Патент на изобретение №2151312

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2151312 (13) C1
(51) МПК 7
F02B53/08, F02B11/00, F01C3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98117011/06, 10.09.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.09.1998

(45) Опубликовано: 20.06.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2084640 С1, 20.10.1977. RU 2062885 С1, 27.06.1996. RU 2023185 С1, 15.11.1994. RU 2102613 С1, 20.01.1998. RU 2062337 С1, 20.06.1996. RU 2101518 С1, 10.01.1998. RU 2113668 С1, 20.06.1998. RU 2062327 С1, 20.06.1996. WO 90/14502 А1, 29.11.1990. DE 3206286 А1, 08.09.1983. US 3726259 А, 10.04.1973. DE 1551082 А, 24.05.1973. WO 86/01856 А1, 27.19.1986. GB 2115490 А, 07.07.1983. FR 2617537 А1, 06.12.1989.

Адрес для переписки:

600021, г.Владимир, ул. Стрелецкая 32, кв.2, Карфидову В.Н.

(71) Заявитель(и):

Карфидов Владимир Николаевич

(72) Автор(ы):

Карфидов В.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Карфидов Владимир Николаевич

(54) РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить КПД, ресурс, удельную мощность, защиту экологии. Двигатель включает в себя корпус 1 с диагонально расположенными канавками 2 и 3, с дисками 4 и 5, с закрепленными на них сферами 6 и 7, сопряженными с конусами 8, 9, 10 и 11, роторы 12 компрессора и 13 рабочего ротора, закрепленные в дисках шаровые опоры 14 и 15, внутри них шаровые камеры 16 и 17, соединенные полой перемычкой 18 с камерой сгорания 19, с катализатором 20. В камере сгорания выполнены окна 21, 22, 23 и 24, совмещаемые с окнами 25, 26, 27 и 28, и окна 29, 30, 31 и 32, совмещаемые с окнами 33, 34, 35 и 36. В дисках 4 и 5 установлены подвижно закрепленные в конусах 8, 9, 10 и 11 лопатки с шарнирными соединениями с направляющими элементами, установленные в канавках и на внешних поверхностях шаровых камер 16 и 17. В роторе 12 выполнены впускные окна 53, 54, 55 и 56, а в роторе 13 выполнены выпускные окна 57, 58, 59 и 60. В роторе 12 выполнен коллектор 61 окислителя, сообщенный через вал 62 с вращающимся соединением 63 и окнами 53 и 56 объема окислителя 64, и топливный коллектор 65, который через вал 62 с вращающимся соединением 66 сообщен окнами 54 и 55 топливного объема 67. Коллектор отработанных газов 68 сообщен через вал 69 и камеру 17 с выпускными окнами 57, 58, 59 и 60 объемов 70 и 71. В корпусе 1 с каждой стороны от линии 72 выполнены впускные окна 73 и выпускные окна с возможностью циркуляции газокапельной смеси через радиатор. Двигатель также содержит каналы смазки 76, вращающееся соединение 77 и дренажные отверстия 78 в корпусе 1. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.


Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению.

Изобретение направлено на решение задачи увеличения рабочего ресурса двигателя, улучшения его охлаждения и смазки.

Известна “Объемная роторная машина”, содержащая корпус с выполненной на его внутренней поверхности диагонально расположенной канавкой с установленным в ней диском, с примыкающими к диску и к обеим сторонам корпуса конусами, вершины которых примыкают к сферической центральной части с образованием первого и второго объемов, разделенных диском, в котором между сферической центральной частью и внутренней поверхностью корпуса установлена по меньшей мере одна лопатка в поворотном соединении, жестко связанная с конусами, в которых примыкающими к лопаткам выполнены впускные и выпускные окна, причем сферическая центральная часть выполнена в форме шаровой опоры, жестко закрепленной в центральной части диска и сопряженной с выемками в конусах. А также внутри шаровой опоры выполнена шаровая камера с возможностью совместного вращения: шаровой опоры – в плоскости диска, а шаровой камеры – в плоскости конусов, причем окна в шаровой опоре и шаровой камере выполнены в зоне их совмещения. В качестве ДВС машина снабжена общим корпусом и дополнительным ротором, шаровая камера которого сообщена посредством полой перемычки с выполненной в ней камерой сгорания с шаровой камерой первого ротора (Патент РФ 2084640, Бюл. 20.07.97 г.).

Недостатком данного технического решения является наличие поворотных уплотнений в дисках, с износом трущихся поверхностей уплотнений о лопатки, с нарушением герметичной изоляции объемов, разделяемых дисками, что уменьшает рабочий ресурс двигателя.

Отсутствие сфер ухудшает условия охлаждения и смазки и увеличивает износ уплотнений за счет высоких механических потерь на трение, связанных с вращением конусов и лопаток относительно внутренней поверхности корпуса.

Известен также роторный двигатель, содержащий корпус, снабженный двумя роторами, шаровые камеры которых сообщены полой перемычкой с выполненной в ней камерой сгорания, причем каждый ротор содержит диск, установленный в диагонально расположенной канавке на внутренней стороне корпуса, с примыкающими к корпусу, к рабочей поверхности сферы и к диску конусами, вершины которых с выполненными в них выемками сопряжены с шаровой опорой, в которой расположены окна в зоне их совмещения с окнами в шаровой камере, с образованием первого и второго объемов, разделенных диском, жестко связанным с шаровой опорой и со сферой, между которыми установлены две лопатки в поворотных соединениях, жестко связанные с конусами, в которых примыкающими к лопаткам выполнены окна, а в шаровых опорах на осях поворотных соединений жестко закреплены скользящие элементы, установленные в канавки, выполненные на внешних поверхностях шаровых камер параллельно лопаткам (Заявка N 97118401 от 05.11.97 г.).

Недостатком данного технического решения является то, что поворотные соединения имеют трущиеся о лопатки поверхности, после износа которых нарушается герметичность и работа объемов, разделяемых диском в компрессоре, из-за проникновения при сжатии топлива в объем окислителя и наоборот, а также трудность охлаждения и смазки лопаток в рабочем роторе. Все это значительно уменьшает рабочий ресурс двигателя. Это решение принято за прототип.

Изобретение направлено на решение задачи устранения недостатков аналога и прототипа путем замены поворотных уплотнений на шарнирные соединения в дисках, с увеличением прочности лопаток, уменьшением механических потерь, улучшением охлаждения и смазки и на увеличение рабочего ресурса двигателя.

Техническим результатом от использования изобретения является увеличение рабочего ресурса двигателя за счет замены поворотных уплотнений в дисках шарнирными соединениями с упрочнением лопаток путем их утолщения и придания им ребер жесткости и охлаждения со стороны окон в конусах, с уменьшением механических потерь за счет уменьшения трения лопаток о сферы и шаровые опоры, с улучшением их смазки и охлаждения за счет увеличения охлаждаемой площади лопаток с принудительной циркуляцией газокапельной смеси через радиатор, а также улучшение герметичности и получение необходимой степени сжатия в компрессоре не ниже, чем у дизелей, за счет улучшения раздельного сжатия топлива и окислителя и разделения рабочего хода и выпуска в рабочем роторе с улучшением их изоляции шарнирным соединением в дисках. Возможность использования любых видов жидкого и газового топлива с полным их сгоранием в горячей, проточной (без застойных зон) камере сгорания в присутствии катализатора, с последующим расширением и совершением работы до более низкого давления и температуры, в большем по объему, чем компрессор, рабочем роторе со значительно более высоким КПД, рабочем ресурсе и удельной мощности выше, чем например у поршневых двигателей, за счет малых механических потерь, большого крутящего момента и отсутствия факторов, препятствующих развитию высоких оборотов, таких как зажигание, впрыск топлива и необходимость их опережения. По уровню шума, вибрации и вредности выбросов двигатель может соответствовать самым строгим экологическим нормам за счет выпуска отработанного газа при низком давлении и его полного сгорания.

Указанный технический результат достигается за счет того, что двигатель содержит корпус, снабженный двумя роторами, шаровые камеры которых жестко связаны с конусами и сообщены полой перемычкой с выполненной в ней камерой сгорания, причем каждый ротор содержит диск. установленный в диагонально расположенной канавке на внутренней стороне корпуса с образованием первого и второго объемов, разделенных диском, жестко связанным с шаровой опорой с выполненными в ней окнами в зоне совмещения с окнами в шаровой камере и сферой с примыкающими к ее рабочей поверхности и к шаровой опоре лопатками, установленными в диске и в конусах, в которых примыкающими к лопаткам выполнены окна, а на внешней поверхности шаровой камеры выполнены канавки параллельно лопаткам с установленными в них направляющими элементами, оси которых выполнены в шаровой опоре. Лопатки закреплены в диске шарнирно, а в конусах – с возможностью их возвратно-поступательных перемещений.

Технический результат достигается также тем, что торцы лопаток, кромки сфер и внешняя поверхность конусов выполнены примыкающими к корпусу, а по обе стороны линий примыкания корпуса к конусам выполнены впускные и выпускные окна, сообщенные с радиатором.

Заявленный роторный двигатель отличается от прототипа тем, что лопатки в дисках закреплены шарнирно, а в конусах – с возможностью возвратно-поступательных перемещений. Кроме того, двигатель отличается от прототипа тем, что торцы лопаток, кромки сфер и внешние поверхности конусов выполнены примыкающими к корпусу, причем по обе стороны линий примыкания корпуса к конусам выполнены впускные и выпускные окна, сообщенные с радиатором.

Двигатель, содержащий корпус, снабженный двумя роторами, шаровые камеры которых жестко связаны с конусами, сообщены полой перемычкой с выполненной в ней камерой сгорания, позволяет использовать один ротор в качестве компрессора (заполнение и сжатие), а другой ротор – в качестве рабочего ротора (рабочий ход и выпуск). Такое разделение функций роторов позволяет с меньшими механическими потерями и с большей эффективностью обеспечивать заполнение и раздельное сжатие топлива и окислителя в холодном компрессоре, а рабочий ход и выпуск – в горячем рабочем роторе, совместить концы тактов сжатия в объемах топлива и окислителя в компрессоре с началом рабочего хода в рабочем роторе через неохлаждаемую камеру сгорания с одновременной подачей в нее топлива и окислителя в присутствии катализатора, с полнотой сгорания любого вида топлива, а горячему ротору с большим рабочим объемом, чем в компрессоре, совершать работу до более низкого давления и температуры газа, с высоким КПД, с незначительным шумом или отсутствием шума при выпуске. Каждый ротор содержит диск, установленный в диагонально расположенной канавке на внутренней стороне корпуса, с образованием первого и второго объемов, разделенных диском, жестко связанным с шаровой опорой с выполненными в ней окнами в зоне совмещения с окнами в шаровой камере и сферой, что позволяет посредством диагонально установленных дисков в корпусе обеспечить герметичное совмещение поверхностей дисков и конусов по линиям их смыкания, герметично совместить внешние и внутренние окружности конусов и лопаток с рабочими поверхностями сфер и шаровых опор, образовать герметично разделенные диском объемы для топлива и окислителя в компрессоре, совмещать и перекрывать окна в шаровых опорах и в шаровых камерах в соответствии с фазами газораспределения за счет жесткой связи дисков с шаровыми опорами. Сопряжение лопаток, установленных в диске и в конусах, в которых примыкающими к лопаткам выполнены окна, с рабочей поверхностью сферы и шаровой опорой, позволяет образовывать переменные объемы практически от нуля до максимальных с заполнением рабочих объемов в компрессоре и вытеснением рабочего тела из объемов в рабочем роторе через окна в конусах, примыкающих к лопаткам. На внешней поверхности шаровой камеры выполнены канавки параллельно лопаткам с установленными в них направляющими элементами, оси которых выполнены в шаровой опоре, что позволяет увеличить рабочий ресурс двигателя за счет переноса механической нагрузки дисков с лопаток на шаровые камеры, жестко связанные с конусами посредством направляющих элементов, установленных в канавки на шаровых камерах. Лопатки в диске закреплены шарнирно, а в конусах – с возможностью их возвратно-поступательных перемещений, что позволяет более герметично изолировать объемы, разделенные диском, за счет замены поворотных уплотнений на шарнирные соединения, которые обеспечивают более герметичную изоляцию объемов топлива и окислителя между собой и рабочий ход от выпуска в рабочем роторе, увеличить время до износа, а также выполнить лопатки прочнее, значительно уменьшить их трение о сферы и шаровые опоры за счет устранения их возвратно-поступательных движений относительно поверхностей сфер и шаровых опор, улучшения смазки, обеспечить охлаждение и смазку двигателя за счет большей площади охлаждения и смазки лопаток в результате их возвратно-поступательных перемещений за пределы внешних поверхностей конусов. Торцы лопаток, кромки сфер и внешняя поверхность конусов выполнены примыкающими к корпусу, причем по обе стороны линий примыкания корпуса к конусам выполнены выпускные и впускные окна, сообщенные с радиатором, что позволяет использовать переменные объемы, образуемые при вращении роторов, для смазки и охлаждения рабочих поверхностей сфер, лопаток и конусов путем принудительной циркуляции газокапельной смеси через радиатор.

На фиг. 1 изображен роторный двигатель – продольный разрез.

На фиг. 2 – сечение А-А – поперечный разрез окон охлаждения.

На фиг. 3 – сечение Б-Б – шарнирное соединение лопатки с диском.

На фиг. 4 – сечение В-В – компрессор – поперечный разрез.

На фиг. 5 – диаграмма фаз газораспределения.

Роторный двигатель содержит корпус 1 с выполненными в нем диагонально расположенными канавками 2 и 3, с установленными в них дисками 4 и 5, с закрепленными на них сферами 6 и 7, которые сопряжены своими рабочими поверхностями с внешними окружностями конусов 8, 9, 10 и 11, которые своими вершинами в роторах 12 и 13 сопряжены с шаровыми опорами 14 и 15, с расположенными внутри них шаровыми камерами 16 и 17, соединенными между собой полой перемычкой 18 с выполненной в ней камерой сгорания 19 с каталитической внутренней поверхностью 20. Камера сгорания сообщена окнами 21, 22, 23 и 24 в зоне их совмещения с окнами 25, 26, 27 и 28 в шаровой опоре 14, жестко закрепленной в диске 4.

В шаровой камере 17 камера сгорания сообщена окнами 29, 30, 31 и 32 в зоне их совмещения с окнами 33, 34, 35 и 36 в шаровой опоре 15. В дисках 4 и 5 установлены лопатки 37, 38, 39 и 40 с шарнирными соединениями 41, 42, 43 и 44, соосно с которыми на осях в шаровых опорах установлены направляющие элементы 45, 46,47 и 48, установленные в канавки 49, 50, 51 и 52, выполненные на внешних поверхностях шаровых камер 16 и 17. В конусах 8 и 9 примыкающими к лопаткам 37 и 38 выполнены впускные окна 53, 54, 55 и 56 ротора 12, а в конусах 10 и 11 примыкающими к лопаткам 39 и 40 выполнены выпускные окна 57, 58, 59 и 60 ротора 13. В роторе 12 выполнен коллектор окислителя 61, который через пустотелый вал 62 с вращающимся соединением 63 сообщен с впускными окнами 53 и 56 рабочего объема окислителя 64, и топливный коллектор 65, который через пустотелый вал 62 с вращающимся соединением 66 сообщен с окнами 54 и 55 топливного рабочего объема 67. Коллектор 68 отработанных газов в роторе 13 сообщен с выпускными окнами 57, 58, 59 и 60 рабочих объемов 70 и 71, с шаровой камерой 17 и с пустотелым валом 69 отбора мощности. В корпусе 1 с каждой стороны от линий 72 его примыкания к внешней поверхности конусов 8, 9, 10 и 11 выполнены впускные окна 73 и выпускные окна 74, сообщенные через радиатор 75 с возможностью циркуляции. Двигатель также содержит систему смазки, состоящую из емкости для смазки с трубопроводами (на чертеже не показано), которые сообщены с диагональными канавками 2 и 3, с каналами 76, выполненными в дисках 4 и 5, в шаровых опорах 14 и 15, в шаровых камерах 16 и 17, в перемычке 18, в вале 62 с вращающимся соединением 77, а также с впускными окнами 73 и дренажными отверстиями 78 в корпусе 1.

Роторный двигатель работает следующим образом.

При запуске двигателя и вращении роторов 12 и 13 лопатки 37 и 38 ротора 12, проходя линии смыкания диска 4 с конусами 8 и 9, образуют объемы окислителя 64 и топлива 67 и разрежение в них. Разрежение через окна 53, 54, 55 и 56 заполняет эти объемы компрессора окислителем и топливом. За один оборот ротора 12 оба объема 64 и 67 заполняются. Затем лопатки 37 и 38 за 180 градусов до линии смыкания диска 4 с конусами 8 и 9 начинают сжатие объемов 64 и 67, и по мере приближения лопаток 37 и 38 к линиям смыкания и достижения необходимой степени сжатия в этих объемах окна 25 и 27 в шаровой опоре 14 совмещаются с окнами 21 и 23 в шаровой камере 16 и сжатые окислитель из объема 64 и топливо из объема 67 одновременно устремляются в камеру сгорания 19, где воспламеняются при смешении от сжатия и горят в присутствии катализатора 20, покрывающего стенки камеры сгорания 19. При этом окна 29 и 31 в шаровой камере 17 совмещены с окнами 33 и 35 в шаровой опоре 15, и высокое давление из камеры сгорания 19 устремляется в образуемые рабочие объемы 70 и 71 ротора 13 с началом рабочего хода в этих объемах. Вместе с этим лопатки 37 и 38 в роторе 12 достигают линий смыкания, и окна 25 и 27 в шаровой опоре 14 размыкаются с окнами 21 и 23 в шаровой камере 16, а в объемах 70 и 71 ротора 13 продолжается рабочий ход с симметричным приложением сил на лопатки 39 и 40, с приближением которых к 180 градусам поворота ротора 13 от линии смыкания окна 29 и 31 в шаровой опоре 15 и окна 33 и 35 в шаровой камере 17 размыкаются, а оставшееся небольшое давление запирается в камере сгорания 19. Затем выпускные окна 57 и 59 в конусах 10 и 11 пересекают линии смыкания, и отработанные газы из объемов 70 и 71 устремляются в эти окна с небольшим давлением, не создавая большого шума за счет расширения газа при совершении работы на значительно больший объем, чем объем сжатия в компрессоре ротора 12. Вместе с этим в компрессоре ротора 12 закончилось сжатие второй половины его рабочего объема, и окна 26 и 28 шаровой опоры совместились с окнами 22 и 24 шаровой камеры 16, окислитель из объема 64 и топливо из объема 67 устремляются в камеру сгорания 19, горят в присутствии катализатора 20 и устремляются далее в окна 30 и 32 в шаровой камере 17 в совмещенные с ними окна 34 и 36 в шаровой опоре 15 с началом рабочего хода, вместе с которым окна 58 и 60 прошли линии смыкания, и отработанный газ через эти окна устремляется в выпускные коллекторы 68. Далее все повторяется.

Формула изобретения


1. Двигатель, содержащий корпус, снабженный двумя роторами, шаровые камеры которых жестко связаны с конусами, сообщены полой перемычкой с выполненной в ней камерой сгорания, причем каждый ротор содержит диск, установленный в диагонально расположенной канавке на внутренней стороне корпуса с образованием первого и второго объемов, разделенных диском, жестко связанным с шаровой опорой, с выполненными в ней окнами в зоне совмещения с окнами в шаровой камере и сферой с примыкающими к ее рабочей поверхности и к шаровой опоре лопатками, установленными в диске и в конусах, в которых примыкающие к лопаткам выполнены окна, а на внешней поверхности шаровой камеры выполнены канавки параллельно лопаткам с установленными в них направляющими элементами, оси которых выполнены в шаровой опоре, отличающийся тем, что лопатки закреплены в дисках шарнирно, а в конусах – с возможностью их возвратно-поступательных перемещений.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что торцы лопаток, кромки сфер и внешняя поверхность конусов выполнены примыкающими к корпусу, а по обе стороны линий примыкания корпуса к конусам выполнены впускные и выпускные окна, сообщенные с радиатором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 11.09.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2004

Извещение опубликовано: 10.05.2004


Categories: BD_2151000-2151999