Патент на изобретение №2231675

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2231675 (13) C2
(51) МПК 7
F02M65/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002107871/06, 28.03.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.03.2002

(43) Дата публикации заявки: 10.11.2003

(45) Опубликовано: 27.06.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2158847 C1, 10.11.2000. RU 2059870 С1, 10.05.1996. RU 9490 U1, 16.03.1999. RU 9491 U1, 16.03.1999. Техническое описание “Стенд для испытания дизельной топливной аппаратуры”. г. Малоярославец, 1991, с.33. SU 920247 A, 12.07.1982. RU 2007610 С1, 15.02.1994. RU 2054573 С1, 20.02.1996. GB 1499636 А, 01.02.1978. GB 2089441 А, 23.06.1982. FR 2383325 A1, 06.10.1978.

Адрес для переписки:

249034, Калужская обл., г. Обнинск. ул. Гагарина, 63, кв.104, В.Н. Скрипникову

(72) Автор(ы):

Скрипников В.Н. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Скрипников Валерий Николаевич (RU)

(54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРИВОД ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к стендам для испытания топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей. Изобретение позволяет повысить адаптивность привода к процессу управления испытанием топливных насосов. Регулируемый привод испытательного стенда топливных насосов высокого давления содержит электродвигатель переменного тока, контур регулирования частоты вращения с датчиками электрических параметров, управляемым преобразователем в цепи питания статора управляющим контроллером, отличающийся тем, что регулируемый привод снабжен приспособлением учета возмущающих факторов и формирования обратных управляющих связей, соединенным с контроллером через каналы ввода и вывода и имеющим дополнительные датчики и регуляторы. Управляющий контроллер имеет унифицированные каналы связи с устройствами регистрации, документирования и баз данных. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытания топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей.

Известен привод стенда для испытания и регулирования топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей, содержащий электродвигатель переменного тока с регулятором напряжения, включенным в цепь питания статора, и два контура регулирования оборотов вала испытуемого топливного насоса, причем один контур состоит из датчика оборотов выходного вала привода, задатчика оборотов ротора электродвигателя, сравнивающего устройства и усилителя, а второй – дополнительный контур регулирования оборотов – состоит из включенного в кинематическую цепь ротора управляемой бесступенчатой механической передачи и дополнительного задатчика, связанного с управляющим органом механической передачи и задатчиком (Патент РФ 2059870, 1993 г.).

Из-за недостаточного диапазона регулирования частоты вращения электродвигателя с регулятором, включенным в цепь питания цепи статора и контура регулирования оборотов, выполненного в виде датчика оборотов выходного вала привода, введен дополнительный контур управления с управляемой механической передачей. Недостатком такого привода является наличие двойной системы управления, сложность применения, недостаточная надежность привода из-за наличия механических систем управления и невозможность сохранения постоянной мощности на валу в широком диапазоне частоты вращения вала привода. Кроме того, вращающий момент двигателя пропорционален квадрату приложенного напряжения, так как пропорциональны напряжению как магнитный поток, так и ток в роторе, поэтому изменение напряжения сети вызывает значительное изменение вращающего момента, которое в данной схеме регулирования необходимо компенсировать механическим контуром управления. Это невозможно выполнить оперативно во время проведения испытаний, что снижает функциональные возможности привода.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является регулируемый привод испытательного стенда топливных насосов высокого давления, включающий электродвигатель переменного тока, контур регулирования частоты вращения с датчиками электрических параметров, управляемый преобразователь в цепи питания статора и управляющий контроллер с внешним управляющим входом (Патент РФ 2158847, 1998 г.). Недостатком такого привода является то, что из внешних факторов воздействия в управляющий контроллер подаются данные только об изменении электрических параметров, но другие изменяющиеся параметры возмущающих факторов остаются неучтенными, например температура окружающего воздуха может приводить к неучтенному изменению характеристик работы привода, что влияет на качество регулировки топливных насосов высокого давления. Отсутствие в управляющем контроллере информации о начальном угловом позиционировании вала регулируемого привода затрудняет ежедневный контроль его технического состояния, а проведение периодической метрологической поверки стенда становится невозможным из-за отсутствия отдельно поверяемого прибора. Отсутствие в управляющем контроллере информации о вибрации электрического двигателя не позволяет правильно выбирать режим его работы и приводит к возникновению детонации и “маятниковому эффекту”, что снижает эксплуатационные характеристики регулируемого привода. Отсутствие каналов связи не позволяет создавать многоуровневые системы управления испытательными стендами, автоматизировать процесс управления ими, а также документировать результаты испытаний.

Задача изобретения – повышение адаптивности привода к процессу управления испытанием топливных насосов высокого давления.

Поставленная задача достигается тем, что регулируемый привод испытательного стенда топливных насосов высокого давления, содержащий электродвигатель переменного тока, контур регулирования частоты вращения с датчиками электрических параметров, управляемым преобразователем в цепи питания статора управляющим контроллером, снабжен приспособлением учета возмущающих факторов и формирования обратных управляющих связей, соединенным с контроллером через каналы ввода и вывода и имеющим дополнительные датчики и регуляторы, а управляющий контроллер имеет унифицированные каналы связи с устройствами регистрации, документирования и баз данных.

Целесообразно, чтобы управляющий контроллер был выполнен с дополнительными вводом, выводом, предназначенными для пользователя.

Введение дополнительных входов в управляющий контроллер позволяет:

– подключить датчики слежения за параметрами возмущающих факторов, что необходимо для адаптации процесса управления к их изменениям,

– подключать датчики углового позиционирования оси вращения топливного насоса, что позволит производить контроль функционирования испытательного стенда за счет поверки правильности работы регулируемого привода и адаптации его характеристик к условиям внешних воздействий, а также позволит проводить периодическую метрологическую проверку испытательного стенда, сверяя точностные характеристики регулируемого привода с характеристиками метрологически аттестованного датчика.

Введение унифицированных каналов связи позволит:

– производить объединение нескольких стендов в единую систему и создавать многоуровневые системы автоматизированного управления процессом испытания топливных насосов и документировать результаты испытаний, что необходимо для паспортизации испытуемых насосов.

Регулируемый привод соответствует всем признакам изобретения, а именно:

– признаку наличия конструктивного элемента, поскольку регулируемый привод снабжен приспособлением учета возмущающих факторов и формирования обратных управляющих связей, соединенным с контроллером через каналы ввода и вывода и имеющим дополнительные датчики и регуляторы, а управляющий контроллер имеет унифицированные каналы связи с автоматическими системами высокого уровня, устройствами регистрации, документирования и баз данных,

– признаку наличия связи между элементами, поскольку приспособление соединено с контроллером через каналы ввода и вывода,

– признаку взаимного расположения элементов, поскольку приспособление имеет дополнительные датчики,

– признаку формы выполнения элементов, поскольку приспособление имеет дополнительные регуляторы,

– признаку формы выполнения связи между элементами, поскольку управляющий контроллер имеет унифицированные каналы связи,

– признаку параметров и других характеристик элементов и их взаимосвязи, поскольку управляющий контроллер имеет автоматические системы высокого уровня,

– признаку материала, из которого выполнен элемент, поскольку управляющий контроллер имеет унифицированные каналы связи с автоматическими системами высокого уровня, устройствами регистрации, документирования и баз данных, управляющий контроллер имеет устройства регистрации, документирования и базы данных.

На фиг.1 представлена функциональная схема регулируемого привода. На фиг.2 – то же, структурная схема регулируемого привода.

Регулируемый привод испытательного стенда топливных насосов высокого давления содержит электрический двигатель переменного тока 1, кинематически связанный с испытуемым топливным насосом 2, и последовательно включенные в цепь питания статора измеритель электрических параметров 3 и управляемый преобразователь частоты и напряжения 4, соединенный с управляющим контроллером 5, подключенным к выходу измерителя электрических параметров, к дополнительным входам управляющего контроллера 5 подключены датчики с топливного насоса 6, датчики с электрического двигателя 7, датчики внешней среды 8, каналы связи с автоматизированными системами высокого уровня 9 и устройства регистрации, документирования и баз данных 10, а также регулятор топливного насоса 11, датчик положения вала 12 и дополнительный канал связи пользователя 13 и приспособление учета возмущающих факторов и формирования обратных управляющих связей 14.

При изучении известных устройств регулируемых приводов испытательных стендов насосов высокого давления было выявлено, что введение в данном устройстве в управляющий контроллер дополнительных входов, подключения датчиков для построения обратных управляющих связей и унифицированных каналов связи для построения многоуровневых систем автоматизированного управления и документирования результатов испытаний обладает по сравнению с аналогичными решениями рядом существенных преимуществ: введение входов от внешних датчиков позволяет создавать дополнительные обратные связи и тем самым создавать самонастраивающиеся системы адаптивного управления, а также системы самодиагностики привода, позволяет обеспечить единство и достоверность измерений, значительно сократить время на проведения аттестации измерительного стенда как средства испытания.

Работа регулируемого привода осуществляется следующим образом. Данные об эксплуатационных статистических и динамических характеристиках электродвигателя 1 и программу испытаний топливного насоса 2 заносят в управляющий контроллер 5, корректируют в соответствии с результатом опроса датчиков 6, 7, 8 отладочной программой диагностики, затем запускают программу испытаний управляющего контроллера 5 в соответствии с заданным алгоритмом управления, устанавливают и поддерживают на выходе преобразователя частоты и напряжения 4 такие параметры питающих напряжений и токов, которые соответствуют заложенному алгоритму, причем частоту вращения вала электродвигателя 1, жестко связанного с испытательным насосом 2, косвенно контролируют датчиком электрических параметров 3, включенным на выходе преобразователя частоты питающих напряжений электрического двигателя 1, и при необходимости через управляющий контроллер корректируют по данным датчиков 6, 7, 8, 12, и при необходимости, например, при испытании электронных насосов производят управление его регулятором 11, а для управления по желанию пользователя используют дополнительный канал связи 13, и цикл повторяют.

Формула изобретения

1. Регулируемый привод испытательного стенда топливных насосов высокого давления, содержащий электродвигатель переменного тока, контур регулирования частоты вращения с датчиками электрических параметров, управляемым преобразователем в цепи питания статора управляющим контроллером, отличающийся тем, что регулируемый привод снабжен приспособлением учета возмущающих факторов и формирования обратных управляющих связей, соединенным с контроллером через каналы ввода и вывода и имеющим дополнительные датчики и регуляторы, а управляющий контроллер имеет унифицированные каналы связи с устройствами регистрации, документирования и баз данных.

2. Регулируемый привод по п.1, отличающийся тем, что управляющий контроллер выполнен с дополнительными вводом, выводом, предназначенными для пользователя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 29.03.2007

Извещение опубликовано: 20.02.2008 БИ: 05/2008


Categories: BD_2231000-2231999