Патент на изобретение №2152148

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2152148 (13) C1
(51) МПК 7
A01G3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98118903/13, 13.10.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.10.1998

(45) Опубликовано: 10.07.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 93003791 A, 27.02.1997. FR 2565772 A, 20.12.1985. DE 19634670 A1, 05.03.1998. US 5695404 A, 09.12.1997. SU 476853 A, 29.03.1976. US 5771582 A1, 30.06.1998. GB 1196795 A, 01.07.1970. SU 53770 A, 31.08.1939. Гальперин М.И. и др. Машины для резания камня. – М.: Машгиз, 1964, с.248.

Адрес для переписки:

424024, г.Йошкар-Ола, пл. Ленина 3, МарГТУ, Отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Марийский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Юдин В.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Марийский государственный технический университет

(54) МОТОБЛОК


(57) Реферат:

Мотоблок содержит узел, включающий двигатель (1) внутреннего сгорания с топливным баком (2), закрепленные на редукторе (3), ранцевую подвеску, манипулятор (16) с гибкой подвеской (22), гидродвигатель (20), маслобак (9) и сменные рабочие органы (21). Мотоблок имеет также электрический двигатель (12) с возможностью его подсоединения к трансмиссии привода насоса (8) гидродвигателя (20) при отсоединении от нее двигателя (1) внутреннего сгорания. Узел размещен на тележке (10) с возможностью съема с нее и автономного использования. Мотоблок может быть использован как на объектах с электропитанием, так и автономно при отсутствии электроэнергии. 3 ил.


Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для обрезки кроны кустарников и деревьев, скашивания травы и обработки почвы, сбора жидкостей и полива, опрыскивания растений, обработки продуктов животноводства, разрушения горных пород, а также для очистки газонов от мусора, ремонта дорог, использования в качестве двигательной установки маломерных плавсредств.

Известно устройство, содержащее двигатель, трансмиссию и рабочие органы (см. Гальперин М. И. и др. Машины для резания камня, М., Машгиз, 1964, с. 248).

Недостатком этого устройства является следующее. Использование в этих устройствах электродвигателей ограничивает применение их в районах при отсутствии электроэнергии, т.е. ограничивает их функциональные возможности. Кроме того, удержание всего устройства руками оператора ограничивает зону обработки объекта на удаление от него, приводит к его быстрой утомляемости, а регулирование скоростей вращения сверла сменой зубчатых передач также приводит к ограничению функциональных возможностей подобного устройства.

Наиболее близким изобретением к предлагаемому является мотоблок, содержащий узел, включающий двигатель внутреннего сгорания с топливным баком, закрепленную на редукторе ранцевую подвеску, манипулятор с гибкой подвеской, гидродвигатель, маслоблок и сменные рабочие органы (см. RU 93003791, кл. A 01 G 3/04, 1997).

К недостаткам этого мотоблока следует отнести его ограниченные функциональные возможности при работе в закрытом помещении, когда выхлопные газы, образующиеся при эксплуатации мотоблока, ограничивают и исключают его применение.

Задача изобретения – расширение функциональных возможностей.

Технический результат – использование универсального мотоблока на объектах с электропитанием и автономно при отсутствии электроэнергии, что расширяет его функциональные возможности. Последнее также достигается и в результате безопасной эксплуатации универсального мотоблока при наличии электропривода, при работе на объектах, исключающих загазованность рабочего пространства, например в закрытых помещениях, горных выработках. Кроме того, привод универсального мотоблока, размещенный на передвижной тележке, облегчает труд оператора при длительной работе. Возможность размещения универсального мотоблока на операторе облегчает его труд в стесненных и труднодоступных местах.

Наличие регулируемого гидропривода с электрическим двигателем и двигателем внутреннего сгорания позволяет применять различные рабочие инструменты с достижением их рациональных режимов работы.

Так, с установкой различных рабочих органов представляется возможным выполнять следующие работы:
– с цепной пилой: обрезка крон деревьев, обработка стройматериала из дерева, резка смерзшегося силоса и соломы в буртах;
– с фрезами, барабанными щетками и спецдисками: рыхление грунта и покрытий, резка различных материалов, заточка инструмента, уборка территории от мусора и наледей;
– с генератором: освещение пространства, сварка материалов, привод ручного инструмента;
– со спецвинтами-крыльчатками: очистка покрытий от мусора, использование в качестве гребных винтов на плавсредствах, выработка продуктов из молока, откачка меда из сот;
– с насосом: забор жидкостей, полив и опрыскивание растений, сбор различных отравляющих веществ и нефтепродуктов.

Технический результат достигается тем, что мотоблок снабжен электрическим двигателем с возможностью его подсоединения к трансмиссии привода насоса гидродвигателя при отсоединении от нее двигателя внутреннего сгорания, при этом узел размещен на тележке с возможностью съема с нее и автономного использования.

На фиг. 1 изображен мотоблок с размещением на тележке его привода от двигателя внутреннего сгорания;
на фиг. 2 – мотоблок с двигателем внутреннего сгорания, закрепленный на операторе.

Мотоблок содержит узел, включающий двигатель 1 внутреннего сгорания с топливным баком 2, которые закреплены на редукторе 3. На валу двигателя внутреннего сгорания 1 подвижно установлена кулачковая полумуфта 4, входящая в зацепление с кулачками шестерни 5, с возможностью взаимодействия ее с колесом 6. Колесо 6 закреплено на валу, выполненным заодно с зубчатой полумуфтой 7. На валу насоса 8 закреплена шестерня 5. Насос 8 соединен с маслобаком 9. Узел размещен на тележке 10, к направляющим 11 которой прикреплен электрический двигатель 12 с возможностью подсоединения трансмиссии привода насоса 8 при отсоединении от нее двигателя внутреннего сгорания 1 с топливным баком 2 и редуктором 3. На валу электрического двигателя 12 зафиксирована зубчатая полумуфта 13. Электрический двигатель 12 может быть подсоединен к электросети при включении штепселя 14. Для подачи масла от насоса 8 имеются шланги 15, прикрепленные к манипулятору 16 и к пульту на рукоятки 17 оператора. Пульт рукоятки 17 служит для регулировки подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания 1. На конце манипулятора 16 прикреплен переходный узел 19 с гидродвигателем 20, с возможностью подачи масла от насоса 8 гидродвигателя через пульт рукоятки 17.

На валу гидродвигателя 20 установлены в зависимости от необходимой выполняемой работы различные рабочие органы, например фреза 21. К рабочим органам могут также относиться цепные пилы, барабанные щетки, спецдиски, генераторы, крыльчатки, насосы и т.д.

Манипулятор 16 с гидродвигателем 20 и рабочим органом 21 через гибкую подвеску 22 подвешен на операторе 23. Съемный с тележки 10 узел универсального мотоблока, включающий двигатель внутреннего сгорания 1 с топливным баком 2 и редуктором 3 прикреплен на операторе 23 при помощи ранцевой подвески 24.

Принцип работы универсального мотоблока заключается в следующем.

При необходимости эксплуатации универсального мотоблока длительное время вне помещения, при отсутствии электроэнергии штепселем 14 (фиг. 1) отключенный электрический двигатель 12 перемещают по направляющим 11 вверх с выводом из зацепления полумуфт 7 и 13. Вводят в зацепление кулачковую полумуфту 4 с кулачками шестерни 5, заводят двигатель внутреннего сгорания 1, частоту вращения которого регулируют подачей топлива с пульта на рукоятку 18. От насоса 8 масло подается в гидродвигатель 20, частоту вращения которого регулируют с пульта, например дросселем на рукоятке 17. В результате этого обеспечивается рациональный режим работы рабочему органу 21. При необходимости эксплуатации универсального мотоблока с перерывами, вне помещения, в стесненных условиях, при отсутствии электроэнергии узел 1-2-3 снимают с тележки 10, закрепляют на операторе 23 (фиг. 3) при помощи ранцевой подвески 24, а манипулятор 16 с гидродвигателем 20 и рабочим органом 21 – с использованием гибкой подвески 22. В дальнейшем процесс эксплуатации универсального мотоблока аналогичен описанному выше (см. фиг. 1).

При необходимости эксплуатации универсального мотоблока в помещении, в горных выработках, при наличии электроэнергии, т.е. когда исключается его применение с включением двигателя внутреннего сгорания 1, привод осуществляется от электрического двигателя 12 (фиг. 2). Для этого кулачковую полумуфту 4 выводят из зацепления с кулачками шестерни 5. При этом электрический двигатель 12 по направляющим 11 опускается в нижнее положение и неподвижно фиксируется винтами. При этом зубчатую полумуфту 13 вводят в зацепление с зубчатой полумуфтой 7. При помощи гибкой подвески 22 манипулятор 16 с гидродвигателем 20 и рабочим органом 21 закрепляют на операторе 23 (по аналогии, как на фиг. 3).

При помощи штепселя 14 осуществляют подключение электрического двигателя 12 к электросети. С вала электрического двигателя 12 вращение через зубчатую пару 6 – 5 передается на вал насоса 8 с подачей масла в гидродвигатель 20 и обеспечением вращения рабочего органа 21. В дальнейшем процесс работы с универсальным мотоблоком аналогичен процессу, описанному выше по фиг. 1 (но с отключенным двигателем внутреннего сгорания).

Формула изобретения


Мотоблок содержит узел, включающий двигатель внутреннего сгорания с топливным баком, закрепленные на редукторе, ранцевую подвеску, манипулятор с гибкой подвеской, гидродвигатель, маслобак и сменные рабочие органы, отличающийся тем, что он снабжен электрическим двигателем с возможностью его подсоединения к трансмиссии привода насоса гидродвигателя при отсоединении от нее двигателя внутреннего сгорания, при этом узел размещен на тележке с возможностью съема с нее и автономного использования.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.10.2000

Номер и год публикации бюллетеня: 15-2002

Извещение опубликовано: 27.05.2002


Categories: BD_2152000-2152999