Патент на изобретение №2231711

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2231711 (13) C1
(51) МПК 7
F21L4/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.12.2012 – прекратил действиеПошлина:

(21), (22) Заявка: 2003106577/28, 11.03.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.03.2003

(45) Опубликовано: 27.06.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2187039 C1, 10.08.2002. RU 2136196 C1, 10.09.1999. RU 12453 U1, 10.01.2000. GB 2197448 A, 18.05.1988. FR 1589305 A, 30.04.1970.

Адрес для переписки:

199026, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, 2, СПГГИ (ТУ), патентный отдел

(72) Автор(ы):

Шувалов Ю.В. (RU),
Климов С.Л. (RU),
Экгардт В.И. (RU),
Полторыхин С.Н. (RU),
Федоров В.Л. (RU),
Холодилов А.Н. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (технический университет) (RU)

(54) ШАХТНЫЙ СВЕТИЛЬНИК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


(57) Реферат:

Использование: в осветительном горно-шахтном оборудовании индивидуального пользования. Сущность изобретения: светильник содержит фару с матрицей светодиодов, включенных последовательно с резисторами, приспособление для крепления фары на каске шахтера, корпус с аккумуляторными батареями и соединительный шнур. Аккумуляторная батарея выполнена в виде двух независимых идентичных блоков, расположенных на наружной стороне каски симметрично относительно плоскости симметрии каски в положении, уравновешивающем фару относительно центра тяжести каски. Каждый блок выполнен из нескольких малогабаритных аккумуляторов, предохранителя и схемы контроля заряда, расположенных в герметичном корпусе, снабженном приспособлением для крепления на каске с возможностью съема. Отрицательные электроды каждого блока соединены с отрицательным наружным контактом фары и первым контактом выключателя. Второй контакт выключателя соединен с катодами всех светодиодов. Положительные электроды каждого блока соединены через предохранитель с резисторами и через схему контроля заряда с положительным внутренним контактом фары. В качестве малогабаритных аккумуляторов в аккумуляторной батарее могут быть использованы пальчиковые никель–металлгидридные аккумуляторы. Техническим результатом изобретения является значительное снижение массы элементов электропитания светильника, размещение их на каске шахтера и повышение надежности светильника. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.



Изобретение относится к осветительному горно-шахтному оборудованию индивидуального пользования.

Известны шахтный светильник индивидуального пользования, состоящий из фары, в которой установлены матрица светодиодов, излучающих белый свет, и прозрачное окно с линзами, приспособления для крепления фары на каске шахтера, соединительного шнура, корпуса с аккумуляторными батареями и средств герметизации, по патенту 2187039, М. Кл. 6 F 21 L 4/00, публ. 10.08.2002 и каска шахтера по ГОСТ 12.4.091-80.

Недостатками известного светильника, выбранного в качестве прототипа по патенту 2187039, М. Кл. 6 F 21 L 4/00, публ. 10.08.2002, являются большая масса и габариты аккумуляторной батареи, носимой на поясе шахтера, наличие длинного шнура, соединяющего аккумуляторную батарею и фару, который может являться источником помех движениям шахтера. Кроме того, напряжение питания светильника, обеспечиваемое аккумуляторной батареей, требует подбора светодиодов с наименьшим прямым напряжением падения на светодиоде при номинальном токе, протекающем через светодиод.

Техническим результатом изобретения является исключение указанных недостатков, а именно снижение массы шахтного светильника, а также повышение его надежности.

Технический результат достигается тем, что в шахтном светильнике индивидуального пользования, содержащем фару, в которой установлена матрица светодиодов, включенных последовательно с резисторами по одному для каждого светодиода, приспособление для крепления фары на каске шахтера, корпус с аккумуляторными батареями и соединительный шнур, согласно изобретению, аккумуляторная батарея выполнена в виде двух независимых идентичных блоков, расположенных на наружной стороне каски симметрично относительно плоскости симметрии каски в положении, уравновешивающем фару относительно центра тяжести каски, причем каждый блок выполнен из нескольких малогабаритных аккумуляторов, предохранителя и схемы контроля заряда, расположенных в герметичном корпусе, снабженном приспособлением для крепления на каске с возможностью съема, при этом отрицательные электроды каждого блока соединены с отрицательным наружным контактом фары и первым контактом выключателя, второй контакт выключателя соединен с катодами всех светодиодов, положительные электроды каждого блока соединены через предохранитель с резисторами и через схему контроля заряда с положительным внутренним контактом фары.

В качестве малогабаритных аккумуляторов в аккумуляторной батарее использованы пальчиковые никель-металлгидридные аккумуляторы.

Шахтный светильник поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид светильника сбоку; на фиг.2 – поперечный разрез каски на уровне плоскости, содержащей центры тяжести фары, каски и блоков аккумуляторов; на фиг.3 – продольный разрез блока аккумуляторов; на фиг.4 – электрическая схема светильника.

На чертежах обозначены следующие элементы светильника: 1 – каска; 2 – фара; 3 – блок аккумуляторов; 4 – аккумулятор; 5 – корпус блока аккумуляторов; 6 – центр тяжести фары; 7 – окно фары; 8 – приспособление для крепления фары на каске шахтера; 9 – центр тяжести каски; 10 – центр тяжести блока аккумуляторов; 11 – предохранитель; 12 – схема контроля заряда; 13 – фародержатель; 14 – приспособление для крепления блоков аккумуляторов на каске; 15 – держатель блока аккумуляторов; 16 – соединительный шнур; 17 – выключатель; 18 – отрицательный внешний контакт; 19 – положительный внутренний контакт.

Сущность предложенного решения заключается в следующем. Устойчивое положение каски 1 со светильником на голове шахтера обеспечивается, если батарея аккумуляторов будет уравновешивать фару 2 относительно центра тяжести каски. При этом центры тяжести фары, батареи аккумуляторов и каски должны располагаться на одной прямой, лежащей в плоскости симметрии каски параллельно основанию каски. Так как масса батареи аккумуляторов будет больше массы фары, то необходимо добиться, чтобы центр тяжести батареи аккумуляторов был ближе к центру тяжести каски, чем центр тяжести фары. Это возможно, если батарея аккумуляторов будет выполнена из двух идентичных блоков 3 аккумуляторов 4, помещенных в герметичные корпуса 5. При этом блоки 3 размещаются на внешней стороне каски симметрично относительно плоскости симметрии каски. В этом случае расстояние от центра тяжести каски до прямой, соединяющей центры тяжести блоков аккумуляторов, дается формулой

где mф – масса фары, mб – масса каждого блока аккумуляторов, lф – расстояние от центра тяжести фары до центра тяжести каски. Кроме того, при применении двух блоков аккумуляторов обеспечивается более равномерное распределение нагрузки по каске, а также уменьшаются габариты выступающих элементов светильника.

С практической точки зрения можно считать, что центр тяжести 6 фары 2 расположен на середине отрезка оси окна 7 фары 2, концы которого лежат на внешней поверхности окна 7 и внешней стороне приспособления 8 для крепления фары 2 на каске 1, а центр тяжести 9 каски 1 расположен на середине отрезка, определяющего внешний размер каски 1 и лежащего на прямой, проходящей через центр тяжести 6 фары 4 в плоскости симметрии каски 1 параллельно основанию каски 1. Положение центра тяжести 10 каждого блока 3 аккумуляторов 4 определяется, исходя из его конструкции.

Положительный эффект применения аккумуляторной батареи в виде двух идентичных блоков 3 аккумуляторов 4 можно усилить, если использовать независимое подключение блоков 3 в электрическую цепь светильника. Для этого необходимо каждый блок 3 аккумуляторов 4 снабдить предохранителем 11 и схемой контроля заряда 12. Схема контроля заряда 12 обеспечивает отключение зарядной цепи при достижении заданного напряжения на аккумуляторах 4, а в случае применения никель-металлгидридных аккумуляторов и при превышении заданного порога температуры аккумуляторов. Предохранитель 11 защищает аккумуляторы 4 от разрушения при возникновении короткого замыкания во внешней по отношению к блоку 3 аккумуляторов 4 электрической цепи. При этом подключение светодиодов через резисторы должно обеспечивать одинаковые токи, потребляемые от каждого блока 3 аккумуляторов 4. В этом случае номинальная электрическая емкость каждого аккумулятора 4 определяется по формуле

где IH – номинальный ток, потребляемый всеми светодиодами; t – необходимое время непрерывной работы светильника.

Принцип действия светильника заключается в следующем. Фара 2 при помощи приспособления 8 для крепления фары 2 на каске 1 вставляется до упора в фародержатель 13. Блоки 3 аккумуляторов 4 при помощи приспособления 14 для крепления блоков 3 аккумуляторов 4 на каске 1 также вставляются до упора в держатели 15 блоков 3 аккумуляторов 4. Электропитание фары 2 осуществляется через соединительные шнуры 16 от блоков 3 аккумуляторов 4 с помощью выключателя 17. Зарядка блоков 3 аккумуляторов 4 производится через отрицательный внешний контакт 18 фары 2 и положительный внутренний контакт 19 фары 2.

Например, для светильника, описанного в прототипе, для 19 светодиодов с прямым напряжением падения 3,6 В (типовое значение) при номинальном токе через светодиод 20 мА и t=10 ч получаем QH=1,9 Ач. Такую электрическую емкость и необходимое напряжение при оптимальных показателях цены и массы обеспечивают по 4 пальчиковых никель-металлгидридных аккумулятора типа размера АА в каждом блоке аккумуляторов. При этом общая масса фары, блоков аккумуляторов, соединительных проводов и каски не превышает 0,9 кг.

Положительный эффект заключается в том, что значительно снижается масса элементов электропитания светильника, что позволяет разместить их на каске шахтера, обеспечивая устойчивое закрепление каски на голове шахтера, а также повышается надежность светильника.

Формула изобретения


1. Шахтный светильник индивидуального пользования, содержащий фару, в которой установлена матрица светодиодов, включенных последовательно с резисторами по одному для каждого светодиода, приспособление для крепления фары на каске шахтера, корпус с аккумуляторными батареями и соединительный шнур, отличающийся тем, что аккумуляторная батарея выполнена в виде двух независимых идентичных блоков, расположенных на наружной стороне каски симметрично относительно плоскости симметрии каски в положении, уравновешивающем фару относительно центра тяжести каски, причем каждый блок выполнен из нескольких малогабаритных аккумуляторов, предохранителя, схемы контроля заряда, расположенных в герметичном корпусе, снабженном приспособлением для крепления на каске с возможностью съема, при этом отрицательные электроды каждого блока соединены с отрицательным наружным контактом фары и первым контактом выключателя, второй контакт выключателя соединен с катодами всех светодиодов, положительные электроды каждого блока соединены через предохранитель с резисторами и через схему контроля заряда с положительным внутренним контактом фары.

2. Шахтный светильник по п.1, отличающийся тем, что в качестве малогабаритных аккумуляторов в аккумуляторной батарее использованы пальчиковые никель–металлгидридные аккумуляторы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.03.2005

Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006


Categories: BD_2231000-2231999