Патент на изобретение №2232976

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2232976 (13) C1
(51) МПК 7
F42D1/08, C06B21/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003104337/03, 13.02.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.02.2003

(45) Опубликовано: 20.07.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1457501 A1, 15.06.1994. SU 164005 A, 16.09.1964. SU 185814 A, 14.10.1966. SU 193976 A, 22.05.1967. SU 243462 A, 15.10.1969. SU 471448 A, 01.09.1975. SU 691563 A, 20.10.1979. SU 781349 A, 28.11.1980. RU 2152587 C1, 10.07.2000. US 3380333 A, 30.04.1968. US 4526633 A, 02.07.1985.

Адрес для переписки:

105064, Москва, ул. Старая Басманная, 13/1-3, ЗАО”Нитро Сибирь”

(72) Автор(ы):

Жученко Е.И. (RU),
Иоффе В.Б. (RU),
Александров Ю.В. (RU),
Хайрутдинов Ф.Х. (RU),
Жарков А.М. (RU),
Зырянов И.К. (RU),
Чиликов А.М. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “Нитро Сибирь” (RU)

(54) СМЕСИТЕЛЬНО-ЗАРЯДНАЯ МАШИНА

(57) Реферат:

Смесительно-зарядная машина относится к области горного дела, в частности к конструкции машин, используемых для механизированного приготовления и заряжания нисходящих скважин на открытых горных работах при карьерной разработке месторождений полезных ископаемых. Смесительно-зарядная машина включает транспортную базу, на которой смонтирован бункер для эмульсии с емкостями для газогенерирующей добавки и воды. Указанные компоненты посредством насосов через дозаторы компонентов подаются в шланговый барабан с зарядным рукавом и далее в скважину. Бункер для эмульсии смонтирован на транспортной базе посредством рамы бункера, выполненной замкнутой по периметру бункера и состоящей из полых элементов, образующих как минимум две отдельные емкости. Сама рама бункера смонтирована на транспортной базе посредством амортизаторов, между рамой и транспортной базой установлены тензодатчики дозаторов компонентов, а сами дозаторы размещены в нише между рамой бункера и транспортной базой. Повышается надежность работы машины при одновременном повышении ее устойчивости за счет рациональной компоновки узлов. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области горного дела, в частности, к конструкции смесительно-зарядных машин, используемых для механизированного приготовления и заряжания скважин на открытых горных работах.

Из области техники известна передвижная установка для приготовления взрывчатых веществ на местах применения, которая может быть использована в качестве смесительно-зарядной машины (см., например, патент РФ №2152587 опубл. 07.10.2000). Недостатком этой установки является ее неприспособленность к использованию для работы с эмульсионными взрывчатыми веществами (ВВ).

Наиболее близким техническим решением, как по решаемой задаче, так и по общему количеству совпадающих существенных признаков, является смесительно-зарядная машина, включающая транспортную базу, на которой смонтирован бункер для эмульсии с емкостями для газогенерирующей добавки и горячей воды для очистки смесителя и транспортной магистрали, насосы для подачи эмульсии, газогенерирующей добавки и горячей воды, статический смеситель эмульсии и газогенерирующей добавки, шланговый барабан с зарядным рукавом и дозаторы компонентов (см., например, патент РФ №1457501, опубл. 15.06.94).

Недостатком известной смесительно-зарядной машины является наличие отдельных емкостей для жидких компонентов эмульсионного ВВ и горячей воды, что ведет к увеличению высоты расположения центра тяжести установки и, как следствие, к повышению опрокидывающего момента и снижению безопасности ведения работ.

Задачей данного изобретения является повышение надежности конструкции смесительно-зарядной машины за счет увеличения жесткости ее несущей рамы при одновременном снижении опрокидывающего момента всей машины за счет рациональной компоновки ее конструктивных узлов.

Поставленная задача достигается тем, что в смесительно-зарядной машине, включающей транспортную базу, на которой смонтирован бункер для эмульсии, емкости для газогенерирующей добавки и воды, насосы для подачи эмульсии, газогенерирующей добавки и воды, статический смеситель эмульсии и газогенерирующей добавки, шланговый барабан с зарядным рукавом и дозаторы компонентов, бункер для эмульсии смонтирован на транспортной базе посредством рамы бункера, выполненной замкнутой по периметру бункера и состоящей из полых элементов, образующих как минимум две отдельные емкости для размещения газогенерирующей добавки и воды, при этом рама бункера смонтирована на транспортной базе посредством амортизаторов, между рамой и транспортной базой установлены тензодатчики дозаторов компонентов, а сами дозаторы размещены в нише между рамой бункера и транспортной базой.

Целесообразно выполнять каждый из полых элементов рамы в его поперечном сечении в форме треугольника.

Предпочтительно разместить статический смеситель между напорным патрубком эмульсионного насоса и трубопроводом для подачи эмульсии в скважину и выполнить его в виде корпуса с консольно закрепленной в нем неподвижной осью, на которой с равным шагом закреплены крыльчатки. Каждая последующая по ходу потока крыльчатка развернута относительно предыдущей на равный угол.

Кроме того, целесообразно корпус смесителя выполнить в виде патрубка, один конец которого присоединен к напорному патрубку эмульсионного насоса, а другой конец размещен коаксиально в кожухе, который является составной частью трубопровода для подачи эмульсии в скважину, с образованием между внутренней поверхностью кожуха и наружной поверхностью корпуса смесителя щелевого конического зазора для подачи воды в зарядный рукав.

Также целесообразно в раме бункера выполнить несколько дополнительных емкостей для размещения в них компонентов взрывчатого вещества, при этом отдельные емкости гидравлически попарно связаны между собой для увеличения или уменьшения объема какого-либо компонента.

Изобретение поясняется четырьмя чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид смесительно-зарядной машины; на фиг.2 – разрез по А-А (фиг.1); на фиг.3 – разрез Б-Б (фиг.2); на фиг.4 – разрез В-В (фиг.3).

Смесительно-зарядная машина включает транспортную базу 1, в качестве которой может быть использовано шасси автомобиля, например МАЗ 5516. На транспортной базе 1 смонтирован бункер 2 для эмульсии. Для повышения безопасности работы, в конструкцию машины введен упрочняющий элемент в виде рамы бункера 3, которая закреплена на шасси автомобиля посредством амортизаторов и тензодатчиков весовой системы. Рама бункера 3 выполнена замкнутой по периметру бункера 2 и состоит из полых элементов, образующих как минимум две отдельные емкости 4, 5. В случае необходимости, этих отдельных емкостей может быть выполнено и больше (например, четыре), при этом отдельные емкости могут быть гидравлически попарно связаны между собой для увеличения или уменьшения объема какого-либо компонента. Эти емкости предназначены для размещения в одной из них, например полости 4, газогенерирующей добавки (ГГД), а в полости 5 – воды, предназначенной для подачи водяного орошения в зарядный рукав. Для улучшения процесса заряжания вода может быть закачана уже горячей или подогреваться любым известным способом, например от выхлопных газов. На раме бункера 3 установлен бункер 2 для эмульсии. Полые элементы рамы бункера 3 служат одновременно элементами жесткости и емкостями для размещения газогенерирующей добавки, и горячей воды, служащей для разогрева эмульсии и снижения трения между эмульсией, подаваемой по зарядному шлангу 6 в скважину, и стенками зарядного шланга. В нижней части бункера 2 по его продольной оси расположен шнек 7. При помощи шнека 7 эмульсия подается к всасывающему патрубку эмульсионного насоса 8. Между фланцами на корпусе шнека и эмульсионном насосе установлен запорный шибер 9. К напорному патрубку эмульсионного насоса 8 присоединен корпус статического смесителя 10, конструкция которого показана на фиг.3.

Корпус смесителя 10 представляет собой выходной патрубок 11, один конец которого при помощи фланца присоединен к напорному патрубку эмульсионного насоса 8. Другой конец выходного патрубка 11 размещен коаксиально в кожухе 12, который является составной частью трубопровода для подачи эмульсии в скважину.

Между наружной поверхностью выходного патрубка 11 и внутренней поверхностью кожуха 12 образована кольцевая полость 13. В эту полость через радиальный штуцер 14 подается вода, которая через щелевой конический зазор 15 между внутренней поверхностью кожуха 12 и наружной поверхностью выходного патрубка 11 под небольшим углом нагнетается в поток эмульсии, подаваемой в скважину. Введение воды по такой схеме создает лучшие условия для снижения трения между эмульсией и стенкой трубопровода, что, в свою очередь, значительно снижает давление на эмульсионном насосе 8. Внутри выходного патрубка 11 консольно закреплена неподвижная ось 16, на которой с равным шагом закреплены крыльчатки 17. Каждая последующая по ходу потока крыльчатка развернута относительно предыдущей на равный угол.

Такая конструкция смесителя обеспечивает тщательное перемешивание ГГД и эмульсии и позволяет производить чистку или ремонт крыльчаток без снятия корпуса смесителя с трубопровода.

Между наклонными продольными стенками бункера 2 и нижними стенками рамы бункера 3 имеются отсеки. В отсеке с правой стороны машины размещены эмульсионный насос 8 и статический смеситель 10. В отсеке с левой стороны машины установлены насосы 18, 19 с трубопроводами и запорными кранами. Насос 18 для подачи воды и насос 19 для подачи ГГД. Шланговый барабан 20 установлен непосредственно на шасси транспортной базы 1.

Рама бункера 3 смонтирована на транспортной базе 1 посредством амортизаторов 21, при этом между рамой и транспортной базой установлены тензодатчики дозаторов компонентов (на чертеже не показаны), а сами дозаторы размещены в нише между рамой бункера 3 и транспортной базой 1.

Работа машины осуществляется в следующем порядке. После загрузки машины на стационарном пункте компонентами – эмульсия, ГГД, вода, машина переезжает на заряжаемый блок.

На заряжаемом блоке, двигаясь вдоль ряда скважин, машина останавливается у первой скважины. Оператор ориентирует зарядный рукав над ее устьем, включением барабана опускает его до дна скважины. Одновременным включением насосов для эмульсии, ГГД и воды начинается подача ВВ в скважину.

После подачи в скважину небольшого количества ВВ шланговый барабан включается на подъем зарядного рукава. Для обеспечения сплошности заряда зарядный рукав поднимается со скоростью, меньшей скорости подъема уровня ВВ в скважине. На дисплее весовой системы постоянно высвечиваются цифры количества ВВ поданного в скважину.

После достижения заданной величины заряда в скважине, оператор отключает насосы для эмульсии, ГГД, воды. Шланговый барабан в маневровом режиме извлекает зарядный рукав из скважины. После этого вращение барабана отключается. Машина переезжает к следующей скважине.

После полной разгрузки машины производится очистка зарядного рукава от остатков ВВ путем его промывки горячей водой.

Формула изобретения

1. Смесительно-зарядная машина, включающая транспортную базу, на которой смонтирован бункер для эмульсии, емкости для газогенерирующей добавки и воды, насосы для подачи эмульсии, газогенерирующей добавки и воды, статический смеситель эмульсии и газогенерирующей добавки, шланговый барабан с зарядным рукавом и дозаторы компонентов, отличающаяся тем, что бункер для эмульсии смонтирован на транспортной базе посредством рамы бункера, выполненной замкнутой по периметру бункера и состоящей из полых элементов, образующих как минимум две отдельные емкости для размещения газогенерирующей добавки и воды, при этом рама бункера смонтирована на транспортной базе посредством амортизаторов, между рамой и транспортной базой установлены тензодатчики дозаторов компонентов, а сами дозаторы размещены в нише между рамой бункера и транспортной базой.

2. Смесительно-зарядная машина по п.1, отличающаяся тем, что каждый из полых элементов рамы имеет в поперечном сечении форму треугольника.

3. Смесительно-зарядная машина по п.1, отличающаяся тем, что статический смеситель размещен между напорным патрубком эмульсионного насоса и трубопроводом для подачи эмульсии в скважину и выполнен в виде корпуса с консольно закрепленной в нем неподвижной осью, на которой с равным шагом закреплены крыльчатки, при этом каждая последующая по ходу потока крыльчатка развернута относительно предыдущей на равный угол.

4. Смесительно-зарядная машина по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что корпус смесителя представляет собой выходной патрубок, один конец которого присоединен к напорному патрубку эмульсионного насоса, а другой конец размещен коаксиально в кожухе, который является составной частью трубопровода для подачи эмульсии в скважину, с образованием между внутренней поверхностью кожуха и наружной поверхностью выходного патрубка щелевого конического зазора для подачи воды в зарядный рукав.

5. Смесительно-зарядная машина по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что в раме бункера выполнено несколько дополнительных емкостей для размещения в них компонентов взрывчатого вещества, при этом отдельные емкости гидравлически попарно связаны между собой для увеличения или уменьшения объема какого-либо компонента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Categories: BD_2232000-2232999