Патент на изобретение №2232966

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2232966 (13) C1
(51) МПК 7
F41A27/20
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003106576/02, 11.03.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.03.2003

(45) Опубликовано: 20.07.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2068536 С1, 27.10.1996. RU 2079092 С1, 10.05.1997. RU 2054154 С1, 10.02.1996. RU 2133941 С1, 27.07.1999. GB 2249823 А. 20.05.1992. US 2437646, 09.03.1948. FR 2421362 А1, 26.10.1979. DE 2507451 А1, 09.09.1976.

Адрес для переписки:

300002, г.Тула, ул. Мосина, 2, ОАО “АК “Туламашзавод”, зам. нач. УПРиНТИ М.Н. Соколовой

(72) Автор(ы):

Зинин Г.Н. (RU),
Новосельцев А.В. (RU),
Чибисова М.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АК “Туламашзавод” (RU)

(54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ПОГОНА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к боевым машинам, в частности к механизмам поворота погона артиллерийских установок. Сущность изобретения заключается в том, что механизм поворота погона содержит зубчатый редуктор, связанный с зубчатым венцом погона. Кинематическая передача редуктора выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона. Указанная передача снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, которые установлены на общем для двух потоков валу. Обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения. 5 ил.

Изобретение относится к боевым машинам, вооружение которых установлено в поворотных башнях, и может найти применение в механизмах поворота погона артиллерийских установок.

Недостаток – сложность конструкции механизма поворота.

Известен механизм поворота, содержащий кинематически связанный с зубчатым венцом погона цилиндрический зубчатый редуктор (патент 2068536, F 41 А 27/06, 27/20, опубл. 27.10.96).

Погон представляет собой большой радиально-упорный подшипник, который является опорой вращающей части артиллерийской установки, несущей на себе качающую часть с автоматическим блоком автоматов. Артиллерийские установки, особенно установки с эксцентричным расположением качающей части, испытывают при стрельбе опрокидывающий момент, поэтому погон испытывает невыгодные по жесткости виды нагружения, что приводит к резким колебаниям контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления редуктора с погоном.

Резкие колебания контактных напряжений в паре зацепления ректора с погоном приводят к снижению жесткости зубьев погона, а в итоге снижают точность стрельбы.

Задачей заявляемого технического решения является уменьшение контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления редуктора с погоном за счет усовершенствования механизма поворота погона без увеличения трудоемкости его конструкции.

Техническое решение достигается тем, что в механизме поворота погона артиллерийской установки, содержащем редуктор, имеющий связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар цилиндрических шестерен, кинематическая цепь выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона и снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, установленными на валу, общем для двух потоков, при этом обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения.

На фиг.1 представлен общий вид редуктора погона артиллерийской установки;

на фиг.2 – вид А-А фиг.1;

на фиг.3 – кинематическая схема механизма поворота;

на фиг.4 – вал-шестерня;

на фиг.5 – косозубая шестерня.

Механизм поворота содержит заключенный в корпус 1 цилиндрический редуктор, который предназначен для передачи вращения от электродвигателя 2 (фиг.2) на зубчатый венец погона 3.

Редуктор выполнен 3-ступенчатым, с продольным расположением валов зацепляющихся пар цилиндрических зубчатых колес и шестерен по двухпоточной схеме.

Двухпоточная схема редуктора включает вал 4, связывающий два боковых потока кинематической цепи зубчатых пар цилиндрических колес с коренными шестернями 5(Z9) и 6(Z’9), имеющих внутреннее зацепление с зубчатым венцом (Z10) погона (фиг.3).

Электродвигатель (ЭД) соединен с входным вала 7 редуктора полумуфтой 8. Шестерня 9 (Z3) входного вала находится в зацеплении через шестерню (Z5) электромагнитной тормозной муфты (Т.м.) 10 (условно показано на фиг.3), предназначенной для удержания вращения погона при неработающем электродвигателе, с зубчатым колесом 11 (Z6), установленным на общем вале. Одновременно с этим же колесом находится в зацеплении шестерня 12 ручного привода 13 (Р.п.).

Шестерня 14 (Z’7) общего вала находится в зацеплении с зубчатым колесом 15 промежуточного вала 16 одного из бокового потока, шестерня 17 которого зацеплена с зубчатым колесом 18 (Z’8), установленным на выходном вале 20, несущем коренную шестерню 5.

На общем валу установлена еще одна шестерня 21 (Z7), идентичная шестерне 14 и которая находится в зацеплении с зубчатым колесом 22 промежуточного вала 23 второго бокового потока, шестерня 24 которого зацеплена с зубчатым колесом 25 (Z8), идентичным зубчатому колесу 18 и установленным на втором выходном валу 26, несущим вторую коренную шестерню 6.

Шестерни 14 и 21 выполнены косозубыми с одним и тем же углом наклона зубьев, но противоположного направления.

Вал 4 имеет возможность перемещаться в осевом направлении в подшипниках 27 и нагружен пружиной 28.

Основной поток мощности от электродвигателя 2 через зубчатое колесо 11 подается на вал 4, который, вращаясь, передает потоки мощности через пары зубчатых зацеплений (Z7-Z8) в одну сторону и (Z’7-Z’8) в другую сторону на коренные шестерни 5 и 6, которые будут иметь одностороннее вращение. Погон входит в поворот, получая единое силовое зацепление с шестернями. Ввиду разностороннего направления угла наклона зубьев шестерен 14 и 21 зубчатые колеса 15 и 22 будут разворачиваться в противоположные стороны, вал 4 при этом будет перемещаться по подшипникам 14 вдоль оси, благодаря чему при вращении во всех зубчатых парах будет выбираться боковой зазор.

В случае неисправности механизма поворота предусмотрена возможность поворота с использованием ручного привода 13. При вращении механиком вала ручного привода начинает взаимодействовать зубчатая пара шестерня 12 – зубчатое колесо 11, которая передает поток мощности через вал 4 на выходные валы 20 и 26.

Данная двухпоточная схема механизма поворота погона артиллерийской установки позволяет во время стрельбы снизить резкие скачки контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления коренная шестерня – погон, что способствует усилению жесткости ее опоры и, как следствие, повышению качества стрельбы.

Формула изобретения

Механизм поворота погона артиллерийской установки, содержащий редуктор, имеющий связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар цилиндрических шестерен, отличающийся тем, что кинематическая цепь выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона и снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, установленными на валу, общем для двух потоков, при этом обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Categories: BD_2232000-2232999