Патент на изобретение №2229410
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА
(57) Реферат: Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров. Способ разрушения ледяного покрова амфибийным судном на воздушной подушке заключается в том, что возбуждают резонансные изгибно-гравитационные волны в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью. Производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда. Количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна. Повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. Изобретение относится к области судостроения, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом, т.е. путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн [1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова./Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. – Владивосток, ИАПУ, 1993, с.44]. Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми СВП [2. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. – Владивосток, ДВГУ, 1988, 128 с.]. Известный способ осуществляется следующим способом: СВП выводят на ледяной покров и перемещают по нему с резонансной скоростью Vр, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ и дифферент судна на корму максимальны. Недостатком способа является невозможность определения максимальной степени разрушения ледяного покрова в процессе движения судна. Сущность изобретения заключается в увеличении степени разрушения ледяного покрова до максимально возможной при резонансном методе разрушения льда и определении момента ее наступления. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в определении минимального количества проходов судна, достаточного для достижения максимальной степени разрушения ледяного покрова при неоднократных его проходах по полю разрушаемого льда, и создании поля мелкобитого льда с минимальными энергозатратами, при этом количество проходов ограничивают их числом, превышение которого не вызывает возрастания дифферента судна на корму. Существенные признаки, характеризующие изобретение. Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова СВП путем возбуждения резонансных ИГВ в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью. Отличительные: в процессе движения производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда, при этом количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна, а повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью. Известно [3. Каштелян В.И., Позняк И.И., Рывлин А.Я. Сопротивление льда движению судна. – Л.: Судостроение, 1968, 240 с.], что повторные проходы судна по полю битого льда увеличивают степень его разрушения (уменьшают размеры обломков льда). При этом максимальные поперечные размеры льдин не превышают 3-5 толщины льда, т.е. битый лед превращается в мелкобитый. Очевидно, что аналогичные процессы, т.е. измельчение обломков льда, будут сопровождать и повторные проходы СВП над ледяным покровом, разрушенным резонансными ИГВ от первого прохода. Понятно, что процесс измельчения крупнобитого льда ИГВ будет продолжаться до тех пор, пока в отдельных обломках льда не будут возникать изгибные напряжения, превышающие предел прочности льда на изгиб. Поскольку длина и амплитуда волн, возбуждаемых СВП в битом льду, имеют конечные размеры, то и минимальные размеры обломков битого льда тоже будут ограниченными (см. [2], [3]). К этому заключению можно прийти и после анализа физических процессов, происходящих при деформировании поля битого льда волновой нагрузкой. Действительно, вначале после первого прохода судна с резонансной скоростью в ледяном покрове возникает канал, заполненный крупнобитым льдом [2]. Последующие неоднократные повторные проходы по проложенному каналу с критической скоростью, т.е. со скоростью, при которой амплитуда волн, возбуждаемых судном теперь уже в битом льду, и дифферент судна на корму также будут максимальными (см. [1]), будут приводить к измельчению обломков. Однако после определенного количества проходов этот процесс прекратится, т.к. СВП непосредственно не контактирует со льдом, а воздействует на него возбуждаемыми волнами. Крупнобитый лед превратится в мелкобитый, при этом поперечные размеры обломков льда перестанут уменьшаться независимо от количества последующих проходов судна. Также известно [4. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. – Л.: Гидрометеоиздат, 1967, 272 с.], что при разрушении льда ИГВ трансформируются в гравитационные, т.е. битый лед перестает влиять на скорость и частоту волн. При этом с уменьшением размеров обломков льда длина волн уменьшается, а амплитуда возрастает. Поэтому чем больше будет степень разрушения льда, тем больше будет амплитуда ИГВ и дифферент судна ![]() ![]() ![]() Формула изобретения 1. Способ разрушения ледяного покрова амфибийным судном на воздушной подушке путем возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове при движении судна по льду с резонансной скоростью, отличающийся тем, что производят неоднократные повторные проходы судна по полю разрушаемого льда, при этом количество проходов ограничивают числом, превышение которого не приводит к увеличению вертикальной составляющей упора воздушного винта судна. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, то повторные проходы судна осуществляют с критической скоростью. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 18.05.2004
Извещение опубликовано: 10.10.2005 БИ: 28/2005
|
||||||||||||||||||||||||||