Патент на изобретение №2229846
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ПОСТНАТАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии и предназначено для диагностики здоровья в критические периоды постнатального онтогенеза у детей и подростков. Определяют здоровье ребенка, в каждый критический период (2-4, 6-8, 13-16 лет) постнатального онтогенеза. Определение проводят комплексно в 3 этапа – первичное исследование ребенка с определением исходного уровня здоровья, повторное обследование ребенка, последнее обследование ребенка. Определяют диагностические коэффициенты информативных факторов и критериев, включающие: отягощенные генеалогический, социально-средовой и биологический анамнезы, уровень физического развития, отклонение НПР, уровень резистентности, особенности вегетативной регуляции, вид патологических состояний. И диагностические коэффициенты информативных биохимических показателей конденсата выдыхаемого воздуха: уровень общих липидов, определение кальция, калия, лактата и ацилгидроперекисей в соответствии с табл.1. По данным исследования подсчитывают диагностический коэффициент критического периода с помощью формулы, вычисляющей площадь трапеции. При площади трапеции более 80 у.е. у детей в возрасте 2-4 года, более 75 у.е. в возрасте 7-8 лет и более 38 у.е. в возрасте 13-16 лет считают течение критического периода патологическим. Способ позволяет упростить и повысить точность диагностики. 1 табл. Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. В основе медицинского обеспечения подрастающего поколения должна быть концепция активного формирования здоровья детей, на основе непрерывного этапного слежения, включающего прогнозирование, оценку уровня здоровья ребенка, методы его формирования, начиная с антенатального этапа. Для этого необходимы новые медицинские технологии. Кроме этапности медицинских технологий при данных концепциях важен учет возрастных этапов развития, а также этапов социализации и уточнения критических периодов. В критические периоды организм ребенка находится в неустойчивом равновесии, подвергаясь более высокому риску развития патологии и пограничных состояний при воздействии чрезмерных раздражителей. Критические периоды характеризуются повышенным риском возникновения болезней. Современная концепция критических периодов разработана Ю.Е.Вельтищевым, в которой он охарактеризовал критический период и выделил угрожаемые состояния и заболевания, возможные на каждом этапе. Характеристика: А. Внутриутробный – 1-й и последний триместр беременности Б. Постнатальные критические периоды Период новорожденности, период 3 и 6 месяцев жизни, период 2-4 года жизни, период 5-6 лет жизни, 6-8 лет (начало обучения в школе), подростки 13-16 лет. Так как возраст обследованных детей составлял 2-4, 6-8, 13-16, то были выявлены критерии, характеризующие уровень здоровья именно в эти возрастные периоды. Период 2-4 года жизни Характеризуется активным формированием условных рефлексов, развитие речи. Социализация, ломка привычных стереотипов с риском невротических реакций. Преобладание анаболических процессов над катаболизмом. На этом этапе возможна задержка развития речи, невротические реакции, склонность к повторным микробно-воспалительным заболеваниям – нарастание частоты детских инфекций (коклюш, скарлатина). Возможно развитие заболеваний аутоиммунной природы, учащение бытового травматизма, несчастных случаев. Период 6-8 лет жизни период формирования функциональной готовности ребенка к обучению в школе (6 лет) и первый год обучения в школе. Содержанием этого периода является комплексное и целенаправленное формирование функциональной готовности ребенка к школе, формирование психосоматического здоровья. Нервные процессы в этом возрасте отличаются быстрой истощаемостью, эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Формируются многие хронические заболевания, в основном из контингента часто болеющих и предрасположенных детей. Подростки 13-16 лет Происходит формирование личности, стремление к независимости, иногда парадоксальное поведение. Привыкание к никотину, алкоголю, наркотикам. Половое созревание, развитие вторичных половых признаков. Пубертатный скачок роста, повышение содержания жира (в организме у девочек 26%, у мальчиков – 10-11%). В этом периоде возможно увеличение частоты психосоматических реакций, психосоматических заболеваний, эндокринопатий, травматизма. Токсическое влияние никотина, наркотиков. Вариации полового развития. Высокий риск гинекологических, венерических заболеваний. Клинические очертания критических периодов отличаются размытостью, являются субъективными. Функциональные методы исследования могут быть точными, если отражают деятельность “пострадавшей” системы, однако и в этом случае невозможно четко определить продолжительность и выраженность изменений в критические периоды. Описание критических периодов на основании клинических, функциональных и метаболических показателей необходимо для того, чтобы разработать превентивные меры по управлению процессами развития, для обоснованности вмешательств и совершенствования системы диспансеризации, максимальный эффект от которой возможен только при условии дифференцированной диспансеризации. В настоящее время в основу сроков диспансерного наблюдения за здоровыми детьми лежат темпы созревания систем организма (чем младше ребенок, тем чаще осмотры специалистов), без учета критических периодов. В качестве прототипа использовался способ определения степени риска повреждения здоровья (учет факторов, определяющих здоровье детей – наличие отягощенных генеалогического, биологического и социально-средового анамнезов и критериев, его характеризующих – уровень физического и нервно-психического развития, частота острых заболеваний за год (резистентность), наличие функциональной (уровень гемоглобина, поведение, вегетативные реакции) или хронической патологии (С.М.Громбах “Диагностика ранних отклонений в состоянии здоровья детей”. Москва. – 1984. – 246 с.). В соответствии с рекомендациями С.М.Громбах, 1984 г. к I группе здоровья относятся дети, не имеющие факторов риска (отягощенного анамнеза и измененных критериев, характеризующих уровень здоровья детей), ко IIа группе здоровья относятся дети, имеющие отягощение хотя бы по одному анамнезу (биологическому, генеалогическому или социально-средовому), ко IIб группе здоровья относятся дети, которые имеют отклонения в критериях, характеризующих уровень здоровья детей, к III группе здоровья относятся дети, имеющие хроническую патологию. С учетом предложенных для определения уровня здоровья С.М.Громбах, 1984 г. факторов, определяющих здоровье, и критериев, его характеризующих, авторами отобраны следующие значимые показатели: отягощенный биологический, генеалогический, социально-средовой анамнезы и сочетание отягощенного генеалогического, биологического и социально-средового анамнезов. Среди критериев, характеризующих здоровье ребенка, были отобраны – высокий, выше среднего, низкий, ниже среднего уровень физического развития, гармоничное и дисгармоничное развитие, астенические проявления, патологические привычки, речевые нарушения, средний и низкий уровень резистентности, снижение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на 10-15% от исходного уровня, снижение объема форсированного выдоха (ОФВ) на 10-15% от исходного уровня, вегетососудистая дисфункция, эйтония, асимпатикотоническая вегетативная реактивность, адекватное обеспечение, железодефицитная анемия, ЛОР-патология, заболевания опорно-двигательного аппарата. Клинико-функциональные показатели и динамика метаболических послужили основой для диагностики нахождения ребенка в критическом периоде. Однако данные показатели являются недостаточно объективными и с их помощью невозможно решить такие задачи, как оптимальность сроков и индивидуальность динамического наблюдения. Некоторыми недостатками способа диагностики уровня здоровья детей в критические периоды онтогенеза являются: – преимущественно субъективный характер (за исключением уровня резистентности, показателей гемоглобина) полученных показателей, – отсутствие объективных показателей, отражающих гомеостаз для верификации нахождения ребенка в критическом периоде, – отсутствие объективных критериев, обосновывающих индивидуальность динамического наблюдения за детьми и подростками, – невозможность проведения ранних коррекционно-оздоровительных мероприятий. Авторами предлагается способ диагностики уровня здоровья в критические периоды постнатального онтогенеза у детей и подростков с использованием биохимических показателей конденсата выдыхаемого воздуха, которые могут отражать деятельность интегральных систем: нервной, эндокринной, иммунной и подчиняющейся им субинтегральных систем в критические периоды постнатального онтогенеза, так как любое функциональное отклонение вторично по своей сути и ему предшествует накопление химических изменений и адекватность адаптивных реакций достигается функционально-биохимическими изменениями, обеспечивающими наиболее оптимальное функционирование жизненно важных систем организма. Биохимический состав конденсата выдыхаемого воздуха является важной составной частью характеристики нереспираторной функции легких. Широкое применение конденсата выдыхаемого воздуха обусловлено тем, что в нем обнаружены многие вещества (гормоны, электролиты, продукты пероксидации, биологически активные вещества), играющие важнейшую роль в патогенезе различных заболеваний и характеризующие уровень гомеостаза. Кроме того, согласно общему мнению большинства исследователей, идеальное обследование должно удовлетворять следующим условиям: быть неинвазивным, достаточно специфичным, высокочувствительным и простым в исполнении, каким и является забор и исследование конденсата выдыхаемого воздуха. В критические периоды онтогенеза, в результате возникающего “структурного напряжения” возникает гипоксия клетки и происходит переход метаболизма на анаэробный путь обеспечения энергией. Однако гипоксия является и основным механизмом нарушения гомеостаза. Маркерами данного процесса служат уровень ацилгидроперекисей, лактата, общих липидов, концентрация калия, кальция в конденсате выдыхаемого воздуха. Конденсат выдыхаемого воздуха получают неинвазивным способом по методу Г.И.Сидоренко (“Атравматический метод исследования поверхностно-активных свойств легкого (сурфактанта)”, методические рекомендации, Минск, 1981. – 15 с.), в основе которого лежит способность влаги выдыхаемого воздуха конденсироваться при низкой температуре в специальном устройстве. Сбор конденсата выдыхаемого воздуха производят в течение 15 мин. Пациент равномерно и свободно выдыхает в специальное устройство, представляющее собой стеклянный резервуар, помещенный в термос, наполненный льдом. После отключения обследуемого от устройства, полученный конденсат помещают в пробирки и проводят биохимические исследования его состава. Определения кальция, калия, общих липидов, ацилгидроперекисей, лактата, в конденсате выдыхаемого воздуха проводятся с помощью стандартных наборов реактивов фирмы “Олвекс” на спектрофотометре СФ-40. Заявителями обследовано 250 детей 2-4 лет, 299 детей 6-8 лет и 281 ребенок в возрасте от 13 до 16 лет, I, IIа и IIб групп здоровья. Дети разделены на группы обследования в зависимости от возраста и группы здоровья. В результате проведенного исследования были выявлены значимые (с достоверностью 95%) критерии (показатели), в зависимости от возраста детей, свидетельствующие об уровне здоровья и нахождении ребенка в критическом периоде с помощью расчета информативности признака многофакторным анализом Вальда. Все исследуемые показатели метаболизма сравниваются с исходным уровнем – это уровень общих липидов выше исходного уровня на 10%, ацилгидроперекисей – выше 15%, уровень кальция выше в 2 раза, уровень калия выше на 10%, уровень лактата выше на 5%. На основании расчета диагностической ценности отобранных показателей метаболизма и показателей, предложенных Громбах, 1984 г. помощью метода Гублера Е.В., изложенного в книге: Вычислительные методы анализа и распознания патологических процессов. – Л.: Медицина, 1978, 296 с., были выделены следующие информативные критерии, представленные в таблице: отягощенный биологический, генеалогический и социально-средовой анамнезы, высокое, выше среднего и дисгармоничное развитие, речевые нарушения, средний и низкий уровень резистентности, асимпатикотоническая вегетативная реактивность и адекватное обеспечение, железодефицитные анемии, общие липиды выше исходного уровня на 10%, ацилгидроперекиси – выше 15%, уровень кальция выше в 2 раза, уровень калия выше на 10%, уровень лактата выше на 5%. На основании расчетов информативных критериев динамики уровня здоровья детей разработан способ диагностики уровня здоровья в критические периоды онтогенеза у детей и подростков, включающий в себя 3 этапа: а) первичное обследование ребенка с определением исходного уровня здоровья (АЕ), б) повторное обследование ребенка (время предполагаемой манифестации проявлений в критический период (BF)), в) последнее обследование ребенка (CG). Детей обследуют через равные промежутки времени, затем производят определение диагностических коэффициентов информативных факторов и критериев, характеризующих здоровье ребенка, г) расчет тяжести течения критического периода по полученным результатам лонгитудиального исследования и риска снижения уровня здоровья по формуле, вычисляющей площадь трапеции, т.к. изменения биохимических показателей в течение критического периода имеют ту же закономерность. Подсчет производится в условных единицах (усл.ед). Риск снижения уровня здоровья ребенка будет зависеть от выраженности отрицательных признаков и продолжительности изменения показателей, рассчитанных с помощью математической формулы где g – возраст ребенка во время последнего обследования, е – возраст ребенка при первоначальном обследовании, 4 – математическая постоянная. При площади трапеции более 80 усл.ед. у детей в возрасте 2-4 лет, более 75 усл.ед. в возрасте 7-8 лет, более 38 усл.ед. в возрасте 13-16 лет течение критического периода можно считать патологическим, с большой вероятностью снижения уровня здоровья ребенка, что диктует необходимость назначения коррекционно-оздоровительных мероприятий. Клинический пример 1. История развития ребенка №2144 Роман К., наблюдался в ДП №6 в возрастном периоде от 13 до 14 лет. При анализе выделенных нами критериев было получено: Роман К.: 13 лет 2 мес: Асимпатикотоническая вегетативная реактивность – 16,51 Сумма критериев 16,51 усл.ед. 13 лет 6 мес Асимпатикотоническая вегетативная реактивность – 16,51 кальций выше в 2 раза – 20 лактат выше на 5% – 20 Сумма критериев 56,51 усл.ед. 14 лет: Асимпатикотоническая вегетативная реактивность – 16,51 кальций выше в 2 раза – 20 калий выше в 2 раза – 20 лактат выше на 5% – 20 Сумма критериев 76,51 усл.ед. На основании полученных в результате расчета данных установлено патологическое течение критического периода, что подтвердилось впоследствии формированием у данного ребенка вегетососудистой дистонии. Клинический пример 2. История развития №3811 Алла С. наблюдалась в возрастном периоде от 2 до 4 лет. При анализе выделенных нами критериев было получено 2 года Дисгармоничное развитие – 1,13 средний уровень резистентности – (-2,91) адекватное обеспечение – (-2,99) общие липиды ниже 10% – 0 Сумма критериев (-4,77) 3 года 6 мес Дисгармоничное развитие – 1,13 средний уровень резистентности – (-2,91) адекватное обеспечение – (-2,99) лактат выше 5% – 6,37 Сумма критериев 1,6 усл.ед. 4 года Дисгармоничное развитие – 1,13 средний уровень резистентности – (-2,91) адекватное обеспечение – (-2,99) Сумма критериев (-4,77) На основании полученных в результате расчета данных установлено физиологическое течение критического периода. Преимуществом данного способа является: – донозологическая диагностика отклонений в состоянии здоровья ребенка в критические периоды постнатального онтогенеза; – использование объективных показателей при диагностике нахождения ребенка в критическом периоде; – индивидуализация диспансерного наблюдения за детьми с учетом уровня здоровья и степени и продолжительности отклонений гомеостатических показателей; – раннее проведение коррекционно-оздоровительных мероприятий. Формула изобретения Способ диагностики уровня здоровья в критические периоды постнатального онтогенеза у детей и подростков, включающий оценку факторов и критериев, определяющих здоровье ребенка, отличающийся тем, что в каждый критический период (2-4, 6-8, 13-16 лет) постнатального онтогенеза у детей и подростков комплексно в 3 этапа проводят первичное исследование ребенка с определением исходного уровня здоровья, повторное обследование ребенка, последнее обследование ребенка, определяют диагностические коэффициенты информативных факторов и критериев, включающие: отягощенные генеалогический, социально-средовой и биологический анамнезы, уровень физического развития, отклонение НПР, уровень резистентности, особенности вегетативной регуляции, вид патологических состояний и диагностические коэффициенты информативных биохимических показателей конденсата выдыхаемого воздуха, такие, как уровень общих липидов, определение кальция, калия, лактата и ацилгидроперекисей в соответствии с табл.1, после чего по данным лонгитудального исследования подсчитывают диагностический коэффициент критического периода с помощью формулы, вычисляющей площадь трапеции: где g – возраст ребенка во время последнего обследования; е – возраст ребенка при первоначальном обследовании; АЕ – сумма диагностических коэффициентов информативных факторов и критериев при первоначальном обследовании; 4 – математическая постоянная; BF – сумма диагностических коэффициентов при вторичном обследовании; CG – сумма диагностических коэффициентов, полученных при последнем обследовании ребенка, и при площади трапеции более 80 у.е. у детей в возрасте 2-4 года, более 75 у.е. в возрасте 7-8 лет и более 38 у.е. в возрасте 13-16 лет считают течение критического периода патологическим. РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.11.2006
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008
|
||||||||||||||||||||||||||