Патент на изобретение №2229028

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2229028 (13) C2
(51) МПК 7
F01P3/20, F01P9/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 25.02.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002115536/062002115536/06, 10.06.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.06.2002

(43) Дата публикации заявки: 27.12.2003

(45) Опубликовано: 20.05.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Ж. “За рулем”. №12, 1996. RU 2031007 С1, 20.03.1995. RU 2134804 С1, 20.08.1999. ЕР 0293334 А1, 30.11.1988. DE 1755964 А, 13.12.1973. FR 2231530 А1, 27.12.1974. GB 1495178 А, 14.12.1977. US 4489680 А, 25.12.1984.

Адрес для переписки:

445633, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Заставная, 2, корп.3/1, ДТР, ПЛО, А.П. Голикову

(72) Автор(ы):

Никитин В.Н. (RU),
Казёнов А.А. (RU),
Воротько В.П. (RU),
Болоян Н.А. (RU),
Свиридов А.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ” (RU)

(54) СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля. Способ охлаждения двигателя, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопления салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, в нем воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя в условиях климата без снижения комфорта в салоне автомобиля. 1 ил.

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля.

Известна система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя водяную рубашку двигателя, жидкостный насос, термостат, радиатор двигателя, датчик температуры охлаждающей жидкости и электровентилятор с датчиком включения электровентилятора [1].

При интенсивной эксплуатации двигателя в условиях высоких температур описанная выше система охлаждения недостаточно эффективно охлаждает двигатель. В результате перегрева двигателя снижается его ресурс и надежность.

Известна также система отопления автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя радиатор отопителя и электровентилятор [2].

При прокачивании охлаждающей жидкости через радиатор отопителя происходит отбор тепла от двигателя автомобиля, интенсивность которого усиливается в случае обдува радиатора отопителя вентилятором.

Электровентилятор отопителя при этом нагнетает воздух, нагретый радиатором отопителя, в салон автомобиля [3].

В условиях жаркого климата охлаждение двигателя автомобиля за счет прокачивания охлаждающей жидкости через радиатор отопителя салона не применяется, так как дополнительное охлаждение двигателя в этом случае производилось бы за счет нагнетания горячего воздуха в салон автомобиля, снижая уровень комфорта в салоне.

За прототип заявляемого изобретения принят способ охлаждения двигателя автомобиля [4], при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, нагнетаемым электровентилятором отопителя.

Недостатком способа является подача в условиях жаркого климата горячего воздуха в салон автомобиля, приводящая к снижению уровня комфорта в салоне.

Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности охлаждения двигателя автомобиля в условиях жаркого климата без снижения уровня комфорта в салоне автомобиля.

Указанная задача решается в способе охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают радиатор отопителя воздушным потоком, создаваемым электровентилятором отопителя.

Задача решается тем, что воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена система охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля.

Изобретение может быть реализовано, например, в системе охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля ВАЗ-2110. Система включает в себя водяную рубашку 1 двигателя, жидкостный насос 2, термостат 3, радиатор 4 двигателя, электровентилятор 5 радиатора двигателя, датчик 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, радиатор 7 отопителя, электровентилятор 8 отопителя, моторедуктор 9 привода заслонки отопителя и контроллер 10.

Для возможности реализации способа выполняют следующую доработку элементов системы отопления салона автомобиля.

Изменяют подключение электровентилятора 8 отопителя.

Контроллер 10 системы снабжают устройством 11 изменения направления вращения электровентилятора 8 отопителя.

Устройство 11 может быть реализовано, например, в виде силовой мостовой схемы, приведенной в патенте RU 2164484 C2, МПК 7 B 62 D 5/04, опубл. 27.03.2001 г., бюл. № 9.

Для реализации способа в доработанной системе отопления салона автомобиля выполняют следующие действия.

С помощью датчика температуры, например датчика 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, отслеживают контроллером 10 температурный режим двигателя.

При наступлении критической для работы двигателя температуры формируют в контроллере сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности питающего напряжения, после чего с устройства 11 контроллера 10 подают на электровентилятор 8 отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора 8 отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор 7 отопителя из салона автомобиля в окружающее пространство.

Источники информации

1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М.: Ливр, 1998 г., стр.44.

2. Там же, стр.130-131.

3. Там же, стр.137.

4. Журнал “За рулем” № 12/99 г., стр.136.

Формула изобретения

Способ охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, отличающийся тем, что контроллером отслеживают температурный режим двигателя, при наступлении критической температуры работы двигателя в контроллере формируют сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности напряжения питания, изменяют в устройстве изменения направления вращения электровентилятора контроллера полярность напряжения питания, после чего подают с устройства изменения направления вращения электровентилятора контроллера на электровентилятор отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор отопителя из салона автомобиля.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 11.06.2005

Извещение опубликовано: 10.06.2006 БИ: 16/2006


Categories: BD_2229000-2229999