Патент на изобретение №2231502

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2231502 (13) C1
(51) МПК 7
C04B26/26
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2002126842/03, 07.10.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.10.2002

(45) Опубликовано: 27.06.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СИДОРЕНКО Н.Н. и др. Асфальтобетон на серно-битумном вяжущем. Автомобильные дороги. “Орган Минтрансстроя”, 1983, №1, стр. 6-9.
SU 1293147 А1, 28.02.1987.
SU 673650 А, 15.07.1979.
SU 682543 А, 30.08.1979.
SU 1316991 А1, 15.06.1987.

Адрес для переписки:

420110, Республика Татарстан, г.Казань, а/я 2, пат.пов. Н.С.Гайнутдиновой, рег. № 256

(72) Автор(ы):

Кирсанов А.И. (RU),
Козлов И.Л. (RU),
Хозин В.Г. (RU),
Фомин А.Ю. (RU),
Порфирьева Р.Т. (RU),
Магдеев И.М. (RU),
Шарафетдинов А.З. (RU),
Рязяпов Ш.А. (RU),
Кузьмин В.В. (RU),
Евлампиев А.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Татарская Республиканская научно-производственная ассоциация “Экология” (RU)

(54) ВЯЖУЩЕЕ

(57) Реферат:

Изобретение относится к вяжущим и может быть использовано для производства асфальтосеробетонных смесей на его основе при устройстве покрытий автомобильных дорог, аэродромов. Технический результат: улучшение физико-механических характеристик вяжущего и повышение прочностных характеристик асфальтобетонов на их основе. Вяжущее содержит битум и серу и дополнительно содержит смолу пиролиза бензина, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 56,905-58,095, сера 36,905-39,6, смола пиролиза бензина 2,5-6,19. 4 табл., 1 ил.

Изобретение относится к вяжущим и может быть использовано для производства асфальтосеробетонных смесей на его основе при устройстве покрытий автомобильных дорог, аэродромов.

Известны серобитумные вяжущие для асфальтобетонов, включающие битум и серу, являющуюся модификатором свойств асфальтов и смол, а также наполнителем битуминозных масс (см. SU 1270140. Способ приготовления асфальтосеробетонной смеси, С 04 В 26/26, опубл. 15.11.86, БИ № 42 [1], SU 1474133. Способ приготовления литой асфальтобетонной смеси, С 04 В 26/26, опубл. 1989, БИ № 15 [2]. Асфальтобетон на серно-битумном вяжущем, Н.Н.Сидоренко, А.Б.Лолаев, Ю.А.Иванов. Автомобильные дороги, 1983, № 1, с. 6, 7 [3]. Указанные вяжущие имеют низкую температуру размягчения и дуктильности, а асфальтобетоны, приготовленные на их основе, вследствие этого имеют недостаточно высокую прочность.

Наиболее близким аналогом предлагаемого вяжущего является вяжущее в соответствии с [3]. Указанное вяжущее имеет следующий состав: битум 50-90%, сера 10-50%.

Задачей изобретения является улучшение физико-механических характеристик вяжущего и повышение прочностных характеристик асфальтобетонов на их основе.

Задача решается введением в состав вяжущего, содержащего битум и серу, тяжелой смолы пиролиза бензина, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битум 56,905-58,095

Сера 36,905-39,6

Смола пиролиза бензина 2,5-6,19

Для получения вяжущего были взяты следующие компоненты: битум марки БНД 90/130, ГОСТ 22245-90; сера ГОСТ 126-76; смола пиролиза бензина ТУ 381021256-89.

Смола пиролиза бензина представляет собой отход прямогонного пиролиза бензина производства ОАО “Нижнекамскнефтехим”; прямогонный пиролиз бензина описан в источниках Основы технологии нефтехимического синтеза. Сб. статей под ред. А.И.Динцеса, Л.А.Потоловского. – М., 1960 [4], Гудков С.Ф. Переработка углеводородов природных и попутных газов. – М. 1960 [5]. Для анализа количественного и качественного состава смолы проведены хромато-масс-спектроскопические исследования, а также использованы методы ИК-спектроскопии, термогравиметрического (ТГА) и дифференциально-термического анализа (ДТА). Исследования проводились на хромато-масс-спектрометре IncosSOB и Finnigan MAT212. Была использована хроматографическая колонка с привитой фазой SE-30 длиной 50 м, диаметром 0,25 мм. Температура инжектора типа Split/Splitless 250C; температуру колонки изменяли по программе; температура ионного источника 150С; газ-носитель – гелий. Исследовались толуольные растворы пиролизной смолы, поскольку в толуоле происходит ее полное растворение. В процессе качественных исследований установлено, что летучая фракция пиролизной смолы представляет собой сложную смесь, содержащую в основном поликонденсированные соединения типа нафталина, антрацена, пирена, различных бифенилов, а именно следующие компоненты: нафталин, метилнафтолин, аценафтен, этилнафталин, фенантрен, антрацен.

Для количественной идентификации компонентов летучей части получены хроматограммы с введением внутреннего стандарта (1,2 мас.% нафталина). Установлено, что летучая часть пиролизной смолы, прошедшая через газовый хроматограф, составляет около 25% от общей ее массы. Хромато-масс-спектрограмма образца пиролизной смолы представлена на чертеже; анализ спектра (количественный состав) представлен в Таблице 1. Практически все конденсированные соединения смолы (тяжелая фракция) имеют ненасыщенные связи (С=С), поэтому при определенных температурных условиях могут вступать во взаимодействие с серой. Нелетучие фракции смолы служат для образования олигомеров по схеме:

Процесс приготовления вяжущего осуществлялся в следующей последовательности.

К расплавленному битуму с температурой 120-140С добавляли при перемешивании предварительно расплавленную серу с температурой 120-140С. Температурный режим выбран из расчета необходимой температуры плавления серы (нижний предел) и пороговой температуры выделения газообразных отходов серы и сероводорода (140С). К полученной массе добавляли смолу пиролиза бензина; полученную массу перемешивали в течение одного часа в лопастной мешалке до получения однородной смеси. Из полученной массы готовили образцы и проводили испытания по ГОСТ 11501-78, 11505-75, 11506-73.

Ниже приведены примеры приготовления вяжущего по описанному способу с разным количественным составом его компонентов, отраженные в Таблице 2.

Пример 1. В 243,18 г (57,9 мас.%) битума вводят 166,32 г (39,6 мас.%) серы и смолу пиролиза в количестве 10,5 г (2,5 мас.%).

Пример 2. В 244 г (58,095 мас.%) битума вводят 160 г (38,095 мас.%) серы и смолу пиролиза в количестве 16 г (3,810 мас.%).

Пример 3. В 241,5 г (57,5 мас.%) битума вводят 157,5 г (37,5 мас.%) серы и смолу пиролиза в количестве 21 г (5,0 мас.%).

Пример 4. В 239, г (56,905 мас.%) битума вводят 155 г (36,906 мас.%) серы и смолу пиролиза в количестве 26 г (6,190 мас.%).

Полученные физико-механические характеристики вяжущего с разным его количественным составом приведены в Таблице 3.

В Таблице 4 приведены физико-механические характеристики сероасфальтобетона (прототип) и серосмолоасфальтобетона с использованием вяжущего в соответствии с изобретением.

Как видно из таблиц 3, 4, улучшены физико-механические характеристики вяжущего и потребительские характеристики асфальтобетона с его использованием. Верхний предел температуры синтеза вяжущего ниже температуры выделения газообразных оксидов серы и сероводорода, что делает процесс приготовления вяжущего более экологичным и безопасным для персонала производства. Вследствие уменьшения температуры приготовления вяжущего уменьшается энергопотребление его производства.

Источники информации

1. SU 1270140. Способ приготовления асфальтосеробетонной смеси, С 04 В 26/26, опубл. 15.11.86, БИ № 42.

2. SU 1474133. Способ приготовления литой асфальтобетонной смеси, С 04 В 26/26, опубл. 1989, БИ № 15.

3. Асфальтобетон на серно-битумном вяжущем. Н.Н.Сидоренко, А.Б.Лолаев, Ю.А.Иванов. Автомобильные дороги, 1983, № 1, с. 6, 7 – прототип.

4. Основы технологии нефтехимического синтеза. Сб. статей под ред. А.И.Динцеса, Л.А.Потоловского. М., 1960.

5. Гудков С.Ф. Переработка углеводородов природных и попутных газов. М., 1960.

Формула изобретения

Вяжущее, содержащее битум и серу, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит смолу пиролиза бензина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битум 56,905-58,095

Сера 36,905-39,6

Смола пиролиза бензина 2,5-6,19

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.10.2006

Извещение опубликовано: 20.08.2007 БИ: 23/2007


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.12.2007

Извещение опубликовано: 10.12.2007 БИ: 34/2007


Categories: BD_2231000-2231999