|
|
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ |
(19) |
RU |
(11) |
2229615 |
(13) |
C1 |
|
(51) МПК 7
F02K3/10, F23R3/16
|
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ
Статус: по данным на 25.02.2011 – прекратил действие |
|
|
|
|
(21), (22) Заявка: 2002133276/062002133276/06, 15.12.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
15.12.2002
(45) Опубликовано: 27.05.2004
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2117806 C1, 20.02.1998. SU 805712 A1, 30.10.1991. SU 1695060 A1, 30.11.1991. EP 0576717 A1, 05.01.1992. US 5431018 A, 11.07.1995. EP 1158247 A2, 28.11.2001.
Адрес для переписки:
129221, Москва, ул. Полярная, 32, кв.41, А.В. Андрееву
|
(72) Автор(ы):
Андреев А.В. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Андреев Анатолий Васильевич (RU)
|
(54) ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Форсажная камера газотурбинного двигателя содержит установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного корпусом его и обтекателем задней опоры турбины. Перед фронтовым устройством установлено устройство для подавления колебаний, выполненное в виде ряда акустических волноводов, сообщающих периферийные зоны газовой полости камеры. Длину акустических волноводов определяют из защищаемого изобретением соотношения. Изобретение упрощает конструкцию и снижает массу форсажной камеры за счет подавления 1-й и 2-й мод тангенциальных колебаний. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкции форсажной камеры ГТД.
Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус и установленное в нем фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном, установленным на корпусе (1).
Недостатком ее является демпфирование колебаний давления в узком диапазоне частот.
Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленные в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, расположенными коаксиально вибрационному поглотителю, выполненному в виде полого обтекателя задней опоры турбины с перфорацией на нем в виде двух участков перед и в плоскости фронтового устройства, образующим с корпусом камеры кольцевой диффузор (2).
Такое устройство поглотителя энергии колебаний сложно в изготовлении и имеет значительную массу.
Задача изобретения – упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.
Для достижения указанной задачи в форсажной камере газотурбинного двигателя, содержащей установленные в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, перед фронтовым устройством установлено устройство для подавления колебаний, выполненное в виде ряда акустических волноводов, сообщающих периферийные зоны газовой полости камеры, при этом длину акустических волноводов определяют из соотношения
где – длина волны тангенциальной моды колебаний.
Кроме того, акустические волноводы расположены в поперечной плоскости форсажной камеры и выполнены, по меньшей мере, из трех трубопроводов.
Новым здесь является то, что перед фронтовым устройством установлено устройство для подавления колебаний, выполненное в виде ряда акустических волноводов, сообщающих периферийные зоны газовой полости камеры, при этом длину акустических волноводов определяют из соотношения
где – длина волны тангенциальной моды колебаний.
Акустические волноводы расположены в поперечной плоскости и выполнены, по меньшей мере, из трех трубопроводов.
Рассчитав длину акустических волноводов, мы получаем возможность выполнить устройство для подавления колебаний путем интерференции акустических волн при вибрационном горении и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней во всем диапазоне рабочих режимов. Устройство, требующееся для этого, получается более простым и с меньшей массой.
Это обеспечивает задачу изобретения – упрощает конструкции и снижение массы форсажной камеры.
На фиг.1 представлен продольный разрез форсажной камеры;
на фиг.2 – поперечный разрез камеры по А-А с акустическими волноводами для подавления 1-й тангенциальной моды;
на фиг.3 – поперечный разрез камеры по А-А с акустическими волноводами для подавления 2-й тангенциальной моды.
Форсажная камера содержит установленное в корпусе 1 фронтовое устройство 2 с кольцевыми стабилизаторами пламени 3, размещенное на выходе из диффузора 4, образованного корпусом 1 и обтекателем 5 задней опоры 6 турбины 7. Перед фронтовым устройством 2 установлено устройство 8 для подавления колебаний, выполненное в виде ряда акустических волноводов 9, сообщающих периферийные зоны 10 газовой полости камеры 11. Акустические волноводы 9 выполнены из трубопроводов 12.
При этом, 13 – расчетная длина акустических волноводов 9 по дуге.
При работе форсажной камеры при наступлении режима вибрационного горения возникают периодические колебания давления и скорости с одной из мод тангенциальных колебаний камеры. В этом случае газ совершает периодическое движение по определенной траектории в тангенциальном направлении собственно форсажной камеры 11 и по установленным в ней определенным образом акустическим волноводам 9 (трубопроводам). Для любой моды тангенциальных колебаний камеры длина соответствующего трубопровода 12 примерно в полтора раза превышает длину волны колебаний и благодаря этому на выходе из трубопровода 12 волны взаимодействуют в противоположной фазе и гасят друг друга за счет интерференции акустических волн при вибрационном горении и таким образом обеспечивают эффективное подавление акустических колебаний в широком диапазоне рабочих режимов форсажной камеры.
Источники информации
1. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели, Конструкция и расчет деталей, 1969 г., с.445.
2. Патент РФ №2117806, F 02 К 3/10, 1995 г.
Формула изобретения
1. Форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного корпусом его и обтекателем задней опоры турбины, отличающаяся тем, что перед фронтовым устройством установлено устройство для подавления колебаний, выполненное в виде ряда акустических волноводов, сообщающих периферийные зоны газовой полости камеры, при этом длину акустических волноводов определяют из соотношения
где – длина волны тангенциальной моды колебаний.
2. Форсажная камера по п.1, отличающаяся тем, что акустические волноводы расположены в поперечной плоскости форсажной камеры и выполнены, по меньшей мере, из трех трубопроводов.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.12.2005
Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006
|
|
|
|
|