Патент на изобретение №2234100

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2234100 (13) C2
(51) МПК 7
G01P5/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.02.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001114376/28, 24.05.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.05.2001

(43) Дата публикации заявки: 10.06.2003

(45) Опубликовано: 10.08.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2079142 C1, 10.05.1997. RU 2145089 C1, 27.01.2000. RU 2042137 C1, 20.08.1995. WO 98/33071 A2, 30.07.1998. FR 2584493 A1, 09.01.1987.

Адрес для переписки:

125171, Москва, Ленинградское ш., 6, ФГУП “РСК “МиГ”, Инженерный центр “ОКБ им. А.И.Микояна”, нач.пат.отд. Б.А. Водорацкому

(72) Автор(ы):

Касимов М.И. (RU),
Кербер А.Б. (RU),
Трэйман О.Ф. (RU),
Уткин В.Н. (RU),
Штыкало В.Ф. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ” (RU)

(54) СИСТЕМА ПРИЕМНИКОВ ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам измерения давления воздуха за бортом самолета. Система приемников воздушного давления самолета содержит приемники полного и статического давления, в которой приемники статического давления выполнены в виде пластины с отверстиями, установленной на боковой поверхности справа и слева фюзеляжа самолета. На пластине укреплен аэродинамический компенсатор полуцилиндрической формы. Место расположения и размер компенсатора рассчитывается конкретно для каждого самолета. Приемник полного давления установлен на верхней поверхности носовой части фюзеляжа самолета симметрично справа и слева. Конкретно место его размещения подбирается экспериментально для каждого типа самолета. Технический результат – возможность улучшить аэродинамические характеристики самолета и условия работы бортовой радиолокационной станции, а также устранит возможность поломки выступающей штанги. 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам измерения давления воздуха за бортом самолета.

Известны системы приемников воздушного давления в виде выносной носовой штанги и установленных на фюзеляже самолета на специальном кронштейне (см., например, патент США №4434668 по кл. 73-212 и патент Великобритании №1118793 по кл. G 01 R).

Наиболее близкой конструктивно и по техническим характеристикам, принятой за прототип, является система приемников воздушного давления (ПВД), установленная, например, на самолете МиГ-29 (см. Руководство по технической эксплуатации самолета МиГ-29 № ГК-473. раздел “Система полного и статического давления”, стр. 119) и содержащая приемники полного и статического давления, расположенные на выносных носовых штангах, пневмотракты с влагоотстойниками и потребители воздушного давления.

Недостатком указанной системы являются выступающие в носовой части самолета штанги ПВД, легко ломающиеся на земле, а также ухудшающие обтекание самолета воздушным потоком, что приводит к ухудшению аэродинамических характеристик и искажению диаграммы направленности антенны бортовой радиолокационной станции.

Цель изобретения – устранение указанных недостатков путем улучшения аэродинамических характеристик самолета и улучшения условий работы бортовой радиолокационной станции, размещенной в носовой части самолета.

Эта цель достигается тем, что система приемников воздушного давления содержит приемники полного и статического давления, пневмотракты с влагоотстойниками и потребители воздушного давления, причем каждый приемник статического давления выполнен в виде установленной на боковой поверхности фюзеляжа самолета справа и слева пластины с отверстиями, к которым прикреплены штуцеры со шлангами для соединения с потребителями воздушного давления. На пластинах размещены в заданном месте аэродинамические компенсаторы полуцилиндрической формы. Каждый приемник полного давления установлен на верхней поверхности носовой части фюзеляжа самолета симметрично справа и слева в заданном месте.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

фиг.1 – размещение приемников воздушного давления на самолете;

фиг.2 – приемник статического давления;

фиг.3 – компенсатор аэродинамических погрешностей;

фиг.4 – принципиальная схема системы приемников воздушного давления;

фиг.5 – компенсация аэродинамических погрешностей.

Приемники полного давления 1 (фиг.1) размещаются симметрично на верхней поверхности фюзеляжа 4 самолета на специальных кронштейнах 2 аэродинамической формы, высота и место расположения которых выбираются из условия минимизации погрешностей восприятия полного давления по результатам продувочных экспериментов в специальных аэродинамических трубах.

Приемники статического давления 3 размещаются симметрично на внутренних поверхностях фюзеляжа 4 самолета, имеющих соответствующие отверстия 5. На наружной поверхности фюзеляжа крепятся панели 6 с полированными внешними плоскостями и соответствующими отверстиями 5. На некотором расстоянии от этих отверстий устанавливаются аэродинамические компенсаторы 7. Поверхность панели 6 полируется для того, чтобы исключить влияние шероховатостей поверхности фюзеляжа 4 самолета на обтекание его воздушным потоком.

Приемники статического давления (фиг.2) представляют собой пластину 8, на которой закреплены с помощью сварки три штуцера угловой формы 9. Угловая форма штуцеров 9 определяется тем, что их хвостовые части с “елочкой” выходят в зону кабин и к ним крепятся резиновые трубки “дюриты” 10, монтаж которых необходимо вести вдоль внутренней поверхности обшивки фюзеляжа 4 самолета.

Компенсатор аэродинамических погрешностей 7 (фиг.3) представляет собой полуцилиндр 11, в тело которого запрессованы шпильки 12. Компенсаторы 7 крепятся к панелям 6 с помощью шпилек 12 и навинчиваемых на них с внутренней стороны фюзеляжа 4 гаек 13.

На принципиальной схеме системы приемников воздушного давления (фиг.4) показано соединение приемников полного давления 14 и приемников статического давления 15 через кран ПВД 16 с мембранно-анероидными приборами 1-й кабины 17, 18, 19, 20 и 2-й кабины 21, 22, 23, 24, а также датчиками 25, 26, 27 и системой воздушных сигналов 28 и через осреднитель воздушных давлений 29, выполненный по а.с. №263495, с 4-канальной комплексной системой управления 30.

Сущность компенсации аэродинамических погрешностей поясняется фиг.5. При обтекании компенсатора 7, расположенного на расстоянии R от отверстия 5 приемника ПСД, плоскопараллельным потоком 32 компоненты скорости в любой точке потока могут быть определены дифференцированием потенциала скоростей Vп результирующего потока.

В полярных координатах потенциал результирующего потока имеет вид:

где Vп – скорость набегающего потока;

Rк – радиус компенсатора;

R – текущий радиус или расстояние компенсатора от приемного отверстия приемника статического давления;

– угол, составленный направлением потока и текущим радиусом. Компоненты скорости в любой точке результирующего потока определяются с помощью следующих выражений:

где Vr – проекция скорости на направление текущего радиуса;

Vs – проекция скорости на направление, перпендикулярное к текущему радиусу.

Знак “минус” в формуле (2) указывает на то, что направление скорости потока обратно положительному направлению отсчета угла . Для той точки обшивки фюзеляжа, где находится входное отверстие приемника ПСД (угол =180) составляющие вектора скоростей будут иметь вид:

Местная скорость набегающего потока при обтекании приемника уже содержит аэродинамическую ошибку и равна (Vп+V), следовательно:

Установка компенсатора 7 позволяет скорректировать местную скорость таким образом, что она будет равна скорости набегающего потока Vп, т.е. Vr=Vп, тогда:

Отсюда можно определить расстояние, на котором должен устанавливаться компенсатор, по формуле:

По своим характеристикам аэродинамический компенсатор 7 должен удовлетворять альтернативным требованиям: с одной стороны, радиус его не может быть большим, чтобы не ухудшать аэродинамические характеристики самолета, и, следовательно, нецелесообразно удалять на значительное расстояние компенсатор 7 от приемного отверстия 5 приемника ПСД, с другой стороны, устанавливать его на минимальном расстоянии также нецелесообразно из-за возникающих трудностей при конструктивном выполнении крепления компенсатора 7 при слишком малом его радиусе.

Наиболее оптимальным радиусом для компенсатора является Rк=8 мм, например, для самолета МиГ-АТ. С использованием значений аэродинамических погрешностей приемника ПСД, полученных в летных испытаниях самолета МиГ-АТ, определено расстояние компенсатора от отверстия приемника ПСД, равное R=40 мм.

Сравнивая полученные в летных испытаниях значения аэродинамических погрешностей приемников ПСД с компенсаторами и без компенсаторов с нормами, указанными в ОСТ 00762-75 “Системы статического и полного давлений для питания мембранно-анероидных приборов”, можно сделать вывод об эффективности компенсаторов.

Таким образом, система ПВД самолета может быть построена следующим образом:

– два приемника полного давления, устанавливаемые симметрично на верхней поверхности носовой части фюзеляжа самолета;

– фюзеляжные приемники ПСД, имеющие по 3 приемных отверстия для обеспечения всех потребителей системы ПВД статическим давлением. Причем, пара приемников ПСД, расположенных симметрично в районе 2-й кабины, приемные отверстия которых попарно закольцованы (как того требует ОСТ 00762-75), рассматривается в качестве источника статического давления основной системы ПВД. Пара приемников ПСД, расположенных симметрично в районе 1-й кабины, рассматривается в качестве источника статического давления резервной системы ПВД;

– кран ПВД во 2-й кабине снимается и управление системой ПВД осуществляется только из 1-й кабины.

Предлагаемая конфигурация системы ПВД на самолете таким образом обеспечит оптимальные точностные характеристики погрешностей приемников воздушного давления и позволит улучшить аэродинамические характеристики самолета и разместить антенну бортовой радиолокационной станции в носовой части самолета.

Формула изобретения

Система приемников воздушного давления самолета, содержащая приемники полного и статического давления, пневмотракты с влагоотстойниками и потребители воздушного давления, отличающаяся тем, что каждый приемник статического давления выполнен в виде установленной на боковой поверхности справа и слева фюзеляжа самолета пластины с отверстиями, к которой прикреплены штуцеры для соединения с потребителями воздушного давления, причем на пластине размещен аэродинамический компенсатор полуцилиндрической формы, а каждый приемник полного давления установлен на верхней поверхности носовой части справа и слева фюзеляжа самолета.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (RU)

Адрес для переписки:

125284, Москва, 1-й Боткинский пр-д,7, ОАО «РСК «МиГ»

Извещение опубликовано: 27.06.2009 БИ: 18/2009


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.05.2009

Извещение опубликовано: 20.10.2010 БИ: 29/2010


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.10.2010

Извещение опубликовано: 27.10.2010 БИ: 30/2010


Categories: BD_2234000-2234999