|
(21), (22) Заявка: 2002103637/06, 08.02.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.02.2002
(43) Дата публикации заявки: 20.08.2003
(45) Опубликовано: 20.07.2004
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1151795 A, 23.04.1985. RU 2032875 C1, 10.04.1995. SU 1073542 A, 15.02.1984. SU 951040 A, 15.08.1982.
Адрес для переписки:
450098, г.Уфа, пр-т Октября, 106/3, кв.39, М.М.Ханнанову
|
(72) Автор(ы):
Ханнанов М.М. (RU), Хурматуллин Ф.Х. (RU), Андреев Н.А. (RU), Камалов А.К. (RU), Алимов Ю.Б. (RU), Альмеев Л.Э. (RU), Ханнанов К.М. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Ханнанов Марсель Мирзанурович (RU), Андреев Николай Александрович (RU)
|
(54) ОКРАСОЧНО-СУШИЛЬНАЯ УСТАНОВКА
(57) Реферат:
Изобретение относится к теплотехнике, в частности к окрасочно-сушильной технике. Изобретение состоит в том, что в установке конечный участок воздуховодов снабжен оросительной механической форсункой и введен в аппарат-уловитель аэрозоля и парообразных компонентов лакокрасочных материалов, а рециркуляционный участок воздуховодов подключен через калориферы к распределительным воздушным коробам в нижней части сушильной камеры, в которой, чередуясь с воздушными коробами, дополнительно установлены радиаторные трубы водяного (парового) отопления. При этом аппарат-уловитель аэрозоля и парообразных компонентов лакокрасочных материалов выполнен в виде волокнистого фильтра-туманоуловителя непрерывного действия, а краскозадерживающие решетки гидрофильтров компонуются из отдельных краскоуловительных желобов, носители изделий на конвейере-транспортере выполняются в виде многоярусной подвески, позволяющей размещать на ней по несколько разногабаритных изделий. Изобретение должно обеспечить повышение экономичности окрасочно-сушильной установки. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к теплотехнике, в частности к области окрасочно-сушильной техники, и может быть использовано на предприятиях деревообрабатывающей, мебельной и других отраслях промышленности.
Известна поточно-механизированная линия для окраски методом пневматического распыления, содержащая распылительно-окрасочные кабины, “многоканальную сушильную конвекционную камеру” с монорельсовым подвесным транспортером. Готовые к покраске изделия, подвешенные на транспортер, поступают в распылительную кабину, а затем в окрашенном виде транспортируются в “многоканальную сушильную конвекционную камеру”, в которой циркулирует воздух, нагретый до 60-70 С. “Распылительная кабина оснащена гидрофильтром и вытяжной установкой, удаляющей летучие элементы лакокрасочного материала” [1, с.228-229].
Известна также установка для поточной линии окраски и сушки изделий, содержащая окрасочные и сушильную камеры с размещенными внутри них подвесным зигзагообразным конвейером с носителями изделий, поворотными станциями, каждая из которых выполнена в виде установленного на оси колеса, обогнутого тяговой ветвью, и нагреватели, расположенные вдоль трассы транспортируемых изделий. Данная установка дополнительно содержит роликовые поворотные устройства, позволяющие сократить габариты сушильной установки, и является также техническим решением, близким к предлагаемой установке [2].
Недостатком известных установок являются безвозвратные потери части лакокрасочного материала (ЛКМ) в виде увлекаемого воздухом аэрозоля и полные потери парообразного растворителя, выделяющихся при окраске, сушке изделий и попадающих в атмосферу вместе с вентиляционным выбросом. Следовательно, к недостаткам известных установок относится также загрязнение воздушной среды вентиляционными выбросами, содержащими вредные вещества в виде аэрозолей ЛКМ и паров растворителя.
Цель изобретения – повышение экологичности и экономичности окрасочно-сушильной установки за счет исключения попадания аэрозоля ЛКМ и паров растворителя в окружающую воздушную среду путем улавливания их из вентиляционных выбросов и возвращения на повторное использование.
Задача решается посредством установки, содержащей кабины окраски, оборудованные гидрофильтрами и камеру сушки, оснащенной системой вентиляции с воздуховодами различного назначения, а также конвейер – транспортер с носителями изделий, в которой в отличие от известных установок конечный участок воздуховодов снабжен оросительной механической форсункой и введен в аппарат-уловитель аэрозоля и парообразных компонентов ЛКМ, а рециркуляционный участок воздуховодов подключен через калориферы к распределительным воздушным коробам, расположенным в нижней части сушильной камеры, где также, чередуясь с воздушными коробами, дополнительно установлены радиаторные трубы водяного либо парового отопления. При этом аппарат-уловитель аэрозоля и парообразных компонентов ЛКМ выполняется в виде волокнистого фильтра-туманоуловителя непрерывного действия. Краско-задерживающие решетки гидрофильтров целесообразно компоновать из отдельных аэрозолеуловительных желобов, а носители изделий на конвейере-транспортере могут выполняться в виде универсальной многоярусной подвески, позволяющей размещать на ней по несколько одногабаритных либо разногабаритных изделий с учетом номенклатуры и типоразмеров обрабатываемых деталей.
На фиг.1 представлена план-схема обвязки вентиляционных воздуховодов и размещения оборудования; на фиг.2 изображена план-схема комбинированного теплоподвода на нижней отметке сушильной камеры; на фиг.3 приведены элементы гидрофильтров окрасочных кабин; на фиг.4 показана универсальная многоярусная подвеска.
Установка содержит окрасочные кабины 1, 2 и сушильную камеру 3, оборудованные гидрофильтрами 4 и системой вентиляции с воздуховодами различного назначения: нагнетательные 5, рециркуляционные 6, вытяжные 7, а также вентиляторами 8, 9, 10 на этих участках воздуховодов. Вентилятор 11 служит для создания воздушной завесы, изолирующей сушильную камеру от внешней среды.
Внутри окрасочных кабин и сушильной камеры проходит замкнутый цепной конвейер – транспортер 12, снабженный универсальными многоярусными подвесками 13 для изделий. Цепной конвейер-транспортер имеет участки загрузки 14 и выгрузки 15, расположенные вне сушильной камеры, а внутри сушильной камеры образует многоходовую линию из шести ветвей, разворачиваясь на 180 вокруг пяти колес-звездочек 16, прикрепленных к потолку сушильной камеры. Регулировка натяжения цепного конвейера-транспортера осуществляется при помощи натяжной станции 18, установленной вне сушильной камеры и способной перемещаться в продольном направлении. Универсальные подвески-носители изделий на конвейере-транспортере, изготовляемые из металлических прутков, имеют по высоте многоярусно-расположенные крючки 19, что позволяет размещать на них по несколько одногабаритных либо разногабаритных изделий с охватом всей номенклатуры и типоразмеров обрабатываемых деталей.
Гидрофильтры 4, установленные в вентиляционной системе окрасочных кабин 1, 2, предназначены для улова основной массы аэрозольных частиц, увлекаемых воздушным потоком. В целях повышения эффективности действия краскозадерживающие решетки гидрофильтров компонуются из отдельных аэрозолеуловительных желобов 20, омываемых водяной пленкой из трубчатого оросителя 21. Это создает условия для периодической замены желобов с целью удаления прилипшего лакокрасочного материала с поверхности решетки и использования этой краски в других операциях, например для приготовления шпатлевки или грунтовочных материалов.
Для теплоподвода к изделиям рециркуляционный участок воздуховодов 6 подключен через калориферы 22 к распределительным воздушным коробам 23, расположенным в нижней части сушильной камеры, где также, чередуясь с воздушными коробами 23, между ветвями конвейера-транспортера дополнительно установлены радиаторные трубы водяного (парового) отопления 24.
В целях очистки воздушных выбросов от загрязняющих веществ путем улова, увлекаемых компонентов ЛКМ, окрасочные кабины 1, 2 и сушильная камера 3 соединены системой вентиляционных воздуховодов с аппаратом-уловителем 25 аэрозоля и паров растворителя, выполненным в виде волокнистого фильтра-туманоуловителя непрерывного действия. Для этого конец нагнетательного участка воздуховодов 5 снабжен оросительной механической форсункой 26 и введен в аппарат-уловитель 25.
Установка работает следующим образом. Готовые к окраске изделия на участке загрузки 14 крючками 19 прикрепляются к подвескам 13 конвейера-транспортера 12 по одному или по несколько штук на каждую подвеску и транспортируются через окрасочные кабины 1, 2, где ручным краскопультом наносится слой краски на поверхность изделий с двух сторон. В кабине 1 изделия обрабатываются с одной стороны, а в кабине 2 все оставшиеся поверхности с другой стороны. Воздух, загрязненный в процессе окраски парами растворителя и аэрозолями ЛКМ, вентилятором 8 отсасывается из окрасочных кабин 1, 2 и, пройдя предварительную очистку в гидрофильтрах 4, по нагнетательному воздуховоду 5 подается на дальнейшую обработку в аппарат-уловитель 25.
Окрашенные изделия направляются в сушильную камеру 3, где происходит испарение летучих компонентов и сушка лакокрасочного покрытия путем конвекционного нагрева его циркулирующим горячим воздухом, поступающим через распределительные воздушные короба 23 после нагрева в калориферах 22, а также за счет нагрева радиационно-конвективной теплоотдачей от радиаторных труб водяного (парового) отопления 24. Высушенные изделия на выходе из сушильной камеры 3 направляются либо на повторную покраску, либо снимаются с подвесок 13 как готовые изделия и складируются на стеллажах для временного хранения на участке 15.
Циркуляция воздуха через сушильную камеру 3 и калориферы 22 осуществляется вентиляторами 9 по рециркуляционным воздуховодам 6. Перепад температуры в калориферах составляет 20 С, а кратность циркуляции воздуха достигает 20 час-1. Циркулирующий в системе воздух в калориферах 22 нагревается до 60-70 С преимущественно в осенне-зимний период года. В остальное время воздух циркулирует при более низкой температуре, и процесс сушки в этом случае в основном происходит за счет теплоотдачи от отопительных труб 24.
В целях предотвращения достижения взрывных концентраций паров растворителя в рециркулирующем теплоносителе часть циркулирующего воздуха (около 5% объема) отделяется от общего потока и по ответвлению рециркуляционных воздуховодов 17 направляется на смешение с воздухом из окрасочных кабин 1, 2. Количество воздуха, поступающего на смешение, регулируется шибером 27. Образующаяся смесь газов промывается водой через оросительную механическую форсунку 26 и вводится в аппарат-уловитель 25 аэрозоля и паров растворителя.
Воздух, прошедший очистку в аппарате-уловителе 25, полностью освобождается от лакокрасочного материала и паров растворителя. Последние в жидком виде собираются в специальную емкость 28 и возвращаются на повторное использование при окрасочных работах. Очищенный и охлажденный воздух из аппарата-уловителя 25 по вытяжному воздуховоду 7 отсасывается вентилятором 10 и сбрасывается в атмосферу.
Предлагаемая установка позволяет окрасочно-сушильные процессы проводить без загрязнения воздушной среды за счет полного улавливания аэрозоля ЛКМ и паров растворителя с возвращением их на повторное использование, что значительно повышает экологичность и экономичность производства.
Источники информации
1. Бухтияров В.П. Оборудование для отделки изделий из древесины. М., Лесная промышленность, 1978 г.
2. А.С. СССР 1151795, F 26 В 15/12, 1985 г.
Формула изобретения
1. Окрасочно-сушильная установка, преимущественно для отделки изделий из древесины, содержащая кабины окраски и камеру сушки, оборудованные гидрофильтрами и системой вентиляции с воздуховодами различного назначения, а также конвейером-транспортером с носителями изделий, отличающаяся тем, что конечный участок воздуховодов снабжен оросительной механической форсункой и введен в аппарат-уловитель аэрозоля и парообразных компонентов лакокрасочного материала (ЛКМ), а рециркуляционный участок воздуховодов подключен через калориферы к распределительным воздушным коробам, расположенным в нижней части сушильной камеры, где также, чередуясь с воздушными коробами, дополнительно установлены радиаторные трубы водяного (парового) отопления.
2. Окрасочно-сушильная установка по п.1, отличающаяся тем, что аппарат-уловитель аэрозоля и парообразных компонентов ЛКМ выполнен в виде волокнистого фильтра-туманоуловителя непрерывного действия.
3. Окрасочно-сушильная установка по п.1, отличающаяся тем, что краскозадерживающие решетки гидрофильтров компонуются из отдельных аэрозолеуловительных желобов.
4. Окрасочно-сушильная установка по п.1, отличающаяся тем, что носители изделий на конвейере-транспортере выполнены в виде универсальной многоярусной подвески, позволяющей размещать на ней по несколько разногабаритных изделий с учетом номенклатуры и типоразмеров обрабатываемых деталей.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 09.02.2004
Извещение опубликовано: 20.09.2006 БИ: 26/2006
|
|