|
(21), (22) Заявка: 2003121580/06, 11.07.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
11.07.2003
(45) Опубликовано: 27.08.2004
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 663965 A, 25.05.1979. SU 1315727 A2, 07.06.1987. SU 1200080 A, 23.12.1985. SU 348624 A, 23.08.1972. RU 2162568 C1, 27.01.2001. RU 2137039 C1, 10.09.1999. US 4113421 A, 12.09.1978. GB 1353088 A1, 15.05.1974.
Адрес для переписки:
191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22, ВИТУ, бюро по изобретательству и патентной работе
|
(72) Автор(ы):
Тучков В.К. (RU), Пинтюшенко А.Д. (RU), Герцман Л.Е. (RU), Олянина Г.С. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Военный инженерно-технический университет (RU)
|
(54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФОРСУНКА
(57) Реферат:
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для распыливания вязких горючих жидкостей в топках котлов. Технический результат заключается в повышении эффективности распыливания жидкого топлива и его гомогенизации за счет использования тепловой энергии факела и соударения струй жидкого топлива. Центробежная форсунка содержит корпус с соплом и камеру закручивания. Примыкающий к камере сопловый диск крепится к трубчатому корпусу с помощью прижимной гайки, к камере закручивания с противоположной стороны присоединена отводная труба. Форсунка дополнительно содержит трубу подачи жидкого топлива с соплом, патрубок, ось патрубка расположена на уровне выходного отверстия сопла, а часть форсунки, ограниченная прижимной гайкой, располагается в амбразуре котла. 2 ил.
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для распыливания вязких горючих жидкостей в топках котлов.
Известны форсунки (патент Германии №198956, 1905 г.), содержащие корпус с соплом и камерой закручивания, торцевая стенка которой, расположенная напротив сопла, имеет углубление.
Недостатками таких форсунок являются невозможность обеспечения достаточной степени дисперсности горючей жидкости и необходимость высокого давления жидкого топлива для обеспечения нормальной работы.
Известна центробежная форсунка (а.с. СССР №663965, F 23 D 11/04, 1974 г.) – ближайший аналог, содержащая корпус с соплом и камерой закручивания, торцовая стенка которой, расположенная напротив сопла, имеет углубление, выполненное конусным с углом при вершине, равным 140-170 .
Недостатком такой форсунки является невозможность обеспечения эффективного распыливания и гомогенизации жидкого топлива за счет использования тепловой энергии струй жидкого топлива.
Целью заявляемого изобретения является создание центробежной форсунки, обеспечивающей эффективное распыливание жидкого топлива и его гомогенизацию за счет использования тепловой энергии факела и соударения струй жидкого топлива. Поставленная цель достигается за счет того, что в предлагаемой конструкции используется примыкающий к камере закручивания сопловый диск, который крепится к трубчатому корпусу форсунки с помощью прижимной гайки, с противоположной стороны к камере закручивания присоединена отводная труба, а к корпусу форсунки присоединена сообщающаяся с его внутренней полостью труба подачи жидкого топлива, снабженная соплом, выполняющим роль струйного насоса, на уровне которого к трубе подачи топлива присоединен патрубок, соединяющий эту трубу с отводной трубой, при этом ось патрубка расположена примерно на уровне выходного отверстия сопла. При этом часть форсунки, ограниченная прижимной гайкой, располагается в амбразуре топки котла.
Анализ аналогов показал, что такая конструкция центробежной форсунки является новой, она позволяет осуществлять эффективное распыливание топлива соплом, а крепление соплового диска к корпусу прижимной гайкой позволяет избежать тепловой деформации последней (при расположении ее в амбразуре топки) за счет ее охлаждения поступающим в полость корпуса топливом и, таким образом, предотвращает нарушение герметичности резьбового соединения гайки с корпусом, несмотря на то, что часть форсунки (вместе с прижимной гайкой) располагается в амбразуре топки, за счет этого происходит дополнительный интенсивный нагрев части топлива, кроме того, при работе форсунки часть топлива поступает из камеры закручивателя в сопло, а другая честь топлива за счет работы сопла, выполняющего роль струйного насоса, расположенного в трубе подачи топлива и наличия патрубка, соединяющего эту трубу с отводной трубой, возвращается (подсасывается) в трубу подачи топлива, где происходит его смешивание с подающимся топливом, дополнительный подогрев этой смеси и его гомогенизация за счет соударения струй топлива, таким образом, происходит рециркуляция части хорошо прогретого гомогенизированного топлива.
Таким образом, заявляемое техническое решение характеризуется новой совокупностью приведенных выше признаков, дающих положительных эффект, и обладает признаками соответствия критерию “изобретательский уровень”.
На фиг.1 приведена предлагаемая центробежная форсунка; на фиг.2 – разрез по А-А.
Центробежная форсунка содержит трубчатый корпус 1, в полости 2 которого размещена камера закручивания 3 с тангенциальными каналами 4, к которой примыкает сопловый диск 5, крепящийся к корпусу 1 прижимной гайкой 6. К камере закручивания 3 со стороны, противоположной сопловому диску 5, примыкает отводная труба 7. К корпусу 1 присоединена труба подачи топлива 8, сообщающаяся с полостью 2; внутри трубы 8 закреплено сопло 9, выполняющее роль струйного насоса. Труба подачи топлива 8 соединена патрубком 10 с отводной трубой 7, причем ось патрубка 10 в месте присоединения к трубе 8 расположена примерно на уровне выходного отверстия сопла 9. Часть форсунки, содержащая прижимную гайку 6, располагается в амбразуре 11 топки.
Центробежная форсунка работает следующим образом. Из трубы 8 подогретое в мазутонасосной (не показана) топливо под давлением подается в полость 2 корпуса 1, где оно дополнительно интенсивно нагревается в той части форсунки, которая находится в амбразуре 11 котла, откуда часть топлива попадает в камеру закручивания 3, где благодаря тангенциальному подводу через каналы 4 жидкое топливо приобретает вращательное движение и в камере 3 формируется естественный вихрь. Часть жидкого топлива поступает из камеры 3 в сопло 5, откуда эффективно распыливается в топку, что подтверждается данными “Справочника по пыле- и золоулавливанию” (Энергоатомиздат, 1983, стр.136-138), из которого следует, что распыливание топлива форсункой зависит от соотношения расхода на вход в камеру закручивания к расходу топлива, поступающего в топку. При увеличении этого соотношения обеспечивается более мелкое дисперсное распыливание, улучшающее горение топлива. Часть топлива за счет подсасывания из патрубка 10 за счет работы сопла 9, возвращается в трубу подачи топлива 8 из отводной трубы 7, при этом топливо дополнительно подогретое, поступающее из трубы 7, подмешивается к топливу, поступающему из сопла 9, где осуществляется его гомогенизация за счет соударения потоков топлива. Таким образом, происходит частичная рециркуляция части хорошо прогретого гомогенизированного топлива. Охлаждение прижимной гайки топливом, поступающим в корпус форсунки, предотвращает возникновение тепловых деформаций, а следовательно, и нарушение герметичности резьбового соединения.
Заявляемая центробежная форсунка является промышленно применимой, т.к. включает в себя реально осуществимые элементы, изготовление и монтаж которых не вызывает затруднений.
Предлагаемая центробежная форсунка по принципу действия, обеспечиваемому новой совокупностью существенных признаков, позволяет осуществить эффективное распыливание и гомогенизацию жидкого топлива, что приводит к его более полному сгоранию.
Формула изобретения
Центробежная форсунка, содержащая корпус с соплом и камерой закручивания, отличающаяся тем, что примыкающий к камере закручивания сопловый диск крепится к трубчатому корпусу с помощью прижимной гайки, с противоположной стороны к камере закручивания присоединена отводная труба, а к корпусу форсунки присоединена сообщающаяся с его внутренней полостью труба подачи жидкого топлива, снабженная соплом, выполняющим роль струйного насоса, на уровне которого к трубе подачи топлива присоединен патрубок, соединяющий эту трубу с отводной трубой, при этом ось патрубка в месте присоединения к трубе подачи топлива расположена примерно на уровне выходного отверстия сопла, выполняющего роль струйного насоса, при этом часть форсунки, ограниченная прижимной гайкой, располагается в амбразуре котла.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 12.07.2005
Извещение опубликовано: 27.04.2007 БИ: 12/2007
|
|