Патент на изобретение №2239117
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ МОНТАЖА СБОРНО-РАЗБОРНОГО НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА С СОЕДИНЕНИЕМ “РАСТРУБ”
(57) Реферат:
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется при сооружении и эксплуатации нефтепродуктопроводов. Раскладывают трубы по трассе, размещают в пазах раструба резиновые уплотнительные и стальные запорные кольца. Стыкуют раструбы одной трубы с манжетой другой до герметичного соединения. Перед размещением резинового уплотнительного кольца в пазах раструба определяют величину относительной деформации сжатия Изобретение относится к сборно-разборным трубопроводам, в частности, имеющим быстроразъемное соединение типа “Раструб”, и может быть использовано при эксплуатации сборно-разборных нефтепродуктопроводов (СРН). В последние годы все более актуальной становится проблема транспорта нефти и нефтепродуктов в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Широкое применение для решения поставленной задачи нашли комплекты СРН, обеспечивающие возможность сооружения круглогодичной транспортной магистрали протяженностью до 150 км, средним темпом монтажа в условиях тундры ~2,5 км в сутки, с подачей 3000 т/сут, сроком окупаемости капитальных вложений 1 год. Применение СРН обусловлено рядом преимуществ перед сварными нефтепроводами: они имеют сравнительно невысокую стоимость сооружения, обладают возможностями быстрого возведения и многократного использования на новых направлениях. Применение подвижных соединений “Раструб” компенсирует силовые воздействия грунта и тепловую деформацию труб, что исключает сооружение специальных компенсаторов и позволяет прокладывать СРН без предварительного нивелирования местности. Сборно-разборные нефтепродуктопроводы включают запорную арматуру, отрезки труб с раструбом на одном конце и манжетой на другом, комплект резиновых уплотнительных и стальных запорных колец, уложенных в ящики. Одной из проблем в области эффективного применения СРН является монтаж быстроразъемного соединения типа “Раструб” в условиях отрицательных температур. Монтаж быстроразъемного соединения типа “Раструб” представляет собой раскладку отрезков труб по трассе, размещение в пазах раструба резинового уплотнительного и стального запорного колец, а также последующую стыковку раструба одного отрезка с манжетой другого отрезка до полного герметичного соединения. При размещении резинового уплотнительного кольца в пазах раструба и последующей стыковке с манжетой кольцо механически деформируется (удар, сдвиг, сжатие, растяжение и т.д.), при этом оно должно обеспечивать осевую и угловую подвижность труб для компенсации температурных напряжений и относительную соосность при прокладке на местности. Резиновое уплотнительное кольцо является наиболее значимым элементом быстроразъемного соединения типа “Раструб”, обеспечивающее герметичность СРН в целом. Уплотнение соединения достигается за счет давления перекачиваемой среды, которым уплотнительные кромки резинового кольца прижимаются к трубе (манжете) и раструбу, при этом степень герметичности возрастает с повышением внутреннего давления. При отсутствии избыточного давления герметичность обеспечивается за счет прижатия кромок кольца к уплотняемым поверхностям при сборке. Основной причиной неудовлетворительной эксплуатации СРН является низкая надежность соединения “Раструб” в условиях пониженных температур из-за изменения упругопрочностных (эластичных) свойств материала резиновых уплотнительных колец. Как показали исследования, проведенные авторами, показатель относительной деформации сжатия, характеризующий высокоэластические и упругие свойства кольца, уменьшается при изменении температуры окружающей среды с 20 Учитывая температурные характеристики районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока (например, ~60% ежегодной эксплуатации СРН “Талакан-Витим”, Республика Саха (Якутия), проходит в условиях отрицательных температур окружающего воздуха) и наземный вариант прокладки СРН, проведение операций по замене (монтажу) колец крайне затруднены, требуют больших трудозатрат, при этом риск повторного монтажа значительно возрастает из-за возможного повреждения (разрушения) рабочих кромок уплотнительных колец. Известен способ монтажа СРН в условиях низких температур, включающий раскладку отрезков труб по трассе, подготовку (подогрев) резиновых уплотнительных колец на обогревательных пунктах, размещение в пазах раструба резиновых уплотнительных и стальных запорных колец и последующую стыковку раструба одного отрезка с манжетой другого отрезка до полного герметичного соединения (Руководство по эксплуатации полевых магистральных трубопроводов. М.: Воениздат, 1968 г., п.306, стр.182 – прототип). Недостатком известного способа является необходимость организации пунктов обогрева в местах проведения работ. Кроме того, от момента обогрева колец до монтажа соединения “Раструб” СРН и перекачки нефтепродуктов проходит период времени, достаточный для их охлаждения до температуры окружающей среды, т.е. эффект от нагрева колец (повышение эластичности) сводится к нулю, что в конечном итоге может привести к разрушению рабочих кромок колец и в результате к потере герметичности соединений при эксплуатации. Технический результат изобретения – повышение надежности сборки с одновременным повышением экологической безопасности эксплуатации СРН. Технический результат достигается за счет того, что в способе монтажа СРН с соединением “Раструб”, включающем раскладку отрезков труб по трассе, размещение в пазах раструба резинового уплотнительного и стального запорного колец и последующую стыковку раструба одного отрезка с манжетой другого отрезка до полного герметичного соединения, согласно изобретению перед размещением резинового уплотнительного кольца в пазах раструба определяют величину относительной деформации сжатия Т=10 ч при Т=8 ч при Т=6 ч при Т=4 ч при Фактически используют процесс пластификации материала резинового уплотнительного кольца с помощью нефтепродукта. Для обоснования выбора нефтепродукта, пригодного для проведения дополнительной пластификации при минимальном времени выдержки, были проведены исследования образцов широко выпускаемых серийных резиновых уплотнительных колец при температуре (20±2) относительная деформация сжатия изменение массы масса веществ, экстрагированных нефтепродуктом из материала колец Мэ, – характеризует процесс вымывания пластификаторов (в том числе антифризов) из резины. Массу Мэ веществ определяют высушиванием набухшего после воздействия нефтепродукта образца и сопоставлением массы высушенного образца с его исходной массой. Время достижения постоянной массы при температуре (20±2) температурный предел хрупкости Тхр – характеризует морозостойкие свойства резин и определяет наивысшую температуру разрушения (растрескивания) охлажденного образца; монтируемость в раструб – характеризует способность кольца сохранять свои геометрические размеры и эластичность (относительную деформацию сжатия), необходимые для его установки в пазы соединения “Раструб”; относительное изменение геометрических размеров При контакте с автобензином АИ-92 в течение 1-10 ч происходит дополнительная пластификация резины колец, о чем свидетельствует изменение показателей ( Дополнительной пластификации резины кольца при выдержке в ТС-1 и нефтью в течение 72 ч не происходит. Изменение показателя “относительная деформация сжатия” равно 0, что исключает использование ТС-1 и нефти в качестве дополнительного пластификатора. Как показали исследования и практика эксплуатации резиновых уплотнительных колец, диапазон монтируемости в раструб при значениях относительной деформации сжатия находится в пределах: 20 Таким образом, суть изобретения заключается в том, что перед монтажом соединения резиновое уплотнительное кольцо выдерживают (пластифицируют) в автобензине АИ-92 при температуре (20±2) Так при
Способ реализуется следующим образом. Пример 1. Резиновые уплотнительные кольца Р 150 из резины 8613 для монтажа соединения типа “Раструб” по ГОСТ 20772-81 “Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы, основные параметры и размеры. Общие технические требования” поступают с заводов изготовителей резинотехнических изделий (РТИ) партиями (~3000 шт.) и хранятся на складе в ящиках. Прежде чем разместить резиновые уплотнительные кольца в пазах раструба, определяют относительную деформацию сжатия После определения показателя относительной деформации сжатия Используют стальные трубы диаметром 150 мм по ТУ 44-538-89 “Полевой магистральный трубопровод повышенной производительности ПМТП-150”, имеющие с одной стороны раструб с пазами для размещения резинового уплотнительного и стального запорного колец, с другой стороны – манжету. В заболоченной местности раскладку труб с размещенными в пазах раструба пластифицированными резиновыми уплотнительными кольцами вдоль выбранной трассы производят с борта медленно движущегося гусеничного снегоболотохода – трубовоза высокой проходимости типа “Ишимбай”. Сборку СРН в линию на грунте ручным способом выполняет бригада (8-10 человек) с темпом монтажа линейной части 2,5 км в сутки (в пересеченной местности при механизированном сооружении СРН используют трубомонтажную машину марки ТУМ-150М с производительностью 8 км в сутки). Пример 2. Необходимо провести плановую оценку технического состояния отдельного участка СРН длиной 2 км (~400 соединений “Раструб”). Осуществляют демонтаж 7 произвольно выбранных соединений “Раструб”. Резиновые уплотнительные кольца в количестве 7 шт. извлекают из раструбов отрезков труб и определяют Заявляемый способ может быть использован не только при монтаже вновь создаваемого СРН, но и при техническом обслуживании, когда нужно провести текущий ремонт его отдельных участков. Предлагаемый способ монтажа сборно-разборного нефтепродуктопровода с соединением “Раструб” прошел апробацию в 1996-2003 гг. при монтаже и эксплуатации СРН “Тадакан-Витим” в условиях республики Саха (Якутия) ННГК “Саханефтегаз” (Труды 25 ГосНИИ МО. Вып.52. – М.: OOO “Русло”, 2002, с.364). Ежегодно отбирались уплотнительные кольца из состава комплекта ЗИП СРН и наряду с другими показателями, характеризующими техническое состояние колец, определялся показатель относительной деформации сжатия. При необходимости монтажа и замены колец в условиях отрицательных температур проводилась дополнительная пластификация резиновых уплотнительных колец автобензином АИ-92. Используя заявленный способ, авторам удалось наиболее точно определить и повысить упругоэластичные и морозостойкие свойства уплотнительных колец, что обеспечило надежную круглогодичную работу соединений “Раструб” СРН “Талакан-Витим” (более 22 тыс. соединений, 110 км) в течение 7 лет. За весь период работы СРН не было аварий и неисправностей, связанных с проливами нефти и загрязнением окружающей среды. Таким образом, способ монтажа сборно-разборного нефтепродуктопровода с соединением “Раструб” позволяет: обеспечить повышение надежности, экологической безопасности СРН за счет проведения дополнительной пластификации колец; прогнозировать работоспособность соединения в различных условиях эксплуатации за счет сравнения с экспериментально определенными предельно допустимыми (браковочными) показателями относительной деформации сжатия, характеризующими упругопрочностные свойства колец; повысить экономическую эффективность эксплуатации за счет снижения затрат на ликвидацию аварийных проливов нефтепродуктов. Изобретение может быть использовано при эксплуатации сборно-разборных трубопроводов с соединением “Раструб” и особенно эффективно при проведении работ в условиях отрицательных температур как для вновь выпущенных (новых) колец, так и бывших в эксплуатации. Источники информации 1. Руководство по эксплуатации полевых магистральных трубопроводов. – М.: Воениздат, 1968, с.182 (прототип). 2. ГОСТ 20772-81. Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы, основные параметры и размеры. Общие технические требования. – М.: Изд. стандартов, 1989, c.11. 3. РД 50-690-89. Методические указания. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным. – М.: Изд. стандартов, 1990, с.15-16. 4. ТУ 44-538-89. Полевой магистральный трубопровод повышенной производительности ПМТП-150. – 63 КСЗ, г. Ивано-Франковск, 1988, 65 с. 5. ТУ 38 1051962-90. Кольца резиновые уплотнительные к полевым трубопроводам. Технические условия. – ДФ ВНИИЭМИ, 1990, с.2-3. 6. Харламова О.Д., Сергеев А.А., Рыбаков Ю.Н. Опыт эксплуатации уплотнительных колец сборно-разборного нефтепровода в условиях Крайнего Севера. Труды 25 ГосНИИ МО РФ. Выпуск 52. – М.: OOO “Русло”, 2002, с.364-379. Формула изобретения
Способ монтажа сборно-разборного нефтепродуктопровода с соединением “раструб”, включающий раскладку отрезков труб по трассе, размещение в пазах раструба резинового уплотнительного и стального запорного колец и последующую стыковку раструба одного отрезка с манжетой другого отрезка до полного герметичного соединения, отличающийся тем, что перед размещением резинового уплотнительного кольца в пазах раструба определяют величину относительной деформации сжатия Т=10 ч при Т=8 ч при Т=6 ч при Т=4 ч при MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.04.2008
Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010
|
||||||||||||||||||||||||||

сж этого кольца, после чего уплотнительное кольцо выдерживают в автомобильном бензине АИ-92 при температуре 20±2
С в течение времени, продолжительность которого выбирают по заданному соотношению, зависящему от
M – характеризует стойкость к воздействию нефтепродукта, а также возможность дополнительной пластификации материала (резины) колец. Изменение массы 


30%;