Патент на изобретение №2236495
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТАНОВКА ОБЕЗВОЖИВАНИЯ БИТУМА С ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОТКОВОЙ СИСТЕМОЙ
(57) Реферат:
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для приготовления горячей асфальтобетонной смеси. Технический результат – сохранение свойств битума при его обезвоживании за счет снижения температуры теплоносителя (180-210
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для приготовления горячей асфальтобетонной смеси. Известно, что в настоящее время в основном эксплуатируются железобетонные битумные хранилища ямного типа с различными видами подогрева. Эти битумохранилища в последние десятилетия, особенно в средней полосе и на юге России, сильно обводняются в связи со значительным подъемом уровня грунтовых вод. Поэтому в процессе подготовки битума при приготовлении асфальтобетонной смеси обязательной операцией является выпаривание влаги. Для выпаривания воды и разогрева битума до 130-150 Недостатками данных устройств обезвоживания являются: 1. Процесс обезвоживания битума осуществляется со всей массой, находящейся в емкости. 2. Обезвоживание битума протекает при высокой температуре длительное время (что приводит к изменению структуры битума и ухудшению его свойств). 3. Наличие в установках нагревателей с температурой поверхности 400-600 Известна установка обезвоживания битума, основанная на использовании СВЧ-излучения (Патент №2184186, Бюл. №18 от 27.06. 2002 г., МКл Е 01 С 19/08, С 10 С 3/18). Установка обладает рядом достоинств и обеспечивает обезвоживание битума во всем его объеме за счет свойств СВЧ-энергии, но ей присущи и недостатки, к которым следует отнести: 1) сложность как конструкции установки, так и ее эксплуатации; 2) необходимость работы на АБЗ высококвалифицированного специалиста по электронике и обеспечение высокой общей культуры производства, что пока на наших АБЗ создать невозможно; 3) малый срок службы магнетронов и их высокая стоимость (магнетрон мощностью 50 кВт с блоком питания стоит до 200 тыс. руб.); 4) необходимость отдельного помещения и ежемесячный контроль СВЧ-излучения службой госсанэпиднадзора. Поэтому в настоящее время производство не готово для широкого внедрения СВЧ технологии обезвоживания битума. Наиболее близким техническим решением является установка для нагрева и обезвоживания битума (см. SU №579369, кл. Е 10 С 19/08, 15.12.1977, 3 с., Бюл. 41, 1977), которая содержит обогреваемую емкость, резервуар пароотделителя с рубашкой, заполненный теплоносителем, и размещенным в нем валом, на котором установлены пластины и лопасти, и запорно-раздаточную аппаратуру, при этом для ускорения процесса обезвоживания битума за счет интенсификации процесса обезвоживания каждая лопасть установлена с возможностью радиального перемещения внутри пластины и подпружинена со стороны внутренней кромки, а противоположная кромка имеет вырезы. Вышеописанная установка для нагрева и обезвоживания битума имеет ряд существенных недостатков, к числу которых следует отнести: 1) изготовление лопастей, их установка в пластины с подпирающими пружинами, а затем установка их совместно с валом в корпус пароотделителя в данной конструкции при отсутствии направляющих практически невыполнимы (с учетом центровки вала внизу); 2) массивные лопасти внутри пластины сместятся вниз (см. SU №579369, кл. Е 10 С 19/08, 15.12.1977, 3 с., фиг.3), ибо подпирающие пружины 13 не обеспечат их удержания в требуемом положении, а это нарушит работоспособность установки; 3) необходимость идеальной центровки вала относительно поверхности цилиндрического корпуса резервуара пароотделителя, выполненной с высокой точностью; 4) удержание вала за счет повышения жесткости пружин неизбежно приведет к росту сил трения, а следовательно, к увеличению энергозатрат; 5) в описании изобретения не раскрыт принцип работы насоса-дозатора (см. SU №579369, 3 на фиг.1). Он работает по принципу разомкнутого цикла и не ясно какими параметрами (объемом, уровнем, влажностью битума и т.п.) определяется его производительность; 6) разделительное кольцо 16 (см. SU №579369, фиг.2) предлагаемой конструкции, без заборных ячеек и дальнейшей выдачи битума из них, не обеспечит равномерного распределения битума по верхней части поверхности цилиндрического корпуса резервуара пароотделителя, поэтому рабочей поверхностью нагрева битума по всей длине окружности в корпусе пароотделителя являются только средняя и нижняя его части, что может привести к перегреву верхней части корпуса резервуара пароотделителя, изменению его размеров и нарушению работоспособности установки; 7) так как внутренняя поверхность стенок цилиндрического пароотделителя вертикальна, то при движении по ней лопастей происходит смещение части битума первоначально на лопасти, а затем и на пластины. Это приведет к затеканию битума к пружинам, коксованию и исключению движения лопастей. Отмеченные недостатки, на наш взгляд, являются существенными, исключающими возможность работоспособности установки и ее использования для обезвоживания битума. Задачей изобретения является сохранение свойств битума при его обезвоживании за счет снижения температуры теплоносителя (180-210 Поставленная задача решается тем, что в предлагаемой установке динамическая лотковая система выполнена в виде соединенных между собой элементами связи N расходящихся лопастей горизонтального вращающегося барабана (ротора), внешние края которых имеют загиб в направлении вращения барабана и скользят по внутренней поверхности цилиндрического кожуха, соединенного в нижней части со сливной и заборной битумными емкостями. Битум порциями зачерпывается из заборной емкости внешними загибами лопастей и затем при вращении барабана растекается тонким слоем по поверхностям лопастей, которые выполняют роль динамических лотков. Динамика обезвоживания битума обеспечивается изменением угла наклона лопастей, что приводит к переменности скорости движения слоя битума и его толщины, а также перемешиванию битума и существенному увеличению воспринимаемого количества теплоты. Вращение лопастей барабана обеспечивает принудительное течение тонкого слоя предварительно подогретого битума по их поверхностям с переменной скоростью. Тепло, необходимое для испарения воды и дополнительного подогрева битума, получается им за счет теплопроводности от нагретых лопастей, вынужденного конвекционного движения и теплового излучения от нагретого до 200-210 Особенность конструкции динамического лотка (вращающегося барабана с лопастями) обеспечивает использование обеих поверхностей лопастей, в результате чего возрастает эффективная длина динамического лотка. Кроме этого использование N лопастей позволяет дополнительно повысить производительность обезвоживания в N раз. При оптимальном подборе периода вращения барабана, длины и ширины лопастей (динамических лотков) процесс обезвоживания происходит одновременно на 6 лопастях при N=8 в непрерывном режиме с необходимой производительностью и малом времени нахождения битума при высокой температуре, что исключает возможность его окисления. Использование динамики перемещения битума по поверхностям лопастей и выделение влаги на его поверхность за счет переменности скорости движения битума и изменения толщины слоя позволяет повысить эффективность теплообмена в 5-7 раз, а следовательно, сократить длительность процесса обезвоживания. Замкнутость рабочего объема установки и размещение ее внутри теплоизолирующего корпуса существенно сокращает внешние потери тепла и обеспечивает повышение экономичности установки. Сущность изобретения заключается в том, что установка обезвоживания битума с динамической лотковой системой, содержащая теплоизолирующий корпус, в котором размещены установленные в цилиндрическом кожухе и соединенные между собой элементами связи лопасти, внешние края которых скользят по внутренней поверхности кожуха, соединенного в нижней части с имеющей выходной патрубок сливной емкостью, заборную битумную емкость с входным патрубком, при этом сливная и заборная емкости имеют нагреватели, а на наружной поверхности кожуха закреплены дополнительные нагреватели, двигатель с редуктором для вращения лопастей, отличается тем, что лопасти установлены горизонтально с образованием динамической лотковой системы, их внешние края имеют загиб в направлении вращения лопастей, а цилиндрический кожух в нижней части сообщен с заборной емкостью, имеющей датчик уровня, соединенный с управляемым вентилем, заборная и сливная битумные емкости расположены соответственно по ходу вращения лопастей, имеют термодатчики и разделены вертикальной перегородкой, которая смещена в сторону наружной стенки сливной емкости, причем верхний край перегородки отстоит от центра оси лотковой системы на расстоянии, равном внутреннему радиусу кожуха, на верхней наружной поверхности которого укреплен термодатчик, а торцевые поверхности кожуха выполнены в верхней части с отверстиями для прохода горячего воздуха. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана установка с теплоизолирующим корпусом и нагревателями верхней поверхности цилиндрического кожуха, а на фиг.2 – динамическая лотковая система с битумной емкостью, на фиг.3 представлены 2 варианта выполнения барабана с N=8 лопастями соединенными элементами связи, а на фиг.4 представлен рисунок, поясняющий динамику процесса обезвоживания в предлагаемой установке. Установка обезвоживания битума с динамической лотковой системой (фиг.1 и фиг.2) содержит заборную 1 и сливную 2 битумные емкости, соединенные с ними соответственно входной 3 и выходной 4 патрубки, управляемый вентиль 5, нагреватели 6, 7 и 8, горизонтально вращающийся барабан 9, содержащий N соединенных элементами связи 10 и 11 расходящихся лопастей 12, внешние края которых имеют загиб 13 в направлении вращения и скользящих по внутренней поверхности цилиндрического кожуха 14, который соединен в нижней части с заборной и сливной битумными емкостями, разделенными между собой вертикальной перегородкой 15, которая смещена в сторону наружной стенки сливной емкости, причем ее верхний край 16 отстоит от центра оси барабана на расстояние, равное внутреннему радиусу цилиндрического кожуха, кроме того, заборная битумная емкость снабжена датчиком уровня 17, соединенным с управляемым вентилем 5, нагреватели 8 укреплены на верхней наружной поверхности кожуха, а его торцевые поверхности содержат в верхней части отверстия 18 для прохода горячего воздуха. Все устройство расположено внутри теплоизолирующего корпуса 19, а барабан приводится во вращение двигателем 20 с редуктором 21. В установке имеются три системы автоматического регулирования температуры: – в заборной емкости 1 температура поддерживается на уровне 98-100 – в сливной емкости 2 температура поддерживается 115-120 – на поверхности кожуха 4 поддерживается температура 200-210 Датчики температуры (термопары) 22, 23 и 24 установлены соответственно в заборной 1, сливной 2 емкостях и на поверхности кожуха 14. Установка с динамической лотковой системой для обезвоживания битума имеет три режима работы (подготовка, обезвоживание и самоочистка) и работает следующим образом. Подготовка. Этот режим соответствует началу работы установки, находившейся перед этим неопределенное время в выключенном состоянии. Заборная и сливная битумные емкости пусты. Включаются нагреватели 8, и при достижении температуры 200 Обезвоживание. Заборная битумная емкость заполняется предварительно разогретым до 100 Описанные выше процессы происходят на каждой соседней паре лопастей. В результате этого производительность установки значительно возрастает, и в целом установка работает в непрерывном режиме. Полное обезвоживание порции битума на лопасти за один оборот барабана обеспечивается тем, что лопасть захватывают ровно столько битума, сколько можно обезводить имеющимися источниками тепла за один оборот. Регулировка этого количества осуществляется датчиком уровня 17, мощностью нагревателя 8 и скоростью вращения барабана. Эти параметры устанавливаются в соответствии с влагосодержанием битума. Кроме этого повышение эффективности обезвоживания можно достичь путем использования специальных активаторов 25 у краев лопастей (фиг.3 б), которые увеличивают поверхность нагрева битума. При необходимости дополнительно поверхность лопастей может быть изготовлена криволинейной для увеличения длины и более эффективного изменения скорости движения. На фиг.4 представлена температурно-временная диаграмма динамики процессов обезвоживании битума на лопасти в зависимости от угла поворота барабана на интервале 0-360 градусов. При каждом обороте лопасти можно выделить три фазы: 1 – фаза захвата заданной порции; 2 – фаза обезвоживания, которая в соответствии с описанными выше процессами разбита на части ( Самоочистка. Это режим работы установки, предшествующий выключению. После принятия решения о прекращении работы установки и ее выключении выполняются следующие операции: 1) прекращается поступление битума в заборную битумную емкость, но вращение барабана продолжается, выключаются нагреватели 6 и 7 в заборной и сливной емкостях; 2) битум из сливной битумной емкости удаляется через выходной патрубок 4, а из заборной битумной емкости – путем инверсии битумного насоса; 3) барабан делает несколько холостых оборотов, в результате чего поверхности лопастей очищаются, а остатки битума попадают в сливную битумную емкость и удаляются; 4) выключаются нагреватели 8, установленные на поверхности кожуха, и прекращается вращение барабана; 5) установка приходит в исходное состояние и может быть вновь включена в любой момент (см. режим “Подготовка”). Увеличение числа лопастей существенно не влияет на динамику описанного выше процесса обезвоживания, т.к. для всех лопастей он идет параллельно, но увеличивается влияние теневого эффекта, ограничивающее воздействие ИК-излучения на поверхность слоя битума. Замкнутость объема в совокупности с теплоизолирующим корпусом дополнительно уменьшает потери энергии и повышает экономическую эффективность установки. Расчеты для случая N=8 показывают, что для обезвоживания битума с 3%-ной влажностью с производительностью 1,5 т/ч необходимо, чтобы внутренний диаметр кожуха был 1,5 м, а длина лопастей 2 м. При суммарной мощности нагревателей 55 кВт частота вращения барабана составляет 2 об/мин. Применение установки обезвоживания битума с динамической лотковой системой позволяет сохранять качество битума за счет: – снижения температуры процесса обезвоживания, – уменьшения интервала времени его нахождения при высокой температуре благодаря повышению скорости переноса теплоты от нагревателя к битуму за счет теплопроводности, свободной и созданной вынужденной конвекции, а также введением теплового излучения. Кроме этого применение предлагаемой установки позволит существенно снизить энергетические затраты и значительно улучшить экологию на АБЗ за счет меньшего выделения токсичных газов из битума при его подготовке. Формула изобретения
Установка обезвоживания битума, содержащая теплоизолирующий корпус, в котором размещены установленные в цилиндрическом кожухе и соединенные между собой элементами связи лопасти, внешние края которых скользят по внутренней поверхности кожуха, соединенного в нижней части с имеющей выходной патрубок сливной емкостью, заборную битумную емкость с входным патрубком, при этом сливная и заборная емкости имеют нагреватели, а на наружной поверхности кожуха закреплены дополнительные нагреватели, двигатель с редуктором для вращения лопастей, отличающаяся тем, что лопасти установлены горизонтально с образованием динамической лотковой системы, их внешние края имеют загиб в направлении вращения лопастей, а цилиндрический кожух в нижней части сообщен с заборной емкостью, имеющей датчик уровня, соединенный с управляемым вентилем, при этом заборная и сливная битумные емкости расположены соответственно по ходу вращения лопастей, имеют термодатчики и разделены вертикальной перегородкой, которая смещена в сторону наружной стенки сливной емкости, причем верхний край перегородки отстоит от центра оси лотковой системы на расстояние, равное внутреннему радиусу кожуха, на верхней наружной поверхности которого укреплен термодатчик, а торцевые поверхности кожуха выполнены в верхней части с отверстиями для прохода горячего воздуха. РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.02.2006
Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007
|
||||||||||||||||||||||||||