Патент на изобретение №2229614

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2229614 (13) C1
(51) МПК 7
F02K3/10, F23R3/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002133275/062002133275/06, 15.12.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.12.2002

(45) Опубликовано: 27.05.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2117806 C1, 20.02.1998. SU 805712 A1, 30.10.1991. SU 1695060 A1, 30.11.1991. EP 0576717 A1, 05.01.1992. US 5431018 A, 11.07.1995. EP 1158247 A2, 28.11.2001.

Адрес для переписки:

129221, Москва, ул. Полярная, 32, кв.41, А.В. Андрееву

(72) Автор(ы):

Андреев А.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Андреев Анатолий Васильевич (RU)

(54) ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ)

(57) Реферат:

Форсажная камера газотурбинного двигателя содержит установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины. Вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии или внутри обтекателя. Длину акустического волновода определяют из защищаемого изобретением соотношения. Изобретение позволяет упростить конструкцию и уменьшить массу форсажной камеры путем подавления колебаний давления в камере и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней во всем диапазоне рабочих режимов. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкции форсажной камеры ГТД.

Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус и установленное в нем фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном, установленным на корпусе (1).

Недостатком ее является демпфирование колебаний давления в узком диапазоне частот.

Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленные в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, расположенными коаксиально вибрационному поглотителю, выполненному в виде полого обтекателя задней опоры турбины с перфорацией на нем в виде двух участков перед и в плоскости фронтового устройства, образующего с корпусом камеры кольцевой диффузор (2).

Такое устройство поглотителя энергии колебаний сложно в изготовлении и имеет значительную массу.

Задача изобретения – упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.

Для достижения указанной задачи форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, в ней вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

где – длина дополнительного акустического волновода;

11 – длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

– длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

Возможен вариант, в котором для достижения той же задачи в форсажной камере газотурбинного двигателя, содержащей установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, в котором вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным внутри обтекателя, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

где – длина дополнительного акустического волновода;

11 – длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

– длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний,

при этом акустический волновод может быть выполнен в виде спиральной трубки, вход и выход которой установлен заподлицо с наружным профилем обтекателя.

Новым здесь является то, что вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии или расположенным внутри обтекателя, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

где – длина дополнительного акустического волновода;

11 – длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

– длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

Во внутренней полости обтекателя дополнительно установлен, по меньшей мере, один акустический волновод, причем его выход расположен в плоскости кольцевых стабилизаторов фронтового устройства, а вход – за турбиной. Акустический волновод, расположенный под контуром обтекателя, выполнен из спиральной трубки, вход и выход которой установлен заподлицо с наружным профилем обтекателя.

Рассчитав длину акустических волноводов, мы получаем возможность выполнить устройство для подавления колебаний путем интерференции акустических волн при вибрационном горении и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней во всем диапазоне рабочих режимов. Устройство, требующееся для этого, получается более простым и с меньшей массой.

Это обеспечивает задачу изобретения – упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.

На чертеже представлен продольный разрез форсажной камеры.

Форсажная камера содержит установленное в корпусе 1 фронтовое устройство 2 с кольцевыми стабилизаторами пламени 3, размещенное на выходе из диффузора 4, образованного корпусом 1 и обтекателем 5 задней опоры 6 турбины 7. В диффузоре 4 установлен, по меньшей мере, один акустический волновод (трубопровод) 8, расположенный по периферии 9, а в обтекателе 5 установлен, по меньшей мере, один акустический волновод (трубопровод) 10, сообщающие в осевом направлении сечения входа 11 – за турбиной 7 и выхода 12, расположенного в плоскости кольцевых стабилизаторов фронтового устройства 2. Акустический волновод 10, расположенный под контуром обтекателя 5, выполнен из трубы 13 заподлицо с контуром 14 обтекателя 5 в виде одно- или многозаходной спирали переменного радиуса кривизны между витками и закреплен на нем. При этом 15 – длина диффузора 4 вдоль продольной оси, 16 – расчетная длина акустических волноводов 8 и 10 по дуге, длина акустического волновода определяется соотношением

где – длина 16 дополнительного акустического волновода 8, (10);

11 – длина диффузора 15 вдоль продольной оси форсажной камеры

– длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

При работе форсажной камеры при наступлении режима вибрационного горения возникают периодические колебания давления и скорости газа с одной из мод колебаний камеры. В этом случае они распространяются от стабилизаторов 3 фронтового устройства 2 как по диффузору 4, так и по волноводам 8, 10. Благодаря тому, что длина волноводов 8, 10 как минимум на половину длины волны возникающих при вибрационном горении колебаний больше длины 15 в осевом направлении диффузора 4, волны проходят на вход 11 диффузора 4 в противофазе и взаимно подавляют друг друга за счет интерференции акустических волн при вибрационном горении.

Подбирая соответственно длины волноводов 8, 10, можно настроить устройство на гашение акустических колебаний различных мод в форсажной камере при вибрационном горении.

Источники информации

1. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей, 1969 г., с.445.

2. Патент РФ №2117806, F 02 K 3/10, 1995 г.

Формула изобретения

1. Форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, отличающаяся тем, что вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

где – длина дополнительного акустического волновода;

l1 – длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

– длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

2. Форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, отличающаяся тем, что вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным внутри обтекателя, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

где – длина дополнительного акустического волновода;

l1 – длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

– длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

3. Форсажная камера по п.2, отличающаяся тем, что акустический волновод выполнен в виде спиральной трубки, вход и выход которой установлены заподлицо с наружным профилем обтекателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.12.2005

Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006


Categories: BD_2229000-2229999