Патент на изобретение №2229622

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2229622 (13) C1
(51) МПК 7
F04B47/02, E21B43/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002130153/032002130153/03, 11.11.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.11.2002

(45) Опубликовано: 27.05.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
АДОНИН А.Н. Добыча нефти штанговыми насосами. – М.: Недра, 1979, с.21-38, 113-138.
SU 1413239 А, 30.07.1988.
SU 1274114 A1, 30.11.1986.
SU 1321915 А1, 07.07.1987.
RU 2163311 С1, 20.02.2001.
RU 97108210 А, 20.05.1999.
GB 2111134 A, 29.06.1983.
US 4484484 A, 27.11.1984.

Адрес для переписки:

450000, г.Уфа-центр, ул. Карла Маркса, 12, УГАТУ, отдел интеллектуальной собственности

(72) Автор(ы):

Ильясов Б.Г. (RU),
Шаньгин Е.С. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Уфимский государственный авиационный технический университет (RU)

(54) МНОГОСКОРОСТНОЙ БИРОТАТИВНЫЙ ПРИВОД СТАНКА-КАЧАЛКИ СО СТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации нефтяных скважин и может быть использовано для управления технологическими режимами добычи нефти из малодебитных скважин. Техническим результатом является обеспечение возможности регулирования режимов добычи нефти из малодебитных скважин. Для этого привод содержит асинхронный электродвигатель с устройством управления, выполненным в виде блока биротативных двигателей, содержащих общий корпус статора, внутри которого размещены две статорные обмотки и два ротора, причем вал одного из роторов соединен муфтой с асинхронным двигателем, а вал второго – с нагрузкой, муфта снабжена фрикционным тормозом, приводимым в действие электромагнитом. 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации нефтяных скважин и может быть использовано для управления технологическими режимами добычи нефти из малодебитных скважин.

Известна глубинно-насосная установка, содержащая штанговый насос, наземный привод с электродвигателем и пускорегулирующей аппаратурой [Авт. свид. RU №1413239, кл. Е 21 В 43/00, 1988 г.].

Недостатком известного устройства является невозможность регулирования скорости вращения привода, что не позволяет регулировать режимы подъема нефти из скважин.

Наиболее близким к заявляемому объекту по конструкции и достигаемым результатам является наземный привод станка-качалки балансирного типа, содержащий асинхронный электродвигатель с устройством управления, приводящий во вращение редуктор, соединенный кривошипно-шатунным механизмом с балансиром, устройство управления выполнено в виде набора сменных шкивов для изменения передаточного отношения передачи вращения от электродвигателя к редуктору станка-качалки [Адонин А.Н. Добыча нефти штанговыми насосами. – М.: Недра, 1979, с. 113-138].

Недостатком этого технического решения, принятого в качестве прототипа, является невозможность изменения скорости вращения привода, что затрудняет выбор оптимальных режимов добычи нефти.

Задача – обеспечение возможности регулирования режимов добычи нефти из малодебитных скважин.

Задача решается тем, что в многоскоростном биротативном приводе станка-качалки со ступенчатым регулированием скорости, содержащем асинхронный электродвигатель с устройством управления, в отличие от прототипа устройство управления выполнено в виде блока биротативных двигателей, содержащих общий корпус статора, внутри которого размещены две статорные обмотки и два ротора, причем вал одного из роторов соединен муфтой с асинхронным двигателем, а вал второго – с нагрузкой, муфта снабжена фрикционным тормозом, приводимым в действие электромагнитом.

Электропривод со ступенчатым регулированием скорости представлен на чертеже.

На основании 1 на подшипниках установлен блок биротативных двигателей 2, состоящий из статора 3 и 4 и роторов 5 [Шаньгин Е.С. Теория биротативного электропривода. – Уфа: Изд-во УТИС, 1998, с. 9-11]. Вал ротора 6 через муфту 7 с тормозом 8 соединен с основным двигателем 9. Все электродвигатели – основной 9, биротативные – 3 и 4 – имеют различные скорости вращения. Например, двигатель 9 имеет синхронную скорость 2000 об/мин, двигатель 4 – 1500 об/мин, двигатель 3 – 750 об/мин. С помощью электрической коммутации цепей электропитания каждый из этих двигателей может быть включен в одном из двух направлений вращения. Кроме того, двигатель 9 может быть отключен и ротор его может быть зафиксирован с помощью тормоза 8.

Принцип регулирования скоростей выходного вала привода 5 основан на возможности алгебраического сложения скоростей в биротативном двигателе.

Поскольку все двигатели привода имеют различные скорости вращения, сочетание их скоростей позволяет получить шесть различных значений скорости на выходном валу 5 (см. таблицу).

Как видно из таблицы, ступенчатое изменение скорости выходного вала производится в достаточно широком диапазоне скоростей (от 250 до 4250 об/мин). Этот диапазон можно существенно расширить путем использования двухскоростных обмоток статоров двигателей. В этом случае количество скоростей увеличивается до 24 при одновременном увеличении диапазона скоростей от 125 до 8500 об/мин. При необходимости получения бесступенчатого регулирования скорости выходного вала можно ввести плавное изменение частоты электропитания в небольших пределах (например, от 50 до 100 Гц).

Применение предлагаемой схемы построения привода станков-качалок не требует какого-либо усложнения в процессе регулирования и обслуживания привода. Эксплуатационные качества такого привода соответствуют качествам асинхронного двигателя, т.е. привод является практически необслуживаемым.

Управление предлагаемым приводом достаточно просто можно осуществлять в автоматическом режиме, подключив блок релейного управления приводом к системе автоматического управления процессом штанговой добычи нефти. Простым переключением обмоток двигателей привода можно согласовать скорость цикла “спуск-подъем” штанги с реальным дебитом скважины.

Формула изобретения

Многоскоростной привод станка-качалки со ступенчатым регулированием скорости, содержащий асинхронный электродвигатель с устройством управления, отличающийся тем, что устройство управления выполнено в виде блока биротативных двигателей, содержащих общий корпус статора, внутри которого размещены две статорные обмотки и два ротора, причем вал одного из роторов соединен муфтой с асинхронным двигателем, а вал второго – с нагрузкой, муфта снабжена фрикционным тормозом, приводимым в действие электромагнитом.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.11.2004

Извещение опубликовано: 27.06.2006 БИ: 18/2006


Categories: BD_2229000-2229999