Патент на изобретение №2228878
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГРЕБНОЙ ВИНТ
(57) Реферат: Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно – к корабельным винтовым движителям. Предлагаемый винт имеет ступицу с присоединенными к ней лопастями, вписанными в поверхность, имеющую в качестве своей образующей параболу. Профиль сечения лопастей образован двумя параболами, сопрягаемыми в районе задней кромки лопасти полуокружностью, вписанной в тело ступицы. Передняя кромка лопасти имеет закругление с радиусом, не превышающим радиуса данной полуокружности. Задняя плоскость гребного винта имеет стабилизирующую поверхность, касательную к верхней поверхности лопасти винта и выступающую над этой задней плоскостью. Коэффициенты парабол выбираются из определенных соотношений. Для компенсации снижения давления воды на основных лопастях на ступице могут быть предусмотрены дополнительные (“подкачивающие”) лопасти меньших размеров. Технический результат изобретения состоит в увеличении тяги винта при снижении уровня шума и подавлении кавитации. 1 з.п.ф-лы., 3 ил. Сущностью изобретения является создание лопасти винта и на ее основе гребного винта, обладающего улучшенными силовыми характеристиками с меньшим шумовым эффектом и уменьшенной кавитацией. Предложен гребной винт, профиль лопастей которого представляет пересечение двух парабол: Y1=K1X1/2 и Y2=K2X1/2+2R, формы лопастей вписаны в параболу Y1=K1X1/2 в прямоугольных декартовых координатах. Две параболы Y1 и Y2 соприкасаются на оси Y с полуокружностью радиусом R – задняя кромка. Передняя кромка имеет закругление на расстоянии R от точки пересечения парабол радиусом Rq R для улучшения обтекаемости. Лопасть гребного винта имеет стабилизирующую плоскость, являющуюся касательной к верхней плоскости винта и служит для уменьшения шума и кавитации. Изобретение относится к области судостроения, к построению гребных винтов, используемых в качестве корабельных движителей. В гребном винте, принятом за прототип (1), содержащем ступицу, лопасти выпукло-вогнутого сечения с винтовой поверхностью чашеообразной формы следует отметить следующие недостатки: – форма лопастей чашеобразная, что не обеспечивает нужную фокусировку потока; – лопасти выходят за пределы ступицы на 1/3 длины, вследствие чего мало участвуют в увеличении мощности потока; – сечение лопастей линейное (плоскость определенной толщины), что ведет к утяжелению конструкции при обеспечении необходимой прочности; Изобретение предназначено для увеличения тяги гребного винта при уменьшении шума и кавитации. Технический результат достигается за счет того, что профиль лопасти гребного вала образуется пересечением двух парабол: 1=K1X1/2 и Y2=K2X1/2+2R, фиг.1, а форма лопастей вписывается в параболу Y1=K1X1/2, фиг.2 (3). Две параболы соприкасаются на оси Y с полуокружностью радиусом R – задняя кромка, которая вписывается в тело ступицы, создавая необходимую прочность, фиг.1 (2). Передняя кромка имеет закругление радиусом Rq Формула изобретения 1. Гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями, вписанными в поверхность, имеющую в качестве своей образующей параболу, отличающийся тем, что профиль сечения лопастей образован пересечением двух парабол, задаваемых в прямоугольных декартовых координатах (ХY) графиками Y1=K1X1/2 и Y2=К2Х1/2+2R, где Х и Y – соответственно оси абсцисс и ординат, причем параболы сопрягаются на оси Y с полуокружностью радиуса R, которая образует заднюю кромку и вписана в тело ступицы, а передняя кромка имеет закругление радиуса Rq, не превышающего R, на расстоянии текущего радиуса Ri от точки пересечения парабол, при этом задняя плоскость гребного винта имеет стабилизирующую поверхность, касательную к верхней поверхности лопасти винта и выступающую над задней плоскостью на величину L0, не превышающую максимальный радиус винта Rmax, вблизи задней кромки, плавно уменьшаясь до нуля на 1/3 ширины лопасти по задней плоскости, при этом указанная парабола, образующая поверхность, в которую вписаны лопасти, задается графиком Y=KX1/2, где ось абсцисс Х направлена вдоль ступицы, а указанный текущий радиус Ri и абсцисса Li точки пересечения указанных парабол удовлетворяют соотношениям Li R0i/2 К3, Ri=Li/K4, где R0i – текущая длина лопасти гребного винта на ступице в метрах, отсчитываемая от начала декартовых координат, причем коэффициенты выбираются из соотношений K1, K1 0,5, К2=(0,1-0,8)К1, К3 0,1, K4 13/K1. 2. Гребной винт по п.1, отличающийся тем, что лопасти формируются на поверхности ступицы по параболе Y0=K0X1/2, где коэффициент К0 0,7. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||