|
(21), (22) Заявка: 2002122795/11, 26.08.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
26.08.2002
(43) Дата публикации заявки: 10.04.2004
(45) Опубликовано: 27.08.2004
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
US 4828404 А, 09.05.1989. US 4783181 А, 08.11.1988. US 4199203 А, 22.04.1980. US 4615627 А, 07.10.1986. US 4345800 А, 24.08.1982.
Адрес для переписки:
220026, г.Минск, ул. Жилуновича, 2, ОАО “Минский подшипниковый завод”
|
(72) Автор(ы):
Пенза Валерий Николаевич (BY), Вайткус Юлиус Мартинович (BY), Кошель Владимир Митрофанович (BY), Савастенко Максим Евсеевич (BY), Достанко Геннадий Александрович (BY)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Минский подшипниковый завод” (BY)
|
(54) СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. В сферическом роликовом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тремя тороидальными дорожками качения, три ряда бочкообразных роликов, установленных так, что ось роликов среднего ряда параллельна оси подшипника, а оси роликов крайних рядов наклонены под углом к ней, диаметр средней дорожки качения меньше диагонального размера между серединами крайних дорожек качения, а на внутреннем кольце между средней и крайними дорожками качения выполнены цилиндрические пояски. Подшипник содержит два сепаратора на три ряда роликов. Технический результат заключается в повышении грузоподъемности и частоты вращения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.
Известен сферический роликовый двухрядный подшипник нормальной серии ширин из Каталога SKF “Gro e Lager Katalog 4003Т”, стр. 396, например подшипник 22228 CC/W33. Подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с двумя тороидальными дорожками качения, два ряда бочкообразных роликов, установленных в сепараторе /1/.
Соотношение длины ролика Lw к его диаметру Dw у таких подшипников составляет 0,8…1,0, за счет чего они обладают низким трением и высокой быстроходностью, но не способны воспринимать большую нагрузку.
Известен сферический роликовый двухрядный подшипник особо широкой серии ширин из Каталога SKF “Gro e Lager Katalog 4003T”, стр. 398, например подшипник 24130 CC/W33. Подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с двумя тороидальными дорожками качения, два ряда бочкообразных роликов, установленных в сепараторе /1/.
Соотношение длины ролика Lw к его диаметру Dw у таких подшипников составляет 1,4…1,6, за счет чего они обладают повышенной грузоподъемностью, однако это же влечет за собой увеличение трения и невысокую частоту вращения.
Известен сферический роликовый подшипник по АС СССР №199575. Подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, два ряда бочкообразных роликов, оси которых расположены под углом к оси подшипника. С целью повышения грузоподъемности подшипник имеет третий ряд роликов, оси которых параллельны оси подшипника. Каждый ряд роликов размещен в отдельном сепараторе, а на внутреннем кольце имеется два средних бортика с галтелями, разделяющих среднюю и крайние дорожки качения /2/.
За счет введения третьего ряда роликов соотношение длины ролика Lw к его диаметру Dw у таких подшипников составляет 0,8…1,0, за счет чего они обладают низким трением и высокой быстроходностью, при этом способны воспринимать большие нагрузки.
В данном подшипнике диаметр средней дорожки качения равен диагональному размеру между серединами крайних дорожек качения. Из чего следует, что усредненный радиальный зазор Gr одинаков во всех рядах роликов. Это приводит к тому, что из-за технологически неизбежных случайных погрешностей в размерах дорожек качения при работе подшипника дорожки качения нагружаются неравномерно (один или оба крайних ряда остаются ненагруженными), что влечет за собой перегрузку работающих роликов и, следовательно, снижает надежность работы и долговечность подшипника.
Кроме того, наличие двух средних бортиков с галтелями на внутреннем кольце усложняет изготовление подшипника, а галтели уменьшают рабочую длину роликов, что приводит к уменьшению грузоподъемности до 25% по сравнению с двухрядным подшипником особоширокой серии ширин.
Установка каждого ряда роликов в отдельный сепаратор также усложняет конструкцию подшипника.
Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является создание подшипника с большой грузоподъемностью и высокой частотой вращения, в котором исключается перегрузка роликов и имеющего более простую конструкцию.
Указанная задача решается тем, что в сферическом роликовом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тремя тороидальными дорожками качения, три ряда бочкообразных роликов, установленных так, что ось роликов среднего ряда параллельна оси подшипника, а оси роликов крайних рядов наклонены под углом к ней, диаметр средней дорожки качения внутреннего кольца меньше диагонального размера между серединами его крайних дорожек качения. На внутреннем кольце между средней и крайними дорожками качения выполнены цилиндрические пояски. Подшипник содержит два сепаратора на три ряда роликов.
На чертеже изображен поперечный разрез сферического роликового подшипника по изобретению.
Сферический роликовый подшипник содержит: наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения 2; внутреннее кольцо 3 с тремя тороидальными дорожками качения 4, 5, 6 и двумя цилиндрическими поясками 7, разделяющими среднюю 5 и крайние 4, 6 дорожки качения; три ряда бочкообразных роликов 8, 9, 10, установленных так, что ось О3-О3 роликов 9 среднего ряда параллельна оси подшипника O-O, а оси O1-O1 и O2-O2 роликов 8, 10 крайних рядов соответственно наклонены к ней под углом ; два сепаратора 11 и 12, причем сепаратор 11 удерживает ролик 8 и половину длины ролика 9, а сепаратор 12 – ролик 10 и половину длины ролика 9.
Поскольку подшипник содержит три ряда роликов, то соотношение длины ролика Lw к его диаметру Dw составляет оптимальную величину 0,8…1,0.
Зависимость между диаметром d3 средней дорожки качения 5 внутреннего кольца 3 и диагональными размерами d1 и d2 между серединами крайних дорожек качения 4 и 6 внутреннего кольца 3 соответственно определяется зависимостью:
d3 d1-2бy=d2-2бy, (1)
где бу – упругая деформация в контактах: дорожка качения 2 наружного кольца 1 – ролик (8, 9, 10) – дорожка качения (4, 5, 6) внутреннего кольца 3 или иначе сближение осей внутреннего 3 и наружного 1 колец от действия внешней нагрузки Fr на подшипник. Для наиболее эффективного использования подшипника нагрузка Fr принимается из условия:
0,02С Fr 0,05С, (2)
где С – динамическая расчетная грузоподъемность подшипника.
На основании теории упругости бу определяется по формуле:
где
Ze – полное количество роликов в подшипнике;
Lw – эффективная длина ролика;
– угол наклона осей роликов крайних рядов;
Fr – нагрузка на подшипник; может колебаться в пределах 0…0,2С.
Так как диаметр d3 средней дорожки качения 5 внутреннего кольца 3 меньше диагональных размеров d1 и d2 между серединами крайних дорожек качения 4 и 6 внутреннего кольца 3 соответственно, то, исходя из формулы (1), зависимость между усредненными радиальными зазорами Grcp среднего ряда роликов 9 и Grкр крайних рядов роликов 8 и 10 имеет вид:
Grкр+б0,02Сcp, (4)
где б0,02С – суммарная упругая деформация в контактах максимально нагруженных роликов с наружным и внутренним кольцом при нагрузке 0,02С.
Таким образом, усредненный радиальный зазор Grcp в среднем ряду роликов 9 больше зазоров Сrкр в крайних рядах роликов 8 и 10.
Подшипник работает следующим образом: первоначальное ненагруженное состояние характеризуется тем, что под действием собственного веса наружного кольца 1, сепараторов 11 и 12, роликов 4, 5, 6 происходит замыкание двух размерных цепей: корпус (не изображен) – дорожка качения 2 наружного кольца 1 – ролик 8 – дорожка качения 4 внутреннего кольца 3 – вал механизма (не изображен) и: корпус (не изображен) – дорожка качения 2 наружного кольца 1 – ролик 10 – дорожка качения 6 внутреннего кольца 3 – вал механизма (не изображен).
При этом усилие, приложенное от вала на корпус, распределяется между крайними дорожками качения 4, 6 внутреннего кольца 3 и, соответственно, крайними рядами роликов 8, 10.
Средний ряд роликов 9 вследствие увеличенного зазора не контактирует с дорожками качения 2, 5 наружного 1 и внутреннего 3 колец соответственно и нагрузку не передает. При приложении небольших нагрузок (0,02-0,05 динамической грузоподъемности С) подшипник благодаря соотношению Lw/Dw, равному 0,8…1,0, работает как двухрядный подшипник нормальной серии ширин, имеет низкое трение и высокую частоту вращения. При приложении больших нагрузок (0,05-0,2 динамической грузоподъемности С) вследствие упругих деформаций контактов: наружное кольцо 1 – ролик 9 – внутреннее кольцо 3 выбирается дополнительный зазор, и подшипник начинает работать как двухрядный подшипник особоширокой серии ширин, то есть его грузоподъемность возрастает, при этом перегрузка роликов исключается.
Отсутствие средних бортиков на внутреннем кольце 3, а также установка двух сепараторов 11, 12 на три ряда роликов 8, 9, 10 упрощает изготовление подшипника.
Источники информации
1. Каталог SKF “Gro e Lager Katalog 4003Т”. Reg. 47.12000, 1993-04.
2. Авторское свидетельство СССР №199575, кл. 47b, 12. Опубл.1967.
Формула изобретения
1. Сферический роликовый подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тремя тороидальными дорожками качения, три ряда бочкообразных роликов, установленных так, что ось роликов среднего ряда параллельна оси подшипника, а оси роликов крайних рядов наклонены под углом к ней, отличающийся тем, что диаметр средней дорожки качения внутреннего кольца меньше, чем диагональный размер между серединами его крайних дорожек качения, причем
d3 d1-2бу=d2-2бу,
где d3 – диаметр средней дорожки качения внутреннего кольца;
d1, d2 – диагональный размер между серединами крайних дорожек качения внутреннего кольца;
бу – упругая деформация в контактах: дорожка качения наружного кольца – ролик – дорожка качения внутреннего кольца или иначе сближение осей внутреннего и наружного колец от действия внешней нагрузки на подшипник.
2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что на внутреннем кольце между средней и крайними дорожками качения выполнены цилиндрические пояски.
3. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что подшипник содержит два сепаратора на три ряда роликов.
РИСУНКИ
|
|