Патент на изобретение №2237701

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2237701 (13) C1
(51) МПК 7
C10G45/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.02.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003101163/04, 15.01.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.01.2003

(45) Опубликовано: 10.10.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2039080 C1, 09.07.1995.
SU 150499 A, 11.10.1962.
EP 0752460 A1, 05.10.1995.
US 4990242 A, 05.02.1991.
SU 1799900 A1, 07.03.1993.

Адрес для переписки:

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, Главпочта, ОАО “СвНИИНП”, патентный сектор, руководителю

(72) Автор(ы):

Котов С.В. (RU),
Шабалина Т.Н. (RU),
Шафранский Е.Л. (RU),
Олтырев А.Г. (RU),
Ясиненко В.А. (RU),
Кривцов И.А. (RU),
Новикова О.А. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОАО “Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке” (RU)

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способу переработки сернистых нефтей. Сущность: проводят ректификационное разделение сернистой нефти с получением фракций, 96% которых выкипает в пределах 140(280-290)С и 305(390-405)С. Фракцию 140(280-290)С подвергают гидроочистке и смешивают с фракцией 305(390-405)С в массовом соотношении от 75:25 до 95:5. В полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку – сополимер этилена с винилацетатом с молекулярной массой 1000-500000, взятой в количестве 0,01-0,05 мас.%. Технический результат: повышение выхода топлива и улучшение его низкотемпературных свойств. 3 табл.

Предлагаемое изобретение относится к нефтепереработке, в частности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти. В настоящее время наблюдается значительный дефицит зимних дизельных топлив. Он связан с тем, что в зимнем дизельном топливе согласно ГОСТ 304-82 необходимые низкотемпературные свойства (температура застывания ниже минус 35°С) обеспечиваются за счет снижения температуры конца кипения до 320°С по сравнению с летним (360°С-96%). При этом выход топлива на нефть снижается ориентировочно на 8-9%.

Для улучшения низкотемпературных свойств топлив без облегчения фракционного состава применяются депрессорные присадки, снижающие температуру застывания и предельную температуру фильтруемости на холодном фильтре. Последний показатель характеризует реальные температурные границы эксплуатации топлива. Эффективность действия депрессорных присадок в значительной мере зависит от фракционного состава дизельного топлива, связанного с молекулярно-массовым распределением н-парафинов. Так, известно, что оптимальным для применения депрессорных присадок является такой фракционный состав топлива, в котором разность между температурой выкипания 20 и 90 маc.% составляет 110°С. Такой фракционный состав позволяет при относительно небольшом расходе депрессорной присадки получать максимальный эффект снижения как температуры застывания, так и предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре. Разность между температурой помутнения и предельной температурой фильтруемости должна составлять примерно 10°С.

– температура застывания (-53°С)(-48°С);

– температура помутнения (-40°С)(-35°С);

– вязкость кинематическая при 20°С 3,9-5,8 мм2/с.

Указанный денормализат смешивается с нефтяными фракциями с интервалами выкипания 150-200С и 320-360°С в массовом соотношении 82:8:10.

В полученную смесь вводится депрессорная присадка ВЭС 238 в концентрации 0,1 маc.% в расчете на активное вещество. Получаемое топливо имеет температуру помутнения (-17°С) и предельную температуру фильтруемости (-37°С).

Однако данный способ характеризуется большим расходом дефицитной керосиновой и дизельной фракций, а также дорогостоящего денормализата.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дизельного топлива (патент РФ 2039080, С 10 G 45/04, б.и. №19 от 09.07.95) путем первичной перегонки нефти с выделением фракции 130-240°С (стриппинг К-3/1), фракции, 96% которой перегоняется в пределах 140(280-310)°С (стриппинг К-3/2), и фракции, 96% которой перегоняется при 210(340-350)°С. Смесь двух последних фракций в соотношении 10:90-35:65 подвергают гидроочистке в известных условиях на катализаторе ГО-70 при 370С, давлении 35 ати, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1.

Полученную фракцию гидроочищенного дизельного топлива компаундируют с исходной прямогонной фракцией летнего дизельного топлива, 96% которой выкипает в пределах 210(340-350)°C.

Компаундирование проводят в соотношении 10:90-90:10. К полученной смеси дизельных фракций добавляют в количестве 30-50% исходную прямогонную фракцию зимнего дизельного топлива, 96% которой выкипает в пределах 140(280-310)°С.

В полученное базовое топливо с температурой помутнения минус 14 – минус 20°С вводят депрессорную присадку – сополимер этилена с винилацетатом при соотношении мономеров 0,5-10 и мол. массой 1103-50103 в концентрации 0,01-0,5% в расчете на активное вещество.

Присадка может вводиться в базовое топливо в виде раствора в дизельном топливе в концентрации 2-70%.

Выделение вышеуказанных фракций с заданными пределами выкипания и компаундирование их обеспечивает получение базового топлива с температурой помутнения не выше минус 15°С, а введение депрессорной присадки в топливо заданного компонентного состава позволяет снизить температуру застывания и предельную температуру фильтруемости соответственно ниже минус 35°С и минус 25°С (требования ТУ 38.401-58-36-92).

Как известно, максимальный депрессорный эффект присадки достигается для дизельных топлив такого фракционного состава, при котором разность между температурами выкипания 20 мас.% и 90 мас.% составляет 110С. Представленные в прототипе данные по фракционному составу заявленных топлив свидетельствуют о том, что эта разность составляет 70-80°С, (даже разница температур выкипания 10% и 90% топлива не превышает 101-104°С).

Однако выход топлива находится на недостаточно высоком уровне 25-28%. Это связано с тем, что температура перегонки 96 мас.% топлива согласно прототипу не превышает 330-345°С.

В то же время, нормами ТУ 38.401-58-36-92 допускается температура перегонки 96% до 360°С. Таким образом, способом по прототипу не реализуется возможность существенного повышения отбора дизельного топлива.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение выхода топлива и улучшение его низкотемпературных свойств.

По предлагаемому способу нефть подвергают ректификационному разделению с получением фракций, 96% которых выкипает в пределах 140(280-290) и 305(390-405)°С.

Фракцию 140(280-290)°С подвергают гидроочистке на катализаторе НКЮ-220 (ТУ 38.601-13-079), содержащем 12-15% оксида молибдена и 4-6% оксида никеля, при температуре 340°С, давлении 32 ати и объемной скорости подачи сырья 3 ч-1.

Гидроочищенная фракция 140(280-290)°С смешивается с фракцией 305(390-405)°С в массовом соотношении от 75:25 до 95:5. В полученное базовое топливо с температурой помутнения минус 15 – минус 19С вводят депрессорную присадку – сополимер этилена с винилацетатом в количестве 0,01-0,05 мас.%. Соотношение сомономеров – 10. Молекулярная масса присадки – 1000-50000.

Присадка может вводиться в базовое топливо в виде раствора в дизельном топливе в концентрации 2-70 мас.%.

Выбор интервалов выкипания фракции и их компаундирования в заданном соотношении производится с тем расчетом, чтобы температура помутнения не была выше минус 15°С, поскольку депрессорная присадка не оказывает влияния на этот параметр, а обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости и застывания до заданных требованиями ТУ 38.401-58-36-92 значений ниже минус 25 и минус 35°С соответственно.

В табл.2 и 3 приведены данные по компонентному составу и показателям качества зимних дизельных топлив.

Представленные в табл.2 данные свидетельствуют о том, что предлагаемый способ получения зимнего дизельного топлива позволяет увеличить выход топлива в расчете на нефть с 25-28 до 31-35 мас.% (примеры 1-6).

При этом концентрация присадки в пересчете на активное вещество-сополимер этилена с винилацетатом составляет лишь 0,01-0,05%, что в 5-25 раз меньше, чем в примере по прототипу. При этом обеспечивается температура застывания на 2-4°С ниже, чем у топлива, приготовленного согласно прототипу, а предельная температура фильтруемости ниже на 4-13°С. Увеличение доли фракции 305-405°С до 30% за счет снижения доли фракции 140-290°С до 70% (пример 7) хотя и увеличивает еще больше выход топлива – до 37%, но одновременно повышает температуру помутнения до минус 12°С. Применение депрессорной присадки практически не влияет на температуру помутнения, в результате чего топливо оказывается не соответствующим требованиям ТУ 38.401-58-36-92. Напротив, увеличение доли фракции 140-290 до 99% за счет фракции 305-405°С приводит к снижению выхода топлива на нефть (пример 8). Увеличение концентрации присадки до 0,055 мас.% не приводит к значительному снижению температуры застывания и предельной температуры фильтруемости, однако увеличивает затраты на производство топлива (пример 9).

Напротив, снижение концентрации присадки ниже 0,005 мас.% (пример 10) приводит к снижению депрессорного эффекта, в результате чего температура застывания (-34°С) оказывается выше, чем требуется согласно ТУ (-35°С).

Формула изобретения

Способ получения зимнего дизельного топлива из сернистых нефтей с использованием перегонки нефти, гидроочистки, компаундирования фракций, введения депрессорной присадки – сополимера этилена с винилацетатом, отличающийся тем, что при перегонке нефти выделяют фракции, 96% которых выкипает в пределах 140ч(280-290)°С и 305ч (390-405)°С, фракцию 140ч(280-290)C подвергают гидроочистке и смешивают с фракцией 305ч(390-405)°С в массовом соотношении от 75:25 до 95:5.

Categories: BD_2237000-2237999