Патент на изобретение №2233991

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2233991 (13) C2
(51) МПК 7
F02K9/96
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.02.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2002127489/06, 14.10.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.10.2002

(43) Дата публикации заявки: 10.04.2004

(45) Опубликовано: 10.08.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2181441 С1, 20.04.2002. RU 2179989 С1, 27.02.2002. RU 2138679 С1, 27.09.1999. RU 2112203 С1, 27.05.1998. US 5280706 А, 25.01.1994. US 5380570 А, 10.01.1995.

Адрес для переписки:

614113, г.Пермь, ул. Чистопольская, 16, ФГУП “НИИПМ”

(72) Автор(ы):

Козьяков А.В. (RU),
Молчанов В.Ф. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт полимерных материалов” (RU)

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЫМООБРАЗОВАНИЯ РДТТ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива. Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении испытаний по оценке дымообразования РДТТ. Техническая задача решается за счет использования в указанных испытаниях заряда твердого топлива торцевого горения, в т.ч. бронированного по длине различными бронепокрытиями. Способ позволяет дать количественную оценку дымообразующей способности отдельных источников дыма в РДТТ (ТРТ, бронепокрытия и др.) как на стадии обработки, так и после естественного или форсированного хранения РДТТ. Технический результат изобретения – получение объективной (достоверной) количественной информации по каждому источнику дыма в РДТТ, снижение затрат, повышение качества отработки РДТТ в целом. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ).

Одной из актуальных проблем при отработке РДТТ к управляемым реактивным снарядам является обеспечение низкого уровня их дымообразования. Дым ослабляет (поглощает, рассеивает) управляющие сигналы и затрудняет оператору наблюдение за целью. Поэтому при отработке ракетного двигателя должен быть гарантирован уровень дымообразования, не превышающий заданный техническим заданием.

Критерием, характеризующим дымообразование РДТТ, является его мощность дымообразования N(t) – величина, пропорциональная количеству “дымовых частиц” генерируемых двигателем в 1 сек. Оценка мощности дымообразования двигателя производится экспериментально-расчетным методом путем регистрации параметров дымового шлейфа двигателя в мерном сечении и последующего вычисления по замеренным параметрам мощности дымообразования по формуле

где К – коэффициент, характеризующий геометрические размеры струи и длину пути светового луча в мерном сечении дымового шлейфа;

J0 – величина светового сигнала на входе в мерное сечение дымового шлейфа;

J(t) – величина светового сигнала на выходе из мерного сечения дымового шлейфа в момент времени t;

V(t) – скорость потока в мерном сечении дымового шлейфа в момент времени t, вычисляемая по формуле

где Рдин(t) – динамическое давление в мерном сечении дымового шлейфа в момент времени t,

T(t) – температура в мерном сечении дымового шлейфа в момент времени t,

Р – барометрическое давление окружающего воздуха.

Формула (1) является следствием известного закона Бугера-Бэра, связывающего характеристики рассеивания (поглощения) излучения с характеристиками рассеивающей (поглощающей) среды.

По результатам экспериментальной оценки строится график зависимости N(t), позволяющий судить о мощности дымообразования двигателя в процессе его работы.

По известному патенту (пат. РФ №2181441) оценки дымообразования модельного заряда не предусматривается возможность дифференцированной количественной оценки мощности дымообразования отдельного источника дыма (твердого топлива, бронепокрытия).

Он позволяет дать только интегральную оценку о дымообразовании двигателя в целом и качественную оценку по отдельным бронепокрытиям. В то же время отсутствие информации о количественном “вкладе” в общее дымообразование отдельных источников дыма не позволяет целенаправленно проводить разработку (доработку) топлив, бронематериалов и других источников дыма в составе РДТТ. Оценка различных конструкций зарядов в составе двигателя путем проведения натурных испытаний по принципу “лучше-хуже” требует и существенных материальных затрат.

Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении оценки дымообразования РДТТ в натурных условиях, уменьшение трудозатрат, повышение производительности способа, повышение достоверности определения дымообразования при оценке различных бронематериалов и других источников дыма в составе РДТТ. Сущность изобретения, в части повышения информативности способа, заключается в дифференцированной оценке мощности дымообразования топлива и бронепокрытия. Для этого при проведении натурных испытаний РДТТ с замером параметров дымообразования используют цилиндрический бесканальный заряд (1) торцевого горения, выполненный из одной марки топлива, бронированный по боковой поверхности (фиг.1). При горении такого заряда в ракетном двигателе с постоянной площадью критического сопла (dкр=const) обеспечивается постоянный уровень скорости горения топлива, а следовательно, и постоянный уровень давления и расхода продуктов сгорания топлива (фиг.1б). Так как скорости потока продуктов сгорания для зарядов торцового горения весьма малы (как правило, не более 2…3 м/с), то в конструкции такого заряда обеспечивается равномерное воздействие продуктов сгорания на всю поверхность оголенного бронепокрытия в течение всего времени горения заряда.

При наличия только двух источников дыма – топлива и бронепокрытия – конструкция заряда торцевого горения позволяет обеспечить постоянную составляющую (I) мощности дымообразования топлива (Nтопл=const) и переменную составлявшую (2) мощности дымообразования бронематериала (фиг.2).

При этом начальный уровень дымообразования определяется только дымообразованием топлива (оголенный участок бронепокрытия при t=0 отсутствует, Nбp=0). Это позволяет с достаточной для практики точностью выполнять дифференцированную количественную оценку дымообразования топлива и бронепокрытия, а именно:

– дымообразование топлива оценить величиной интеграла N0·tк, a дымообразование бронепокрытия величиной интеграла

где tк – время горения заряда.

Полученная таким образом первичная информация может быть использована для расчета коэффициентов дымности материалов, их количественного вклада в дымообразование проектируемых РДТТ.

Технический результат изобретения – повышение достоверности оценки дымообразования различных бронематериалов, твердых ракетных топлив (ТРТ); уменьшение трудозатрат и повышение производительности способа за счет того, что натурным испытаниям подвергают цилиндрический заряд торцевого горения, бронированный при необходимости на фиксированных участках боковой поверхности различными бронематериалами (патент РФ №218144). Достоверность определения дымоообразования различных бронепокрытий достигается в данном случае за счет воздействия на них идентичного состава продуктов сгорания топлива при идентичных внутрибаллистических характеристиках (давление, температура) и идентичных атмосферных условиях (температура, влажность, атмосферное давление окружающего воздуха). Снижение трудозатрат и повышение производительности способа достигается за счет сокращения числа испытаний, их продолжительности (в одном опыте сразу оценивается несколько бронематериалов), затрат на изготовление модельных зарядов.

В способе оценки дымообразования РДТТ, основанном на сжигании бронированного заряда твердого топлива торцевого горения в стендовых условиях, регистрации параметров дымового шлейфа: динамического давления, температуры и ослабления светового сигнала в мерном сечении, расчете по полученным данным комплексного параметра – мощности дымообразования N(t), дымообразование бронепокрытия определяют по следующей зависимости:

где N0 – мощность дымообразования в начальный момент времени;

tк – время горения заряда.

В способе, использующем заряд, забронированный различными по длине заряда бронепокрытиями, по скорости горения топлива, с учетом длины каждого из участков бронепокрытия, определяются моменты времени t1, t2, …, ti, соответствующие достижению фронтом горения топлива стыков участков бронепокрытия, а о мощности дымообразования Nбр i судят по

где tк – время горения заряда,

Nбр i – мощность дымообразования i-го бронепокрытия;

1, 2, …, i – номер фиксированных участков по длине боковой поверхности заряда с различными бронематериалами.

В способе, использующем РДТТ или его элементы: топливную шашку, заряд ТРТ с бронепокрытием, ТЗП, подвергнутые длительному естественному или ускоренному при повышенной температуре хранению, об изменении дымообразования судят по соотношениям

где М – увеличение дымообразования двигателя;

Mi – увеличение дымообразования i-го элемента двигателя (топлива, бронепокрытия, ТЗП);

Nxp – мощность дымообразования РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение;

– мощность дымообразования i-го элемента РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение.

Отличительными признаками предложенного способа являются:

– механизм выделения составляющих мощности дымообразования из интегральной зависимости N(t);

– использование заряда торцевого горения с комбинированным по длине боковой поверхности бронепокрытием из различных бронематериалов;

– механизм выделения составляющих мощности дымообразования с комбинированным по длине заряда бронепокрытием;

– порядок оценки дымообразования РДТТ и его элементов в процессе длительного хранения.

Технический результат, достигаемый изобретением в целом, характеризуется:

– получением объективной информации о дымообразовании каждого из источников дыма, что позволяет более эффективно проводить отработку новых материалов (ТРТ, бронепокрытия, ТЗП) и объективно оценивать уровень дымообразования заряда и двигателя на ранних стадиях отработки;

– повышением достоверности информации, снижением трудозатрат, повышением производительности при проведении испытаний с оценкой дымообразования, что в конечном итоге повышает качество и снижает сроки отработки двигателей;

– возможностью оценки дымообразования двигателя и отдельных источников дыма в процессе эксплуатации и гарантийных сроков хранения.

Сущность предложенного способа поясняется следующими графическими материалами:

Фиг.1 – ракетный двигатель с модельным зарядом:

а) общий вид двигателя;

б) зависимость “давление-время”;

1 – заряд, 2-двигатель

1 – длина бронечехла, – толщина бронечехла.

Фиг.2 – механизм выделения составляющих мощности дымообразования N(t) для заряда торцевого горения:

а) заряд торцевого горения;

б) остаток бронепокрытия после выгорания топлива;

в) зависимость N(t), выделение составляющих мощности дымообразования.

Фиг.3 – модельный заряд ТРТ с комбинированным бронепокрытием и механизм выделения составляющих мощности дымообразования отдельных бронематериалов:

а) заряд с комбинированным бронепокрытием;

б) остаток бронировки после выгорания топлива;

в) зависимость N(t), выделение составляющих мощности дымообразования;

3, 4, 5 – различные бронематериалы;

– интегральная характеристика мощности дымообразования i-го бронематериала;

– интегральная характеристика мощности дымообразования топлива;

m3, m4, m5 – унесенная масса 3-го, 4-го, 5-го бронематериала.

Фиг.4 – зависимость мощности дымообразования РДТТ с зарядом торцевого горения, подвергнутого старению:

N(t) – мощность дымообразования “свежего” двигателя;

Nxp(t) – мощность дымообразования “старого” двигателя;

МТРТ – увеличение мощности дымообразования “старого” двигателя за счет ТРТ;

Мбр – увеличение мощности дымообразования “старого” двигателя за счет бронепокрытия.

Формула изобретения

1. Способ оценки дымообразования РДТТ, основанный на сжигании бронированного заряда твердого топлива торцевого горения в стендовых условиях, регистрации параметров дымового шлейфа: динамического давления, температуры и ослабления светового сигнала в мерном сечении, расчете по полученным данным комплексного параметра – мощности дымообразования N(t), отличающийся тем, что дымообразование бронепокрытия определяют по следующей зависимости:

где N0 – мощность дымообразования в начальный момент времени;

tк – время горения заряда.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют заряд, забронированный различными по длине заряда бронепокрытиями, при этом по скорости горения топлива, с учетом длины каждого из участков бронепокрытия, определяются моменты времени t1, t2,…, ti, соответствующие достижению фронтом горения топлива стыков участков бронепокрытия, а о мощности дымообразования Nбр i судят по

где tк – время горения заряда,

Nбр i – мощность дымообразования i-го бронепокрытия;

1, 2,…, i – номер фиксированных участков по длине боковой поверхности заряда с различными бронематериалами.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют РДТТ или его элементы: топливную шашку, заряд ТРТ с бронепокрытием, ТЗП, подвергнутые длительному естественному или ускоренному при повышенной температуре хранению, об изменении дымообразования судят по соотношениям

где М – увеличение дымообразования двигателя;

Мi – увеличение дымообразования i-го элемента двигателя (топлива, бронепокрытия, ТЗП);

Nхр – мощность дымообразования РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение;

– мощность дымообразования i-го элемента РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Categories: BD_2233000-2233999