Патент на изобретение №2151170

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2151170 (13) C1
(51) МПК 7
C10L1/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99116586/04, 29.07.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.07.1999

(45) Опубликовано: 20.06.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1273386 А1, 30.11.1986. US 4671800 А, 09.06.1987. US 4705533 А, 10.11.1987. JP 55-32755 В, 27.08.1980.

Адрес для переписки:

630092, г.Новосибирск, пр. К. Маркса 20, НГТУ, каф. ТЭС, Щинникову П.А.

(71) Заявитель(и):

Томилов Виталий Георгиевич,
Ноздренко Геннадий Васильевич,
Пугач Лев Ицкович,
Овчинников Юрий Витальевич,
Щинников Павел Александрович,
Капустин Валерий Андреевич,
Евтушенко Евгений Анатольевич,
Сазонов Иван Николаевич

(72) Автор(ы):

Томилов В.Г.,
Пугач Ю.Л.,
Ноздренко Г.В.,
Пугач Л.И.,
Овчинников Ю.В.,
Щинников П.А.,
Капустин В.А.,
Евтушенко Е.А.,
Сазонов И.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Томилов Виталий Георгиевич,
Ноздренко Геннадий Васильевич,
Пугач Лев Ицкович,
Овчинников Юрий Витальевич,
Щинников Павел Александрович,
Капустин Валерий Андреевич,
Евтушенко Евгений Анатольевич,
Сазонов Иван Николаевич

(54) ЖИДКОЕ УГЛЕСОДЕРЖАЩЕЕ ТОПЛИВО


(57) Реферат:

Изобретение относится к угольной гидросмеси с высоким содержанием твердого материала и может быть использовано при гидротранспортировке угля и его сжигании без предварительного обезвоживания. Жидкое углесодержащее топливо содержит угольстабилизирующую добавку в виде коллоидного торфа -15 мас.%, сорбировавшего нефть или нефтепродукты, и воду – до 100 мас.%. Топливо способно к длительному хранению, обладает высокой стабильностью и низкими энергозатратами при транспортировке, а также повышенной воспламеняемостью. 2 табл.


Изобретение относится к угольной гидросмеси с высоким содержанием твердого материала и может быть использовано при гидротранспорте угля и его сжигании без предварительного обезвоживания.

Известно жидкое углесодержащее топливо, состоящее из воды и мелкоразмолотого угля с фракцией не более 20 мкм (Патент Великобритании N 2047267, C 10 L 1/02, 1979). К недостаткам этого топлива относятся сложность получения угольной пыли с указанным размером частиц, низкие реологические качества топлива, необходимость сжигания сразу после получения.

Кроме того, известно жидкое углесодержащее топливо, являющееся прототипом, в виде суспензии, которое содержит, мас.%: измельченный уголь 60 – 80, стабилизирующую добавку (поликомплексон) 0,0001 – 0,0005 и воду до 100 (А. с. N 1273386, C 10 L 1/32, SU, 1984). Такой состав позволяет обеспечить стабильность при хранении около двух недель.

Однако из-за низких реологических свойств данное топливо имеет существенные недостатки:
ограниченный срок хранения, так как жидкая фаза топлива является капельной жидкостью, в связи с чем угольные частицы со временем оседают, а стабилизирующая добавка предотвращает слипание частиц и лишь замедляет этот процесс;
нестабильность при транспортировке из-за инерционной сепарации твердых частиц при изменении направления и (или) скорости движения потока жидкого углесодержащего топлива.

высокие энергозатраты при транспортировке из-за высокой вязкости
низкая воспламеняемость, так как она ограничена воспламеняемостью исходного угля.

Задачей данного изобретения является создание углесодержащего топлива, которое обеспечивает повышенную воспламеняемость, увеличение сроков хранения в неподвижном состоянии, стабильность и снижение энергозатрат при его транспортировке.

Это достигается тем, что в жидком углесодержащем топливе, состоящем из угля, воды и стабилизирующей добавки, в качестве добавки используют коллоидный торф, сорбировавший нефть или нефтепродукты.

Топливо можно приготовить путем последовательного диспергирования в воде торфа и угля с добавлением в него нефти или нефтепродуктов при следующих соотношениях компонентов, мас.%: уголь 60-70, торф 15, нефть или нефтепродукты 2-5, вода остальное до 100. При диспергировании в воде торфа образуется торфяной коллоидный раствор, структура которого позволяет внедрять в мицеллы (элементарные составляющие коллоида) частицы угля при одновременной сорбции нефти или нефтепродуктов. В этом случае угольные частицы теряют способность к гравитационной и инерционной сепарации. Содержание ингредиентов в предлагаемом жидком углесодержащем топливе определяется следующими факторами:
содержание торфа определено необходимой и достаточной концентрацией коллоидных частиц для образования геля;
максимальное содержание угля определено временем удержания угольных частиц во взвешенном состоянии без появления признаков сепарации в структуре топлива:
минимальное содержание угля определено максимальным содержанием воды, при котором возможно горение предлагаемого топлива
содержание нефти или нефтепродуктов определено сорбционной способностью коллоидного торфа.

Примеры осуществления предлагаемого топлива приведены в таблице 1.

Практически неограниченная стабильность предлагаемого топлива при хранении обеспечивается за счет того, что леофильный торфяной коллоид переходит в обратимый гель, при этом частицы угля, внедренные в пространственную структуру коллоида, теряют подвижность и не могут флокулировать и оседать. С другой стороны, интенсивное механическое воздействие (например, при перекачивании насосом) разрушает структуру геля и вновь переводит его в коллоид. Вязкость торфяного коллоида значительно меньше вязкости геля, что облегчает перекачивание и транспортировку топлива и, как следствие, обеспечивает меньшие энергозатраты при транспортировке.

Вместе с тем торфяной коллоид обладает высокими сорбционными способностями, которыми не обладают водо-угольные суспензии, что позволяет вводить в него добавку в виде нефти или нефтепродуктов. Такая добавка повышает воспламеняемость топлива по сравнению с исходным углем или торфом. Кроме того, нефть (или нефтепродукты) частично вытесняют воду из пленок и ячеек пространственной структуры топлива, что также улучшает его реологические свойства и снижает вязкость, температуру замерзания и энергозатраты на транспортировку.

В таблице 2 приведены для сравнения характеристики образца предложенного топлива и прототипа. Образец получен путем последовательного диспергирования в воде сухого торфа, сухой пыли угля марки АШ и сырой нефти.

Таким образом, предлагаемое топливо обеспечивает длительное хранение, стабильность и низкие энергозатраты при транспортировке и обладает повышенной воспламеняемостью.

Кроме того, внедренность частиц угля в мицеллы значительно снижает абразивность топлива в целом, что увеличивает срок службы форсунок, горелок, регулирующей и запорной арматуры и является дополнительным положительным свойством топлива.

Формула изобретения


Жидкое углеродсодержащее топливо, состоящее из угля, воды и стабилизирующей добавки, отличающееся тем, что в качестве добавки оно содержит коллоидный торф, сорбировавший нефть и нефтепродукты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Уголь – 60 – 70
Торф – 15
Нефть или нефтепродукты – 2 – 5
Вода – До 100о

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.07.2005

Извещение опубликовано: 27.06.2006 БИ: 18/2006


Categories: BD_2151000-2151999