Патент на изобретение №2237584
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ ГАЗА
(57) Реферат:
Изобретение относится к устройствам для заправки транспортных средств сжатым газом в качестве моторного топлива. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа содержит емкости высокого давления, сгруппированные в секции малого 2, среднего 3, 4 и большого 5 объема, соединенные с компрессорной установкой 6, узел 7 заправки секций от внешнего источника, включающий линии для соединения с секциями, узел 8 заправки потребителя, содержащий регулятор давления, манометр, установленный на выходе регулятора давления, линию сброса давления в атмосферу, предохранительный клапан, соединенный с выходом регулятора давления и с линией сброса давления в атмосферу, и две напорные линии заправки потребителя с манометрами. Каждая из секций большего и меньшего объема соединена с одной из секций среднего объема, с линией соединения узла заправки с входом компрессорной установки и с другой секцией среднего объема, а также с выходом компрессорной установки и через обратный клапан – с входом регулятора давления. Секции малого объема соединены с выходом компрессорной установки и через обратный клапан – с входом регулятора давления, а через запорный вентиль – с входом компрессорной установки. Узел заправки секций соединен через запорный вентиль с линией сброса давления в атмосферу. Изобретение повышает эксплуатационные качества, надежность и безопасность. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к устройствам для заправки транспорта сжатым природным газом в качестве моторного топлива, а также для снабжения газом других потребителей. Известна подвижная установка для транспортировки и хранения газа, содержащая емкости высокого давления, сгруппированные в секции малого, среднего и большого объема, соединенные с входом и выходом компрессорной установки, узел заправки секций от внешнего источника давления, включающий линии для соединения с секциями, снабженные вентилями, обратными, предохранительными клапанами и манометрами, узел заправки потребителя, содержащий регулятор давления, манометр, установленный на выходе регулятора давления, линию сброса давления в атмосферу, предохранительный клапан, соединенный с выходом регулятора давления и с линией сброса давления в атмосферу, и две напорные линии заправки потребителя с манометрами (см. описание к патенту РФ №2149778, В 60 Р 3/22 от 30.12.1998 г.). К недостаткам известной установки относятся низкие эксплуатационные качества. Отсутствие дублирующих манометров и наличие значительного количества запорных вентилей увеличивает время заправки при обслуживании установки одним оператором. Отсутствие в линиях заправки потребителей показывающих термометров не позволяет осуществлять отпуск газа с достаточной точностью. Отсутствие клапанов отсечки давления в линии заправки потребителей не исключает возможности возникновения аварийной ситуации при обрыве шланга. Целью предлагаемою технического решения является повышение эксплуатационных качеств, а также обеспечения надежности, безопасности эксплуатации и сокращения времени заправки потребителя. Техническая сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная схема передвижной установки. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа, содержащая емкости высокого давления, сгруппированные в секции малого, среднего и большого объема, соединенные с входом и выходом компрессорной установки, узел заправки секций от внешнего источника давления, включающий линии для соединения с секциями, снабженные вентилями, обратными, предохранительными клапанами и манометрами, узел заправки потребителя, содержащий регулятор давления, манометр, установленный на выходе регулятора давления, линию сброса давления в атмосферу, предохранительный клапан, соединенный с выходом регулятора давления и с линией сброса давления в атмосферу, и две напорные линии заправки потребителя с манометрами, согласно изобретению каждая из секций большего объема и меньшего объема соединена с одной из секций среднего объема краном, имеющим два выхода и вход, при этом вход крана, соединенного с секцией большего объема, соединен аналогичным краном, вход которого сообщен с линией соединения узла заправки со входом компрессорной установки, с другой секцией среднего объема, а также через запорный вентиль – с выходом компрессорной установки и через дополнительно установленный обратный клапан – с входом регулятора давления, при этом вход крана секции малого объема соединен с выходом компрессорной установки и через дополнительно установленный обратный клапан – с входом регулятора давления, а выходом, через запорный вентиль, – с входом компрессорной установки, при этом узел заправки секций соединен через дополнительно установленный запорный вентиль с линией сброса давления в атмосферу. Напорные линии заправки потребителя снабжены кранами, имеющими два выхода и вход, причем краны соединены между собой одним из выходов, при этом один из кранов вторым выходом соединен с выходом редукционного клапана, а второй – с линией сброса давления в атмосферу. Узел заправки установки дополнительно содержит фильтры тонкой очистки, установленные на входе в каждую линию заправки секций. Линия соединения узла заправки секций с компрессорной установкой дополнительно снабжена обратным клапаном, установленным между запорным вентилем и входом компрессорной установки. Перед регулятором давления дополнительно установлен фильтр тонкой очистки. Перед входом регулятора давления дополнительно установлены два параллельно соединенных манометра. В каждой напорной линии заправки потребителя дополнительно установлены клапана отсечки давления. В каждой напорной линии заправки потребителя дополнительно установлены термометры. Установка фильтров тонкой очистки в узле заправки секций и на входе регулятора давления позволяет повысить надежность работы передвижной установки. Установка кранов вместо вентилей уменьшает вдвое количество последних и сокращает тем самым время операций по заправке потребителя. Установка двух параллельно установленных манометров в узле заправки потребителя обеспечивает удобство обслуживания установки с обоих пультов управления одним оператором. Установка клапанов отсечки давления в напорных линиях заправки потребителя обеспечивает безопасность обслуживания установки в аварийных ситуациях (при обрыве шлангов в узле заправки потребителя). Установка термометров в линии заправки потребителя позволяет обеспечить достоверный учет газа, отпускаемого потребителю. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа содержит емкости высокого давления 1, сгруппированные в секции 2, 3, 4, 5, компрессорную установку 6, узел 7 заправки секций 2, 3, 4, 5 от внешнего источника давления, узел 8 заправки потребителей. Узел 7 заправки секций 2, 3, 4, 5 от внешнего источника давления, включает линии 9 и 10 для соединения с секциями 2, 3, 4, 5, снабженные запорными вентилями 11, 12, 13, 14, обратными клапанами 15, 16, 17, 18 соответственно, а также предохранительными клапанами 19 и манометрами 20. Узел 8 заправки потребителя, содержит регулятор 21 давления, манометр 22, установленный на выходе регулятора 21 давления, линию 23 сброса давления в атмосферу, предохранительный клапан 24, соединенный с выходом регулятора 21 давления и с линией 23 сброса давления в атмосферу, и две напорные линии 25 и 26 заправки потребителя с манометрами 27. Секция 5 большего объема соединена с секцией 4 среднего объема краном 28, имеющим два выхода и вход. Секция 2 меньшего объема соединена аналогичным краном 29 с секцией 3 среднего объема. Вход крана 28 соединен аналогичным краном 30, сообщенным входом с линией 31 соединения узла 7 заправки со входом компрессора 6, с другой секцией 3 среднего объема. Вход крана 28 соединен также через запорный вентиль 32 – с выходом компрессорной установки 6 и через дополнительно установленный обратный клапан 33 – с входом регулятора 21 давления. Вход крана 29 секции 2 малого объема соединен с выходом компрессорной установки 6 и через дополнительно установленный обратный клапан 34 – с входом регулятора 21 давления, а выходом, через запорный вентиль 35, – с входом компрессорной установки 6. Узел 7 заправки секций 2, 3, 4, 5 соединен через дополнительно установленный запорный вентиль 36 – с линией 23 сброса давления в атмосферу. Напорные линии 25 и 26 заправки потребителя снабжены кранами 37 и 38, имеющими два выхода и вход. Краны 37 и 38 соединены между собой одним из выходов при этом кран 37 вторым выходом соединен с выходом редукционного клапана 21, а кран 38 – с линией 23 сброса давления в атмосферу. Узел 7 заправки содержит фильтры 39 тонкой очистки, установленные на входе в каждую линию 9 и 10 для соединения с секциями 2, 3, 4, 5. Линия 31 соединения узла 7 заправки со входом компрессорной установки 6 снабжена обратным клапаном 40, установленным между запорным вентилем 41 и входом компрессорной установки 6. Перед регулятором 21 давления установлен фильтр 42 тонкой очистки. Перед входом регулятора 21 давления установлены два параллельно соединенных манометра 43. В каждой напорной линии 25 и 26 заправки потребителя установлены клапаны 44 отсечки давления и термометры 45 перед гибким шлангом 46 заправки потребителя. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа работает следующим образом. Заправку емкостей секций 2, 3, 4, 5 осуществляют от внешнего источника давления по линиям 9 и 10 при открытых вентилях 10, 11, 12, 13, через обратные клапаны 15, 16, 17, 18 соответственно. Дозаправку секций 2 и 3 до необходимого давления производят по линии 31 соединения узла заправки со входом компрессорной установки 6, при открытом вентиле 41 через обратный клапан 40 при установленном в соответствующее положение кране 29, закрытых кранах 28 и 30 и закрытых вентилях 13, 14, при этом обратные клапаны 17, 18 закрыты. Дозаправку секций 4 и 5 до необходимого давления производят по линии 31 соединения узла заправки со входом компрессорной установки 6, при открытом вентиле 32 через обратный клапан 40 при открытых кранах 28, закрытом кране 30 и закрытых вентилях 11 и 12 и закрытых обратных клапанах 15, 16. После окончания заправки секций 2, 3, 4, 5 сброс давления в линию 23 выхода давления в атмосферу осуществляют вентилем 36. Заправку потребителей без использования компрессорной установки 6 производит один оператор с двух пультов управления, начиная ее с секции 5 с наибольшим количеством сосудов 1 поворотом крана 28 в соответствующее положение при закрытых вентилях 11, 12, 13, 14 и 32, кране 30 через обратный клапан 33 на вход регулятора 21 давления. Заправку потребителей производят подачей давления из секции 5 через обратный клапан 33 и регулятор 21 давления в напорные линии 25 и 26 через краны 38 и 37, устанавливая их в соответствующее положение. После заправки потребителя производят сброс давления из линий 25 и 26 в атмосферу через линию 23 сброса давления, устанавливая краны 38 и 37 в соответствующее положение. Заправку потребителя из секции 4 осуществляют поворотом крана 28 в соответствующее положение при закрытом вентиле 32, кране 30 через обратный клапан 33 на вход регулятора 21 давления. После заправки потребителя производят сброс давления из линий 25 и 26 в атмосферу через линию 23 сброса давления, устанавливая краны 38 и 37 в соответствующее положение. Заправку потребителя из секций 3 и 2 осуществляют поворотом крана 29 в соответствующее положение при закрытом вентиле 32, кране 30 через обратный клапан 34 на вход регулятора 21 давления. Подачу давления в линии 25 и 26 заправки потребителя и сброс давления в линию 23 сброса давления в атмосферу после заправки потребителя из секций 3 и 2 осуществляют аналогично подаче давления из секций 5 и 4 и сбросу давления после заправки потребителя. При снижении давления в секциях 5, 4, 3 и 2 ниже давления заправки потребителя производят перекачку газа из секции 5, 4 и 3 в секцию 2 высокого давления, откуда в дальнейшем производят заправку потребителя через обратный клапан 34 на вход редуктора 21 давления. Подачу газа из секции 5 на вход компрессорной установки 6 осуществляют через краны 28 и 30, переключенные в соответствующие положения, а от компрессорной установки 6 в секцию 2 через кран 29. Для подачи газа из секции 4 на вход компрессорной установки переключают кран 28 в соответствующее положение. Подачу газа из секции 3 на вход компрессорной установки 6 осуществляют через кран 30 при закрытых кранах 28 и 29. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа позволяет производить заправку потребителя из любой секции 3, 4 и 5 через компрессорную установку 6, для чего кран 29 закрывают, а давление от компрессорной установки 6 в узел 8 заправки потребителя подают на вход регулятора 21 давления через обратный клапан 33. Выбор опорожняемой секции производят переключением кранов 28 и 30. Опорожнение секции 2 в этом случае производят при закрытых кранах 28 и 29 и открытом вентиле 35 через обратный клапан 34 на вход регулятора 21 давления. В случае обрыва гибкого шланга 46 заправки потребителя соответствующий клапан 45 отсечки давления перекрывает напорную линию 25 или 26. Формула изобретения
1. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа, содержащая емкости высокого давления, сгруппированные в секции малого, среднего и большого объема, соединенные с входом и выходом компрессорной установки, узел заправки секций от внешнего источника давления, включающий линии для соединения с секциями, снабженные вентилями, обратными, предохранительными клапанами и манометрами, узел заправки потребителя, содержащий регулятор давления, манометр, установленный на выходе регулятора давления, линию сброса давления в атмосферу, предохранительный клапан, соединенный с выходом регулятора давления и с линией сброса давления в атмосферу, и две напорные линии заправки потребителя с манометрами, отличающаяся тем, что каждая из секций большего и меньшего объема соединена с одной из секций среднего объема краном, имеющим два выхода и вход, при этом вход крана, соединенного с секцией большего объема, соединен аналогичным краном, сообщенным входом с линией соединения узла заправки с входом компрессорной установки, с другой секцией среднего объема, а также через запорный вентиль – с выходом компрессорной установки и через дополнительно установленный обратный клапан – с входом регулятора давления, при этом вход крана секции малого объема соединен с выходом компрессорной установки и через дополнительно установленный обратный клапан – с входом регулятора давления, а выходом, через запорный вентиль, – с входом компрессорной установки, при этом узел заправки секций соединен через дополнительно установленный запорный вентиль – с линией сброса давления в атмосферу. 2. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что напорные линии заправки потребителя снабжены кранами, имеющими два выхода и вход, причем краны соединены между собой одним из выходов, при этом один из кранов вторым выходом соединен с выходом редукционного клапана, второй – с линией сброса давления в атмосферу. 3. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что узел заправки установки дополнительно содержит фильтры тонкой очистки, установленные на входе в каждую линию заправки секций. 4. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что линия соединения узла заправки секций с компрессорной установкой дополнительно снабжена обратным клапаном, установленным между запорным вентилем и входом компрессорной установки. 5. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что перед регулятором давления дополнительно установлен фильтр тонкой очистки. 6. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что перед входом регулятора давления дополнительно установлены два параллельно соединенных манометра. 7. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что в каждой напорной линии заправки потребителя дополнительно установлены клапаны отсечки давления. 8. Передвижная установка для транспортировки и хранения газа по п.1, отличающаяся тем, что в каждой напорной линии заправки потребителя дополнительно установлены термометры. РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 03.10.2008
Извещение опубликовано: 20.08.2010 БИ: 23/2010
|
||||||||||||||||||||||||||