Патент на изобретение №2237234
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ
(57) Реферат:
Устройство обработки сигналов относится к области авиационного приборостроения и может быть применено в навигационных системах, использующих информацию с зашумленным сигналом, например, от спутниковых навигационных систем. Устройство обработки сигналов содержит датчик первичной информации, корректор и фильтр, связанный через сумматор с датчиком первичной информации, подключенным ко второму сумматору, связанному в свою очередь с фильтром. Кроме того, в него дополнительно введены последовательно соединенные блок запоминающих устройств, связанный с корректором, первый вычислительный блок и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления, а также второй вычислительный блок, два блока контроля, два коммутатора и новые связи. Достигаемым техническим результатом является повышение целостности навигационной информации. 1 ил.
Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть реализовано в навигационных системах, использующих информацию от радиосистем с зашумленным сигналом, в частности от спутниковой радионавигационной системы. Известны устройства обработки сигналов [1], использующие информацию системы счисления пути и радио корректоров типа радиосистемы ближней навигации (РСБН VOR/DME), – радиолокационной станции (РЛС) – для комплексной обработки с помощью фильтра Калмана либо с помощью фильтра с ограниченно растущей памятью. Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство обработки сигналов, описанное О.А.Степановым [2], которое содержит 1-й и 2-й измерители (датчика первичной информации, один из которых является корректором другого), фильтр и информационные связи. Известное устройство работает следующим образом: на основе разностных измерений от датчиков первичной информации решается задача фильтрации ошибок одного измерителя на фоне другого измерителя; выходной сигнал компенсируется с помощью отфильтрованной ошибки. При работе такого устройства не анализируется качество сигналов датчика первичной информации, выступающего в роли корректора, в частности, спутниковой навигационной системы (СНС). В этом случае на выходе фильтра могу присутствовать аномальные сигналы типа выбросов, сглаженные только частично. Кроме того, второй датчик первичной информации (СНС) используется только в качестве корректора и при отказе первого датчика его информация не используется в качестве выходной. Цель предлагаемого изобретения: создание устройства обработки информации, обеспечивающего – обнаружение аномальных измерений в сигнале корректора и исключение их из дальнейшей обработки; – повышение показателя полноты системы контроля корректора за счет введения дополнительного контроля, основанного на стастистической обработке сигналов корректора; – увеличение числа навигационных режимов, отличающихся по качеству сигнала и точности, способных выполнять заданную целевую задачу, что обеспечивает функциональную информационную избыточность без применения дополнительных корректоров; – повышение целостности навигационной информации. Поставленная цель достигается введением в известное устройство дополнительных элементов и новых связей. На фиг.1 приведена блок-схема предлагаемого устройства, где: 1 – датчик первичной информации – система счисления пути; 2 – корректор – СНС; 3 – фильтр;. 4, 5 – сумматоры; 6 – блок запоминающих устройств; 7 – 1-й вычислительный блок; 8 – блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления; 9 – 2-й вычислительный блок; 10, 11 – блоки контроля (дешифраторы); 12, 13 – коммутаторы; 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 8.1, 9.1 – информационные шины, передающие параметры и их признаки достоверности; Так же как и известное, предлагаемое устройство обработки сигналов содержит датчик первичной информации (1), корректор (2) и фильтр (3), подмоченный в свою очередь через первый сумматор (4) к датчику первичной информации (1) и ко второму сумматору (5), связанному также с датчиком первичной информации (1). Кроме того, предлагаемое устройство содержит последовательно соединенные блок запоминающих устройств (6), связанный с корректором (2), 1-й вычислительный блок (7) и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления (8), связанный в свою очередь через второй вычислительный блок (9) с первым вычислительным блоком (7), а также два блока контроля (10, 11), входами связанные соответственно с корректром (2) и блоком обнаружения аномальных сигналов (8), а также с блоками 1, 5, 9, а выходами – с управляющими входами вновь введенных коммутаторов (12, 13) соответственно. При этом входы первого коммутатора (12) связаны со входами корректра (2) и блока обнаружения аномальных сигналов (8) а выход – с первым сумматором (4), а входы второго коммутатора связаны соответственно с датчиком первичной информации (1), вторым сумматором (5), вторым вычислительным блоком (9) и корректром (2). Так же как в известном устройстве – датчик первичной информации (1) формирует параметры:
– информационная шина 1.1 передает параметры системы счисления пути:
– корректор (2), формирует параметры:
– информационная шина 2.1 передает параметры корректора:
– фильтр (3) формирует оценки ошибок координат и составляющих путевой скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него; – информационная шина 3.1 передает оценки ошибок координат и составляющих путевой скорости и их признаки исправности. – информационная шина 4.1 передает ошибки координат и составляющих путевой скорости, являющихся разницей параметров, измеренных блоками 1 и 2. Функционально вновь вводимые элементы 6-9 можно объединить в блок грубых оценок. В “Блоке грубых оценок” с помощью статистической обработки сигналов на некотором скользящем интервале времени 1) выявляются аномальные сигналы; 2) контролируются величина и частота их появления; 3) устанавливется время появления аномальных сигналов; 4) проводится исключение аномальных сигналов из дальнейшей обработки; 5) проводится сглаживание сигналя корректора методом наименьших квадратов (МНК)[4]; 6) формируются признаки “Непригодности”. Формульно-логаческое описание элементов, входящих в блок грубых оценок. Для каждого обрабатываемого параметра корректора ( блок запоминающих устройств (6) – для запоминания выборки измеренных сигналов ( – таймера (счетчика) определения интервала обработки Т – счетчик времени наблюдения; Тзад – заданное значение времени наблюдения (длина интервала наблюдения); k – число обновляемых значений сигнала (для первого интервала к=Тзад). – запоминающего устройства выборки сигнала на интервале: XZ[i]:=X(t), Z=1,2,3,4 где 1= Первый вычислительный блок (7) для расчета функций эталона и отклонения измеренного параметра или их аппроксимаций от эталонов, 1-й вычислительный блок (7) может быть реализован с помощью – устройства вычисления функций эталона YZ [i] по выборке – устройства расчета отклонений Блок для обнаружения аномальных сигналов и времени их появлений (8) может быть реализован с помощью – устройства расчета математических ожиданий и дисперсий для функции отклонений – устройства ввода и хранения пограничного значения показателя значимости – – устройства расчета показателя значимости где – устройства сравнения показателя достоверности с его пограничным значением, позволяющее обнаружить аномальные сигналы и момент их появления Основные технические принципы решения, использованные при реализации блока грубых оценок (6, 7, 8 и 9), и его применение для обнаружения недопустимых отклонений в дискретных измерениях изложены в [3], метод МНК приведен в [4], но их применение в предлагаемом устройстве для обнаружения аномальных измерений и дополнительной фильтрации сигнала корректора позволили получить новые качества выходного сигнала предлагаемого устройства. Блок расчета сглаживающей функции (9) предназначен для расчета сглаживающей функции сигнала корректора, методом наименьших квадратов и формирования сигналов непригодности может быть реализован с помощью – устройства для расчета функции аппроксимации сигнала корректора с использованием метода наименьших квадратов на основе математических ожиданий и дисперсий [4], – устройства корректировки аномального сигнала – устройства формирования признака непригодности сигнала, учитывающего величину и частоту появления аномалии где
Информационная шина 8.1, передающая информацию Информационная шина 9.1, передающая информацию Неприг.
Испр Вновь введенные блоки (10, 11) контроля функционально представляют собой дешифраторы, которые могут быть реализованы с помощью известных устройств (например, реле или транзисторы). Первый блок контроля (10), осуществляет выбор и переключение шин 2.1 и 8.1. на основе анализа признаков Испр Во втором вновь введенном блоке контроля (11) производится выбор и переключение информационных режимов с учетом их точности. Переключение информации осуществляется по мере снижения ее точности на основе логического анализа признаков исправностей параметров (Испр (Испр Информационная шина (5.1), передает оцененные параметры В текте приняты следующие обозначения: Неприг.
Испр оценки координат и составляющих скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него; Приз. Отказ устройства – признак отказа устройства обработки сигналов. Предлагаемое устройство работает следующим образом: на сумматор 4 подается сигнал корректора, прошедший дополнительный контроль в блоках 6, 7, 8, 9, а в случае невозможности его использования Таким образом, использование предлагаемого устройства позволит обеспечить – получение качественно нового сигнал корректора за счет обнаружения и исключения аномальных измерений. – повышение точности навигационной информации, формируемой устройством, за счет дополнительного контроля сигналов корректора; – повышение целостности навигационной информации, формируемой устройством, за счет функционального резервирования навигационных режимов. Работоспособность предлагаемого устройства была подтверждена результатами математического моделирования с использованием реальных данных датчика (БИНС) и корректора (СНС). Результаты подтвердили получение положительного эффекта. В настоящее время ведутся работы по внедрению данного устройства в состав бортового программного обеспечения вычислительных систем ПрНК для самолета Ан-70, БИНС-СП для самолета 10КУБ и базовой навигационной системы (БНС) для самолетов ДА и ВТА. Источники информации 1. Авиационные приборы и навигационные системы. Под ред. О.А.Бабича, М., изд. ВВИА им. Н.Е.Жуковского, 1981, стр.565. 2. О.А.Степанов. Особенности построения и перспективы развития навигационных инерциально-спутниковых систем. Санкт-Петербург, Сборник статей и докладов “Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации”. Под ред. В.Г.Пешехонова, 2001, стр.39. 3. А.М. Длин. Математическая статистика в технике, М., изд. Советская наука, 1958, стр.465. 4. Г. Крамер Математическая статистика, М., изд. Мир, 1976, стр.453. Формула изобретения
Устройство обработки сигналов, содержащее датчик первичной информации, корректор и фильтр, подключенный через первый сумматор к датчику первичной информации, связанного, в свою очередь, со вторым сумматором, подключенным к фильтру, отличающееся тем, что в него дополнительно введены последовательно соединенные блок запоминающих устройств, связанный с корректором, первый вычислительный блок и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления, связанный, в свою очередь, через вновь введенный второй вычислительный блок с первым вычислительным блоком, а также два блока контроля, связанных с управляющими входами двух вновь введенных коммутаторов соответственно, при этом входы первых блока контроля и коммутатора подключены соответственно к корректору и блоку обнаружения аномальных сигналов, выход первого коммутатора связан с первым сумматором, а входы вторых блока контроля и коммутатора подключены соответственно к датчику первичной информации, корректору, второму сумматору и второму вычислительному блоку. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||