|
(21), (22) Заявка: 2002132093/06, 29.11.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
29.11.2002
(45) Опубликовано: 27.08.2004
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1176849 А, 30.08.1985. ЕР 0028502 А1, 15.05.1981. ЕР 0155159 А2, 18.09.1985. RU 2121591 С1, 10.11.1998. RU 2112888 С1, 10.06.1998. RU 2007602 С1, 15.02.1994.
Адрес для переписки:
111116, Москва, ул. Авиамоторная, 2, ФГУП “ЦИАМ им. П.И. Баранова”, отдел интеллектуальной собственности
|
(72) Автор(ы):
Никитин Ю.Н. (RU), Финкельберг Л.А. (RU), Костюченков А.Н. (RU), Вершинин А.В. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова” (RU)
|
(54) КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
(57) Реферат:
Композитный поршень с антифрикционным покрытием для ДВС содержит головку с антифрикционным покрытием и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, причем поршень снабжен вставкой из волокнистого материала, соответствующей размеру головки поршня и состоящей из двух частей, одна из которых расположена в днище поршня и имеет волокна материала ее изготовления ориентированные перпендикулярно днищу поршня, а вторая выполнена не более размера канавок под компрессионные кольца и имеет волокна ориентированные параллельно днищу поршня. Приведены геометрические параметры головки и юбки. Антифрикционное покрытие может быть выполнено на жаровом поясе в виде высокотемпературного кремнеорганического покрытия, а на юбке поршня – в виде эпоксифенольного покрытия. Изобретение позволяет повысить прочностные свойства поршня. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в авиации, автомобилестроении, энергостроении и других областях техники.
Известен поршень для двигателя внутреннего сгорания, описанный в патенте РФ №2007602, кл. F 02 F 3/00, 15.02.1994. “Поршень для двигателя внутреннего сгорания”. Данный поршень содержит головку с жаровым поясом и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку, спрофилированную таким образом, что отношения диаметральных отклонений от номинального диаметра поршня соответственно в верхней кромке жарового пояса ( 1), в нижней кромке первой межколечной перемычки ( 2), в верхней зоне юбки ( 3), в нижнее кромке юбки ( 4) к диаметру цилиндра Dц при заданной величине расстояния от днища поршня до минимального диаметра Н0 приводит к оптимизации профиля боковой поверхности поршня, учитывающей в достаточной мере сложность динамических и тепловых процессов, происходящих в двигателе при движении поршня в цилиндре.
Геометрические параметры головки и юбки поршня выполнены в соответствии с соотношениями
1/Dц=(2,36-4,8) 10-3,
2/Dц=(0,95-3,25) 10-3,
3/Dц=(0,74-1,84) 10-3,
4/Dц=(0,08-0,04) 10-3,
Н0/Dц=0,6-0,9.
Недостатком данной конструкции является невысокие прочностные свойства поршня из-за отсутствия в поршне композитных материалов и антифрикционных покрытий, повышающих прочность конструкции.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному жидкоштампованному поршню с антифрикционным покрытием является поршень, содержащий головку, армированную кварцевыми волокнами с антифрикционным высокотемпературным покрытием и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца, юбку с профилированной овально-бочкообразной поверхностью. Геометрические параметры головки и юбки поршня выполнены в соответствии с соотношениями
1/Dц=(2,4-2,59) 10-3,
2/Dц=(0,88-0,94) 10-3,
3/Dц=(0,65-0,73) 10-3,
4/Dц=(0,06-0,075) 10-3,
Н0/Dц=0,55-0,59.
Недостатком данной конструкции является то, что, несмотря на попытки оптимизировать профиль рабочей поверхности поршня путем задания ее геометрических параметров, армирование головки кварцевыми волокнами и выполнение ее с антифрикционным высокотемпературным покрытием, в достаточной мере не удалось повысить прочностные свойства поршня из-за произвольной ориентации композитных материалов и отсутствия усиления ими мест наибольших нагрузок, приходящихся на поршень при его работе.
Целью настоящего изобретения является повышение прочностных свойств поршня за счет выполнения в местах наибольших напряжений вставок с ориентированными определенным образом композитными волокнами и оптимизации профиля рабочей поверхности поршня путем задания ее геометрических параметров. Выполнение предложенных антифрикционных покрытий на жаровом поясе и юбке позволяет снизить коэффициент трения, что способствует улучшению приработки цилиндропоршневой группы и служит повышению прочностных свойств поршня.
Поставленная цель достигается тем, что композитный поршень с антифрикционным покрытием для двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с антифрикционным покрытием, канавки под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, снабжен вставкой из волокнистого материала, соответствующей размеру головки поршня и состоящей из двух частей, одна из которых расположена в днище поршня и имеет волокна материала ее изготовления, ориентированные перпендикулярно днищу поршня, а вторая выполнена не более размера канавок под компрессионные кольца и имеет волокна, ориентированные параллельно днищу поршня, при этом геометрические параметры головки и юбки выполнены в соответствии с соотношениями
1/Dц=(2,35-2,39) 10-3,
2/Dц=(0,81-0,87) 10-3,
3/Dц=(0,61-0,65) 10-3,
4/Dц=(0,05-0,055) 10-3,
Н0/Dц=0,51-0,54,
где 1 – диаметральное отклонение в верхней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;
2 – диаметральное отклонение в нижней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;
3 – диаметральное отклонение в верхней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;
4 – диаметральное отклонение в нижней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;
Н0 – расстояние от днища поршня до зоны номинального диаметра, мм;
Dц– диаметр цилиндра, мм.
Поршень отличается тем, что антифрикционное покрытие выполнено на жаровом поясе в виде высокотемпературного кремнеорганического покрытия, а на юбке в виде эпоксифенольного покрытия.
На фиг. 1 изображен композитный поршень с армированной волокнами головкой объемного наполнения.
Композитный поршень содержит головку 1 с жаровым поясом 2 и канавками 3 под компрессионные и маслосъемное кольца, юбку 4, спрофилированную определенным образом, и бобышки 5 под поршневой палец с выполненными в них отверстиями 6. Вставка, например, из керамических волокон имеет сложную форму: в верхней части 7 вставки волокна имеют направление, перпендикулярное днищу поршня, а в нижней части 8 волокна ориентированы параллельно днищу поршня. На поршень нанесено антифрикционное покрытие, причем на жаровой пояс 2 нанесено жаростойкое кремнеорганическое покрытие, а на юбке 4 находится эпоксифенольное покрытие.
Композитный материал верхней части поршня с волокнами, направленными перпендикулярно действию нагрузки, позволяет значительно повысить прочность и жаростойкость днища поршня, в то время как композитный материал, находящийся ниже, с волокнами, ориентированными параллельно днищу, увеличивает износостойкость боковой части головки поршня, включающей жаровой пояс.
При движении поршня в цилиндре происходят сложные гидравлические и тепловые процессы между цилиндром и боковой поверхностью поршня, приводящие к необходимости профилирования поршня и выбора положения поршневых колец. Отношение диаметральных отклонений от номинального диаметра поршня соответственно в верхней кромке жарового пояса ( 1), в нижней кромке первой межколечной перемычки ( 2), в верхней зоне юбки ( 3), в нижней кромке юбки ( 4), к диаметру цилиндра Dц при заданной величине расстояния от днища поршня до номинального диаметра Н0 приводит к оптимизации профиля боковой поверхности поршня, учитывающей в достаточной мере сложность динамических и тепловых процессов, происходящих в двигателе при движении поршня в цилиндре.
1/Dц=(2,35-2,39) 10-3,
2/Dц=(0,81-0,87) 10-3,
3/Dц=(0,61-0,65) 10-3,
4/Dц=(0,05-0,055) 10-3,
Н0/Dц=0,51-0,54.
Антифрикционное покрытие, наносимое на боковые поверхности поршня, позволяет значительно снизить коэффициент трения поршня о стенки цилиндра. Кроме этого покрытие ускоряет процесс приработки поршня.
При возникновении вспышки в цилиндре рабочее тело, имеющее высокую температуру, воздействует на днище поршня. В днище поршня возникают сильные механические и тепловые напряжения, композитный материал верхней части препятствует появлению деформаций от этих напряжений, что, в свою очередь, повышает запасы прочности поршня в целом. Тепловой поток, направленный от днища поршня к жаровому поясу и канавкам, вызывает диаметральное увеличение головки поршня. Нижняя часть композитного материала позволяет уменьшить тепловые деформации, а за счет этого минимизировать диаметральные зазоры в жаровом поясе.
Предлагаемое устройство позволяет повысить прочностные свойства, что позволяет оптимизировать диаметральные зазоры в цилиндропоршневой группе. При этом снижаются массовые характеристики двигателя и уменьшаются нагрузки на основные детали двигателя.
Формула изобретения
1. Композитный поршень с антифрикционным покрытием для двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с антифрикционным покрытием, канавки под компрессионные и маслосъемные кольца и юбку с профилированной овально-бочкообразной рабочей поверхностью, отличающийся тем, что поршень снабжен вставкой из волокнистого материала, соответствующей размеру головки поршня и состоящей из двух частей, одна из которых расположена в днище поршня и имеет волокна материала ее изготовления, ориентированные перпендикулярно днищу поршня, а вторая выполнена не более размера канавок под компрессионные кольца и имеет волокна, ориентированные параллельно днищу поршня, при этом геометрические параметры головки и юбки выполнены в соответствии с соотношениями
1/Dц=(2,35-2,39) 10-3
2/Dц=(0,81-0,87) 10-3
3/Dц=(0,61-0,65) 10-3
4/Dц=(0,05-0,055) 10-3
Н0/Dц=0,51-0,54,
где 1 – диаметральное отклонение в верхней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;
2 – диаметральное отклонение в нижней кромке жарового пояса от номинального диаметра поршня, мм;
3 – диаметральное отклонение в верхней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;
4 – диаметральное отклонение в нижней зоне юбки от номинального диаметра поршня, мм;
Dц – диаметр цилиндра, мм;
Н0 – расстояние от днища поршня до зоны номинального диаметра.
2. Поршень по п.1, отличающийся тем, что антифрикционное покрытие выполнено на жаровом поясе в виде высокотемпературного кремнийорганического покрытия, а на юбке – в виде эпоксифенольного покрытия.
РИСУНКИ
|
|