Патент на изобретение №2152117
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КОРОТКОЗАМКНУТАЯ ОБМОТКА РОТОРА АСИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
(57) Реферат: Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в частотно-управляемых асинхронных машинах на транспорте и в промышленности. Короткозамкнутая обмотка ротора асинхронной машины содержит уложенные в пазы сердечника стержни, расслоенные по высоте на элементарные проводники, изолированные друг от друга диэлектриком, и короткозамыкающие кольца, выполненные из ряда изолированных диэлектриком элементарных колец, замыкающих по два и по одному элементарному проводнику стержня каждого паза соответственно. Изобретение позволяет снизить электрические потери в короткозамкнутой обмотке ротора от высших временных гармоник напряжения при питании машины от источника несинусоидального напряжения. 2 з. п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам и предназначено для использования в частотно-управляемых асинхронных машинах на транспорте и в промышленности. Известна короткозамкнутая обмотка ротора асинхронной электрической машины в виде беличьей клетки [1, 2], содержащая в пазах сердечника массивные медные либо алюминиевые стержни, соединенные с обоих торцов ротора короткозамыкающими кольцами, выполненными из соответствующего материала. Недостатком такой обмотки ротора является существенные электрические потери в стержнях от поверхностного эффекта, вызванного высшими временными гармониками (ВВГ) напряжения при питании машины от источника с несинусоидальным напряжением. Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является короткозамкнутая обмотка ротора асинхронной электрической машины [3], содержащая уложенные в пазы сердечника стержни, расслоенные по высоте на элементарные электрически изолированные проводники и массивные короткозамыкающие кольца. Однако, в связи с замыканием массивными кольцами по высоте всех элементарных проводников стержня обмотки ротора, конструкция не исключает протекания вихревых токов от поверхностного эффекта по контурам, включающим различные элементарные проводники одного стержня, и поэтому потери от вихревых токов остаются существенными. Задачей настоящего изобретения является снижение потерь в стержнях короткозамкнутой обмотки ротора от поверхностного эффекта, вызванного высшими временными гармониками напряжения при питании машины от источника несинусоидального напряжения. Указанная задача решается тем, что в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронной электрической машины, содержащей уложенные в пазы сердечника стержни, расслоенные по высоте на элементарные электрически изолированные проводники и короткозамыкающие кольца, короткозамыкающие кольца выполнены на электрически изолированных элементарных колец. При этом из вариантов исполнения число элементарных проводников стержня обмотки ротора нечетное и с одного торца ротора одно элементарное кольцо соединено с нижним элементарным проводником стержня каждого паза, а остальные соединены с двумя элементарными проводниками каждого паза, а с другого торца ротора одно элементарное кольцо соединено с верхним элементарным проводником стержня каждого паза, а остальные соединены с двумя элементарными проводниками каждого паза. При другом варианте исполнения число элементарных проводников стержня обмотки ротора четное и с одного торца ротора короткозамыкающее кольцо состоит из элементарных колец, каждое из которых соединено с двумя элементарными проводниками стержня каждого паза, а с другого торца ротора два элементарных короткозамыкающих кольца, каждое в отдельности, соединены с нижним и верхним проводником стержня каждого паза, а остальные соединены с двумя проводниками стержня каждого паза. Таким образом исключаются короткозамкнутые участки между проводниками стержня по высоте паза, снижается поверхностный эффект в стержне обмотки ротора и уменьшаются потери мощности от высших временных гармоник напряжения при питании асинхронной машины от источника несинусоидального напряжения. В дальнейшем изобретение поясняется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых фиг. 1 изображает схематически взаимное расположение элементарных проводников стержня и элементарных колец короткозамыкающих колец обмотки ротора асинхронной электрической машины при выполнении обмотки по первому варианту, когда число элементарных проводников стержня нечетное, фиг. 2 изображает то же, но при выполнении обмотки по второму варианту, когда число элементарных проводников стержня четное. На фиг. 3 и 4 показаны другие возможные варианты соединения элементарных короткозамкнутых колец с проводниками стержня каждого паза ротора. Короткозамкнутая обмотка ротора асинхронной электрической машины (фиг. 1, 2) в виде беличьей клетки содержит уложенные в пазы сердечника 1 стержни, расслоенные по высоте на элементарные проводники 2, изолированные друг от друга диэлектриком 3, и элементарные электрически изолированные короткозамыкающие кольца 4, 5, соединенные с одним или двумя элементарными проводниками каждого паза. При нечетном числе элементарных проводников стержня (фиг. 1) с одного торца ротора одно элементарное короткозамыкающее кольцо 5 соединено с одним нижним элементарным проводником 2 каждого паза, а остальные 4 соединены с двумя элементарными проводниками 2, а с другого торца ротора одно элементарное короткозамыкающее кольцо 5 соединено с верхним элементарным проводником 2 каждого паза, а остальные 4 соединены с двумя элементарными проводниками каждого паза. При четном числе элементарных проводников стержня (фиг. 2) с одного торца ротора элементарные короткозамыкающие кольца 4 соединены с двумя элементарными проводниками 2 каждого паза, а с другого торца ротора два элементарных короткозамыкающих кольца 5, каждое в отдельности, соединены с нижним и верхним проводником 2 стержня каждого паза, а остальные 4 соединены с двумя проводниками 2 стержня каждого паза. На фиг. 3 и 4 показаны другие решения, но при этом элементарные короткозамыкающие кольца также соединены с каждого торца ротора с одним либо двумя элементарными проводниками стержня каждого паза и тем самым исключаются короткозамкнутые участки между проводниками стержня по высоте паза. Фиг. 1 – 4 не охватывают все возможные решения. Возможны и другие соединения элементарных короткозамыкающих колец с проводниками стержня каждого паза, но при этом каждое элементарное короткозамыкающее кольцо должно быть соединено только с одним либо с двумя элементарными проводниками стержня каждого паза. Рассмотрим работу обмотки предложенной конструкции. При подключенной обмотке статора асинхронной электрической машины к источнику несинусоидального напряжения ее высшие временные гармоники создают составляющие электромагнитного поля, скольжение которых Sк по отношению к ротору близко к единице. где S1 – скольжение для основной составляющей электромагнитного поля (К = 1) К = 2 mn 1 – порядок высшей временной гармоники напряжения или электромагнитного поля; знак “-” в выражении для Sк относится к гармоникам прямой последовательности К = 2 mn 1 и знак “+” – к гармоникам обратной последовательности. Частота скольжения для ВВГ электромагнитного поля f2к = Кf1Sк. При пересечении гармоническими составляющими магнитного поля элементарных проводников паза с частотой f2к в последних наводятся вихревые токи, которые приводят к неравномерному распределению результирующего тока по высоте проводника и дополнительным потерям мощности. Величина этих дополнительных потерь зависит от высоты элементарного проводника и исполнения короткозамыкающего кольца. При массивном кольце и расслоенном стержне имеют место практически те же потери, что и с массивным стержнем, т.к. по торцам ротора элементарные проводники замкнуты накоротко, а магнитное поле по длине расточки ротора можно считать равномерным. В предложенной конструкции исключается короткое замыкание между элементарными проводниками стержня, что позволяет получить идеальное расслоение стержня и снизить дополнительные потери от поверхностного эффекта. Расчеты показывают, что для опытной тяговой машины АТД НБ-609 мощностью 950 кВт магистрального грузового электровоза идеальное расслоение стержня на пять элементарных изолированных проводников позволяет в диапазоне частот 15 – 45 Гц снизить потери в обмотке ротора при широтно-импульсной модуляции питающего напряжения и кратности несущей и основной частоты = 6 в 2,0 – 1,3 раза и составляет 30 – 8 кВт. Источники информации 1. Петров Г.Н. Электрические машины, ч. 2. Асинхронные и синхронные машины, М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963, с. 70, рис. 4-1а. 2. Вольдек А.И. Электрические машины. Изд. 2-ое перераб. и доп. Л.: Энергия, 1974, с. 359 – 360, рис. 19-4. 3. Курбасов А. С. Особенности проектирования частотно-управляемых асинхронных двигателей. Электротехника, 1990, N 9, с. 29 – 33. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 21.01.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 3-2003
Извещение опубликовано: 27.01.2003
|
||||||||||||||||||||||||||