|
|
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ |
(19) |
RU |
(11) |
2232925 |
(13) |
C2 |
|
(51) МПК 7
F16C17/02
|
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: по данным на 25.02.2011 – прекратил действие |
|
|
|
|
(21), (22) Заявка: 2002100150/11, 10.01.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
10.01.2002
(43) Дата публикации заявки: 20.10.2003
(45) Опубликовано: 20.07.2004
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
Н50/3.570.00.000 ТО. Агрегат электронасосный ЦНГ-1,6/20. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – ВНИИГИДРОМАШ, 10.02.1992. US 5137374 A1, 11.08.1992. КНОЗОРОВ Б.В. и др. Технология металлов и матераловедение. – М.: Металлургия, 1987, с.320-323. RU 2085615 С1, 27.07.1997. SU 1156410 A1, 10.06.1996. SU 1763742 A1, 23.09.1992. КАЧАНОВ Л.М. Основы теории пластичности. – М.: Наука, 1969.
Адрес для переписки:
107023, Москва, Б. Семеновская, 38, Московский государственный технический университет “МАМИ”, ОИПС, С.Ф. Николаевой
|
(72) Автор(ы):
Смелянский В.М. (RU), Колеватов В.В. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Московский государственный технический университет “МАМИ” (RU), Смелянский Вадим Михайлович (RU), Колеватов Владимир Викторович (RU)
|
(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения заключается в том, что изготавливают обойму из обладающего смазочной способностью графитового материала и втулку из титана или его сплава, упрочняют рабочую поверхность втулки поверхностным пластическим деформированием и формируют на ней анодно-катодным микродуговым оксидированием металлокерамический слой. Новым является то, что поверхностное пластическое деформирование втулки осуществляют до степени деформации сдвига 0,8 1,4, механически удаляют верхнюю рыхлую часть сформированного оксидного металлокерамического слоя и заполняют поры оксидной металлокерамики частицами материала обоймы путем фрикционной обработки с нагрузкой 11 13 кПа и скоростью 25 35 м/мин. Технический результат заключается в повышении антифрикционных и износостойких свойств подшипника скольжения и увеличении контактной жесткости покрытия на втулки подшипника при кратковременных повышенных нагрузках. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, к которым предъявляются требования по коррозионной стойкости, износостойкости и контактной жесткости при кратковременных повышенных нагрузках.
Известен подшипник скольжения со втулкой, выполненной из пористого металлокерамического материала, поры которого заполнены смазывающим веществом на основе сложного эфира полигликолей и перфторполиэфирной кислоты [1].
Однако твердая металлокерамическая втулка этого подшипника лежит на не упрочненной основе и при больших кратковременных удельных нагрузках склонна к растрескиванию.
Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления, при котором изделия из вентильных металлов подвергают поверхностному пластическому деформированию до степени деформации сдвига 0,3 0,9 и далее осуществляют анодно-катодное микродуговое оксидирование (МДО) [2].
Недостатком известного способа является слабое упрочнение основного металла при использовании титана и его сплавов, что не обеспечивает лежащему на нем оксидному металлокерамическому слою контактную жесткость, а также невозможность использовать сформированную поверхность оксидного металлокерамического слоя в паре трения подшипников скольжения.
Целью изобретения является повышение антифрикционных и износостойких свойств подшипника скольжения и увеличение контактной жесткости оксидного металлокерамического слоя (покрытия) на втулке подшипника при кратковременных повышенных нагрузках.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Изготавливают обойму из обладающего смазочной способностью графитового материала и втулку из титана или его сплава, упрочняют рабочую поверхность втулки поверхностным пластическим деформированием (ППД) до степени деформации сдвига 0,8 1,4, формируют на ней анодно-катодным микродуговым оксидированием металлокерамический слой, механически удаляют его верхнюю рыхлую часть и заполняют поры оксидной металлокерамики частицами материала обоймы путем фрикционной обработки (натирки) с нагрузкой 11 13 кПа и скоростью 25 35 м/мин.
Технический результат предложенного способа заключается в достижении достаточного упрочнения лежащего под оксидной металлокерамикой основного металла втулки, а также в получении плотной оксидной металлокерамики с равномерным заполнением ее пор частицами материала обоймы.
На чертеже схематично представлен продольный разрез предложенного подшипника скольжения. При этом рассмотрен случай, когда втулка является непосредственно валом.
Неподвижная втулка (вал) 1 подшипника состоит из металлической основы, поверхность которой упрочнена путем наклепа. На упрочненную поверхность нанесен слой 2 оксидной металлокерамики с порами, заполненными частицами 3 материала обоймы. Вращающаяся обойма 4 выполнена из обладающего смазочной способностью графитового материала.
Изготовление подшипника скольжения заключается в следующем.
Вращающуюся обойму 4 из обладающего смазочной способностью графитового материала изготавливают обычной механической обработкой.
В качестве материала для неподвижной втулки 1 используют титан и сплавы на его основе, поскольку они удовлетворяют требованиям по коррозионно-химической стойкости, обладают высокими механическими свойствами и довольно широко распространены в промышленности.
Обработка неподвижной втулки 1 из титана или его сплава ППД до Г = 0,8 1,4 упрочняет на глубину 0,5 0,6 мм более мягкий по сравнению со слоем 2 оксидной металлокерамики металл.
Диапазон Г = 0,8 1,4 для титана и его сплавов связан с тем, что при Г<0,8 не происходит достаточного упрочнения металла, а при Г>1,4 происходит перенаклеп с зарождением субмикро- и макротрещин, что приводит к снижению прочности поверхностного слоя металла.
После получения с помощью ППД упрочненной поверхности основного металла, на ней формируют анодно-катодным микродуговым оксидированием металлокерамический слой 2.
Сформированный слой 2 оксидного металлокерамического покрытия обладает высокой износо- и коррозионностойкостью и прочно взаимосвязан посредством молекулярных сил с упрочненной наклепом поверхностью основного металла.
Оксидное металлокерамическое покрытие на титане и его сплавах состоит из верхней рыхлой и нижней плотной части. Верхнюю часть удаляют механической обработкой, например шлифованием.
Для улучшения антифрикционных свойств оксидного металлокерамического слоя 2 поры слоя заполняют частицами 3 материала ответной детали (обоймы).
Заполнение пор частицами 3 материала обоймы осуществляют путем фрикционной обработки (натирки) на токарном станке. Оптимальная нагрузка при фрикционной обработке составляет 11 13 кПа, а скорость – 25 35 м/мин. Меньшая нагрузка и скорость не обеспечивают должным образом равномерное заполнение пор оксидного металлокерамического слоя 2 и увеличивают время фрикционной обработки. Большая же нагрузка и скорость нецелесообразны, т.к. они не ускоряют проведение процесса фрикционной обработки и не улучшают его качество.
Предложенный способ изготовления подшипника скольжения позволяет получать на титановой втулке антифрикционный, коррозионно- и износостойкий слой оксидной металлокерамики с порами, заполненными частицами материала обоймы, лежащий на упрочненном ППД основном металле.
Источники информации
1. Самосмазывающийся подшипник скольжения: А.С. СССР, 1763742 А1, F 16 C 33/10 (аналог).
2. Способ упрочнения изделий из вентильных металлов и их сплавов: Пат. РФ №2085615, С 23 С 8/10 (прототип).
Формула изобретения
Способ изготовления подшипника скольжения, заключающийся в том, что изготавливают обойму из обладающего смазочной способностью графитового материала и втулку из титана или его сплава, упрочняют рабочую поверхность втулки поверхностным пластическим деформированием и формируют на ней анодно-катодным микродуговым оксидированием металлокерамический слой, отличающийся тем, что поверхностное пластическое деформирование втулки осуществляют до степени деформации сдвига 0,8-1,4, механически удаляют верхнюю рыхлую часть сформированного оксидного металлокерамического слоя и заполняют поры оксидной металлокерамики частицами материала обоймы путем фрикционной обработки с нагрузкой 11-13 кПа и скоростью 25-35 м/мин.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.01.2006
Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006
|
|
|
|
|