронов (N), необходимо иметь мощные источники ионизации (пороговая концентрация электронов, необходимых для визуального обнаружения ионизации, равна 1017-1018 электронов на один кубический метр).

С достаточной точностью можно считать, что необходимая мощность источника ионизации равна

I= N2,

где – коэффициент рекомбинации электронов, равный у поверхности Земли примерно =10-12 см3/(с· э).

При N=1018 э/см3 и =10-12 см3/(с· э) мощность источника ионизации должна быть I=1024 э/(м3· с) или I=1018 э/(см3· с).

(Вакин С.А., Шустов Л.Н. Основы радиопротиводействия и радиотехнической разведки. – М.: Сов. радио, 1988 г.)

Иными словами, для создания ионизированной области с концентрацией 1018 электронов на один кубический метр источник ионизации должен в одну секунду создавать 1024 электронов в кубическом метре. Такая высокая концентрация электронов может быть кратковременно создана при ядерных взрывах или при одновременном сгорании больших количеств легкоионизирующихся элементов, например цезия и др.

В связи с тем что на конечном участке траектории полета космических объектов оптические и радиолокационные средства имеют возможность регистрировать сигнальные характеристики как испытываемых объектов, так и спутного (плазменного следа), актуальными для улучшения условий наблюдения являются вопросы целенаправленной интенсификации сигнальных характеристик космических объектов и спутного следа в плотных слоях атмосферы.

Задачей изобретения является повышение эффективности искусственной ионизации плазменного следа космического объекта при его полете в плотных слоях атмосферы.

Указанная задача достигается устройством для интенсификации плазменного следа космического объекта, характеризующимся тем, что кромка днища космического объекта выполнена со скосом, расположенным под углом 0-90° к образующей боковой поверхности корпуса. В днище со стороны скоса выполнены конусообразные углубления. В каждом из углублений закреплен конусообразный элемент с плазмообразующим составом, охватываемый разрезной пластиной из материала с термомеханической памятью формы, с прикрепленным к ней теплозащитным покрытием на основе асбеста. Толщина покрытия возрастает от одного элемента к другому в пределах каждой из полуокружностей днища.

Предлагаемое устройство представлено на фиг.1 и фиг.2. На фиг.1 представлено расположение устройства на корпусе космического объекта. На фиг.2 изображена схема “отстрела” плазмообразующего элемента.

На скосах 1 (фиг.1) днища корпуса 2 космического объекта выполнены конусообразные углубления 3, в которых размещены конусообразные элементы 4, содержащие спрессованную смесь соединений цезия, например C8Cs5, и экзотермического вещества. Элементы 4 охватываются согнутыми в форме треугольника пластинами 5, выполненными из материала с термомеханической памятью, например из сплава никеля и титана HT-1. При этом пластина обладают “памятью” формы в виде дуги, выгнутой в обратную сторону по сравнению с формой “заневоленной” пластины в виде треугольника.

Изогнутые пластины 5, охватывающие по образующим элементы 4, установлены в углублениях 3 таким образом, что разрезное основание пластины прилегает к основанию конусных элементов 4 и находится с наружной стороны скосов 1 днища космического объекта. В свою очередь, конусообразные элементы 4 установлены в углублениях 3 таким образом, что угол между плоскостью основания элементов 4 и образующей боковой поверхности космического объекта составляет 0-90° .

К основаниям выгнутых в форме треугольников пластин 5 приклеено теплозащитное покрытие 6, например, в виде слоев асбеста различной толщины, таким образом, что толщина покрытия на пластинах возрастает от одного элемента к другому в пределах одной половины окружности среза днища. При этом распределение толщины теплозащитного покрытия на элементах другой половины окружности среза днища осуществлено таким образом, что симметрично расположенные пластины 5 имеют одинаковую толщину теплозащитного покрытия.

Устройство работает следующим образом. При входе в атмосферу космического объекта на высотах порядка 70-63 км за счет аэродинамического торможения возникает ударная волна, температура во фронте которой достигает тысячи градусов. Величина теплового потока на донную часть космического объекта зависит от его формы, а также от времени движения в атмосфере и, соответственно, от высоты полета. Расчеты и экспериментальные данные показывают, что полный тепловой поток на днище за время около 20 с может достигать ~1400 ккал/м2.

Под воздействием тепла происходит прогрев слоев теплозащитного покрытия на пластинах 5 и последующий нагрев материала самих пластин. При достижении температуры, например, ~100° С пластины резко восстанавливают форму “памяти”, выпрямляясь и выгибаясь в обратную сторону, разрушают клеевое соединение и “выстреливают” элементами 4 в строну фронта ударной волны 7. При этом происходит последовательное попарное отделение симметрично расположенных элементов 4, начиная с элементов, покрытых наименьшими по толщине слоями теплозащитного покрытия, что предельно снижает возможный реактивный момент отделения, который мог бы нарушить устойчивость космического объекта при малых его размерах.

Элементы 4, включающие в себя экзотермическую смесь, при нагреве в струе раскаленных газов до температуры (400-500)° С возгораются и при дальнейшем горении поднимают температуру смеси во фронте горения до ~2200 К, при которой происходит интенсивная ионизация паров с выделением электронов, поступающих во фронт ударной волны.

Отражение электромагнитных волн от плазменного следа космического объекта возможно, когда частота РЛС (fс) будет меньше плазменной частоты объема газа (fn), то есть fcn. При этом fn определяется из выражения (см. Великантов В.Д. и др. Радиотехнические системы в ракетной технике. – М.: Воениздат, 1974, с.203)

где Ne – концентрация электронов в плазменном следе.

При скорости входа в атмосферу, соответствующей числу Маха М 15…20, концентрация электронов в плазменном следе будет на уровне Ne=(1012…1013) см-3. При этих данных fn 2,7· 1010 Гц, то есть n 1 см. Поэтому плазменный след от космического объекта должны обнаружить РЛС с длиной волны >1 см.

В то же время, если увеличить концентрацию Ne в плазменном следе, то имеется возможность создать протяженное интенсивное плазменное образование. При этом достигаются две цели: во-первых, так как по интенсивности плазменного следа РЛС определяют высоту объекта, то создается возможность наблюдения полета космического объекта на большей высоте. Во-вторых, из-за турбулентности плазменного следа возникают отдельные сгустки, находящиеся на значительном расстоянии от объекта и имеющие ЭПР больше, чем объект, при этом РЛС переключается на их сопровождение.

В качестве плазмообразующих составов могут быть, например, использованы смеси, включающие соединения цезия, натрия и углерода. Эти смеси имеют плотность 2,3 г/см3, обеспечивают выход электронов при ионизации ~ 2· 1019 электр./г при расходе смеси, например, на высоте 50 км – (5-6) г/с, на высоте 40 км – 10 г/с, на высоте 30 км – 15 г/с.

В качестве элементов выбрасывания в устройстве использованы пластины из сплава никелида титана TH-1. У этого сплава стадия мартенситных превращений (фиксирование памяти формы) происходит при температуре ~ 500° С и выдерживании при этой температуре в течение 50 мин. Изогнутые в форме треугольников пластины из этого сплава восстанавливают форму при температуре 80-100° С (СССР, а.с. №244427, F 16 В 19/06, 1986).

В соответствии с фиг.1 пластины 5, имеющие, например, форму равнобедренного треугольника с разрезом на середине основания, при нагреве последовательно выпрямляют изгибы при основании и в вершине. При этом усилие восстановлении формы для сплава TH-1 достигает 40 кг/мм2, что обеспечивает разрушение клеевых соединений и “выстреливание” элементов 4 в направлении, перпендикулярном поверхности скосов. В случае, если угол между плоскостью основания элементов 4 и образующей боковой поверхности космического объекта составляет 0° , обеспечивается наиболее быстрое попадание элементов во фронт ударной волны. При углах, меньших 0° , выбрасывание происходило бы навстречу движению космического объекта, что затруднило бы движение элементов к ударной волне. При угле между основанием элементов 4 и боковой поверхностью космического объекта, равном 90° , отстрел элементов происходит по направлению, параллельному боковой поверхности космического объекта, что приводит к задержанию момента попадания элементов в наиболее разогретые слои плазмы. При дальнейшем увеличении угла (>90° ) происходит существенная задержка момента загорания вводимых элементов 4. Поэтому оптимальный диапазон углов установки элементов выбран (0-90)° .

Как показывают наблюдения, в плотных слоях атмосферы тепловой поток на днище космического объекта нарастает неравномерно. Поэтому для расчета толщины теплозащитного покрытия, например, для “срабатывания” одного из элементов к высоте 46 км справедливы следующие соотношения:

Qтn=m1c1 T1+m2c2 T1,

где Qтn – тепловой поток на донную часть при снижении космического объекта до высоты 46 км,

m1, m2 – масса теплозащитного покрытия и пластины с термомеханической памятью соответственно,

c1, с2 – удельная теплоемкость теплозащитного покрытия и пластины соответственно,

T1 – температура нагрева теплозащитного покрытия и пластины.

В свою очередь, масса m1 теплозащитного покрытия определяется зависимостью:

m1=V1 1=l1 1 1,

где V1 – объем материала теплозащитного покрытия; 1 – плотность материала теплозащитного покрытия; l1, 1 – длина и толщина соответственно.

Исходя из этих зависимостей регулирование моментов “отстрела” элементов осуществляется подбором толщины теплозащитного покрытия с заданными теплоизоляционными свойствами

где Qтn определяется к заданному времени t(c) срабатывания элементов устройства, например, на высотах 55, 50, 45, 35 км.

В соответствии с приведенными зависимостями толщины теплозащитного покрытия на основе асбеста (CaO· 3MgO· 4SiO2), нанесенного на пластины и основания сгораемых элементов, лежат в пределах 1-5 мм. При этом отстрел элементов происходит последовательно на высотах 60-35 км.

Следует при этом отметить, что для различных типов космических объектов свойственны различные параметры входа в атмосферу и соответственно обусловлены различные тепловые потоки на днище. Поэтому возможны вариации толщин теплозащитного покрытия за счет изменения геометрических размеров пластин из сплава с термомеханической памятью формы, а также вариаций режимов термообработки сплава или изменений его химического состава. В этом случае диапазон срабатывания пластин может быть определен в пределах, например, 100-300° С.

Таким образом, эффективность работы заявляемого устройства обусловлена следующими критериями:

– автоматическим срабатыванием плазмообразующих элементов при воздействии тепловых потоков к заданному моменту времени на определенной высоте полета космического объекта;

– отсутствием влияния способа установки устройства на аэродинамические качества космического объекта;

– минимальным воздействием факта отстрела плазмообразующих элементов на устойчивость космического объекта в полете, поскольку симметрично установленные элементы отстреливаются одновременно, а энергия прогиба пластин расходуется практически только на выталкивание плазмообразующих составов;

– быстрым загоранием плазмообразующих составов за счет направленного выталкивания их в высокотемпературную плазму, т.е. под углом к направлению движения космического объекта.

Формула изобретения

Устройство для интенсификации плазменного следа космического объекта, характеризующееся тем, что кромка днища космического объекта выполнена со скосом, расположенным под углом 0-90° к образующей боковой поверхности корпуса, в днище со стороны скоса выполнены конусообразные углубления, в каждом из которых закреплен конусообразный элемент с плазмообразующим составом, охватываемый разрезной пластиной из материала с термомеханической памятью формы, с прикрепленным к ней теплозащитным покрытием на основе асбеста, толщина которого возрастает от одного элемента к другому в пределах каждой из полуокружностей днища.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.07.2005

Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007


Categories: BD_2239000-2239999