Патент на изобретение №2151322

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2151322 (13) C1
(51) МПК 7
F03D3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99101262/06, 18.01.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.01.1999

(45) Опубликовано: 20.06.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2046208 C1, 20.10.95. SU 11093 A, 30.09.29. SU 5458 A, 31.05.28. SU 1686218 A, 23.10.91. SU 1813916 A1, 07.05.93. DE 908840 A, 12.04.54. US 3469633 A, 30.09.69. DE 2632697 A1, 10.02.77.

Адрес для переписки:

367025, г.Махачкала, ул. М. Гаджиева 43а, ДГУ, Отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Дагестанский государственный университет

(72) Автор(ы):

Алиев А.С.

(73) Патентообладатель(и):

Дагестанский государственный университет

(54) ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к устройствам для преобразования энергии ветра в электрическую. Технический результат заключается в стабилизации скорости вращения выходного вала независимо от скорости ветра и достигается тем, что в ветродвигателе, содержащем корпус, вал и колесо с лопастями, установленными с возможностью поворота относительно их осей, у корневой части которых закреплены рычаги с катками, взаимодействующие с диском, жестко закрепленным с флюгером и шарнирно установленным на валу, ветродвигатель снабжен дополнительно центробежным регулятором скорости вращения, платформой, установленной с возможностью вертикального перемещения относительно диска, и стержнем, взаимодействующим с платформой и ползуном центробежного регулятора скорости вращения, а также наклонными пластинами, с помощью которых платформа шарнирно соединена с диском, при этом платформа перекрывает половину диска, граница раздела которых совпадает с плоскостью флюгера. 2 ил.


Изобретение относится к устройствам для преобразования энергии текучей среды и может быть использовано в ветроэлектрогенераторах.

Известно устройство для использования энергии текучей среды, содержащее колесо с лопастями, установленными с возможностью поворота относительно их осей. При этом каждая лопасть разделена осью на две части с неравными площадями [1].

Однако известное устройство работает только под водой при постоянном направлении течения воды. Это ограничивает возможность его применения, в частности, в ветроэнергетических установках, где направление ветра часто меняется.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявляемому изобретению по совокупности признаков является устройство для использования энергии текучей среды, принятое в качестве прототипа [2].

Прототип содержит вал, установленный с возможностью вращения на основании, закрепленный на валу корпус с плоскими лопастями, поворотными относительно осей, снабженными рычагами. На концах рычагов установлены катки. При этом устройство снабжено флюгером и жестко связанным с ним кулачковым диском, шарнирно установленным на валу и взаимодействующим с катками. Рычаги с катками взаимодействуют с продольной поверхностью кулачкового диска и в результате лопасти принудительно меняют свою ориентацию.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, является то, что скорость вращения вала пропорциональна скорости ветра, которая меняется в широких пределах. Это ограничивает возможность его применения в электрогенераторах.

Задача заявляемого изобретения заключается в синхронизации скорости вращения выходного вала ветродвигателя.

Технический результат при осуществлении изобретения заключается в том, что стабилизируется скорость вращения вала двигателя вне зависимости от диапазона изменения скорости ветра. Это расширяет возможности его применения в ветроэлектрогенераторах.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что ветродвигатель, содержащий корпус, вал и колесо с лопастями, установлен с возможностью поворота относительно их осей. У корней части осей закреплены рычаги с катками, взаимодействующие с диском, на котором жестко закреплен флюгер и шарнирно установлен на валу. Введены следующие дополнительные признаки.

Ветродвигатель снабжен центробежным регулятором скорости вращения, платформой, установленной с возможностью вертикального перемещения относительно диска, и стержнем, взаимодействующим с платформой и ползуном центробежного регулятора скорости вращения.

Кроме того, двигатель снабжен наклонными пластинами, с помощью которых платформа шарнирно соединена с диском, при этом платформа перекрывает половину диска, граница раздела которых совпадает с плоскостью флюгера.

На фиг. 1 представлена конструкция ветродвигателя в сечении А-А. На фиг. 2 – вид сверху по фиг. 1.

Ветродвигатель содержит вал 1, установленный с возможностью вращения на основании 2, закрепленный на валу корпус 3 с плоскими лопастями 4, поворотными относительно осей 5, снабженными рычагами 6, на концах которых установлены катки 7. При этом двигатель снабжен флюгером 8 и жестко связанным с ним диском 9, шарнирно установленным на валу и взаимодействующим с катками. Кроме того, ветродвигатель содержит центробежный регулятор скорости вращения 10, платформу 11, установленную с возможностью вертикального перемещения относительно диска, и стержень 12, взаимодействующий с ползуном 13 центробежного регулятора скорости вращения. Двигатель снабжен также наклонными пластинами 14, с помощью которых платформа шарнирно соединена с диском.

Ветродвигатель работает следующим образом.

Неподвижное основание 2 обеспечивает необходимую высоту расположения ветродвигателя для эффективной и безопасной его работы.

Вал 1 шарнирно установлен на основании 2, имеет вертикальное положение и возможность свободного вращения.

Корпус 3 двигателя установлен на валу неподвижно. Это может быть обеспечено с помощью шпонки, штифта или шлицевого их соединения. Таким образом, корпус 3 вращается совместно с вертикальным валом 1 относительно неподвижной платформы 2.

По периферии корпуса на одинаковом расстоянии друг от друга шарнирно устанавливаются не менее трех лопастей 4. На фиг. 1 ветродвигатель имеет шесть лопастей, установленные через 360o/N = 60 градусов, где N – число лопастей.

Каждая из лопастей имеет свою ось 5. Оси разделяют плоскости лопастей 4 на две части с неравными площадями. Оси устанавливаются на корпусе 3 шарнирно, имеют радиальное направление и находятся в одной плоскости, перпендикулярной валу (см. фиг. 2).

Лопасти снабжены рычагами 6, закрепленными одними своими концами на осях 5 у корневой их части. На других концах рычагов установлены катки 7.

Ветродвигатель снабжен флюгером 8, жестко связанным с диском 9.

Диск 9 концентрично и шарнирно установлен на валу. Он имеет возможность вращения вокруг оси вместе с флюгером при изменении направления ветра.

На диске 9 шарнирно установлена платформа 11 с возможностью вертикального параллельного перемещения относительно диска.

Для этого служат три наклонные пластины 14. С помощью плоских шарниров (петель) пластины закреплены к платформе и диску. При соединении они образуют параллелограмм. При изменении наклона пластины в пределах x = 0-45o платформа перемещается от самого нижнего положения, совпадающего с плоскостью диска, до самого верхнего.

Линия, разделяющая границу раздела диска и краев платформы, совпадает с плоскостью флюгера 8. Пара наклонных пластин 14 установлена в указанной плоскости. Третья пластина образует противоположную сторону параллелограмма.

Под действием разности давлений потока ветра на две несимметричные половины лопастей рычаги с катками взаимодействуют с верхними поверхностями платформы и диска.

Флюгер 8 под давлением косого потока ветра устанавливается параллельно потоку и ориентирует диск 9 с платформой 11 с наклонными пластинами 14, установленными в диаметральной плоскости диска, совпадают с плоскостью флюгера, т.е. направлением потока ветра.

Рычаги с катками в результате взаимодействия с поверхностями платформы 11 и диска 9 принудительно меняют ориентацию лопастей 4. Лопасти с помощью рычагов 6, взаимодействующих с платформой, справа от диаметральной плоскости, располагаются перпендикулярно потоку, а левые лопасти, взаимодействующие с поверхностью диска, – параллельно потоку. При таком расположении лопастей ветроколесо приобретает левое (против часовой стрелки) вращение при взгляде сверху на фиг. 2.

Лопасти с каждым оборотом ветроколеса, поворачиваясь относительно своих продольных осей в пределах 0-90o, занимают наиболее выгодное положение и создают максимальный момент вращения.

Для синхронизации скорости вращения ветроколеса на валу 1 установлен центробежный регулятор скорости вращения 10. При увеличении скорости ветра скорость вращения вала 1 увеличивается и ползун 13 центробежного регулятора смещается вниз. В паз ползуна 13 входит Г-образная головка стержня 12 (см. фиг. 2).

Стержень прямоугольного сечения имеет возможность вертикального перемещения по отверстию через диск. Другой конец стержня упирается в платформу 11. Таким образом, ползун центробежного регулятора скорости вращения 10 через стержень 12 взаимодействует с платформой 11.

При слабом ветре ползун 13 и, следовательно, платформа 11 находится в самом верхнем положении. Взаимодействие платформы с рычагами 6 в этом случае принудительно устанавливают плоскости лопастей справа от диаметральной плоскости (см. фиг. 2) перпендикулярно потоку ветра.

При увеличении скорости ветра скорость вращения вала возрастает и ползун центробежного регулятора скорости вращения 10 смещается вниз. Это приводит к соответствующему смещению вниз стержня 12 и взаимодействующей с ним платформы 11.

При этом взаимодействие платформы с рычагами устанавливают плоскости лопастей под углом к направлению потока ветра.

Эффективная площадь лопастей, создающих момент вращения, уменьшается, что приводит к уменьшению и скорости вращения вала двигателя.

Таким образом устанавливается динамическое равновесие, при котором ветроколесо вращается с относительной постоянной скоростью вращения независимо от диапазона изменения скорости вращения.

Изменяя массу центробежных грузов и размеры плеч регулятора скорости вращения, а также величины относительного подъема платформы, можно достичь различных скоростей и точности синхронизации вращения ветродвигателя.

Предложенная конструкция ветродвигателя повышает чувствительность к слабым потокам ветра и производительность работы устройства.

Синхронизация скорости вращения ветроколеса расширяет диапазон возможных применений ветроколеса, позволяет использовать его в ветроэлектрогенераторах.

Источники информации, использованные при составлении заявки:
1. Патент СССР N 11093. М.кл5 F 03 B 3/14, 1926 г.

2. Алиев А.С., Челябов И.М., Чумаков С.А. Устройство для преобразования энергии текучей среды. Патент России по заявке 4897568/29, 1990 г. (прототип).

Формула изобретения


Ветродвигатель, содержащий корпус, вал и колесо с лопастями, установленными с возможностью поворота относительно их осей, у корневой части которых закреплены рычаги с катками, взаимодействующие с диском, на котором жестко закреплен флюгер и шарнирно установлен на валу, отличающийся тем, что снабжен дополнительно центробежным регулятором скорости вращения, платформой, установленной с возможностью вертикального перемещения относительно диска, и стержнем, взаимодействующим с платформой и ползуном центробежного регулятора скорости вращения, а также, наклонными пластинами, с помощью которых платформа шарнирно соединена с диском, при этом платформа перекрывает половину диска, граница раздела которых совпадает с плоскостью флюгера.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 19.01.2006

Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007


Categories: BD_2151000-2151999