Патент на изобретение №2228861
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) РЕГИОНАЛЬНАЯ СИГНАЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА
(57) Реферат: Изобретение относится к технике борьбы с угонами транспортных средств (ТС). На ТС установлены подключенный через пейджинговую сеть связи к региональной телефонной сети абонентский приемник, приемопередающий модуль стандартной сети передачи данных, исполнительные устройства, блокирующие движение ТС, и автономное передающее устройство. Последнее связано по радиоэфиру с ретрансляторами-пеленгаторами городской инфраструктуры, образующими вместе с центральным пунктом управления специализированную сеть передачи данных. В диспетчерском центре установлен блок приема данных от центрального пункта управления. Там же имеются диспетчерский узел связи, выполненный с возможностью передачи информационных сообщений по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть передачи данных в сеть информационных центров и в сеть центров быстрого реагирования, и сервер фрагментов специализированной цифровой картографической основы. Фрагменты используются в качестве передаваемых в информационные центры информационных сообщений. В этих центрах угнанные ТС сопровождаются отметками на фоне указанных фрагментов картографической основы, а фрагменты транслируются в ближайшие центры быстрого реагирования по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть передачи данных. Система характеризуется повышенной эффективностью перехвата угнанных ТС силами быстрого реагирования. 3 з.п. ф-лы. 3 ил. Изобретение относится к радиоэлектронным системам, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС), и предназначено для обеспечения оперативного реагирования на попытки несанкционированного воздействия на ТС, поиска и перехвата угнанных транспортных средств (УТС). Известна система охраны, навигации и мониторинга охраняемых объектов, содержащая установленные на каждом объекте охранные датчики, аудиоаппаратуру, видеокамеру, навигационный узел и подключенный к ним процессор, предназначенный для обработки полученной информации, а также диспетчерский центр, связанный радиоканалом с установленными на объектах процессорами и выполненный с возможностью получения от них информационных сигналов о местоположении и перемещении объектов, а также централизованного управления движением группы объектов, сбора и хранения данных о движении в течение заданного интервала времени (RU №2122239, G 08 В 25/10, 20.11.1998). Недостаток известной системы заключается в низкой эффективности охраны и мониторинга объектов из-за ограниченной по дальности и неразветвленной сети радиосвязи. Кроме того, известная система не позволяет дистанционно блокировать и разблокировать двигатель УТС, что создает угрозу безопасности дорожного движения при перехвате УТС силами быстрого реагирования. От указанных недостатков свободна система мониторинга, информационного обслуживания и охраны объектов от несанкционированного воздействия по патенту DE №4415052, В 60 R 25/00, 02.11.1995, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на объектах абонентские приемники, выполненные с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи маячковых кодов, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики (ретрансляторы), выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчиков маячкового типа и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной обработки, выходы которого подключены, соответственно, к блоку регистрации и к блоку отображения. Недостатки указанной системы заключаются в отсутствии взаимодействия с внешними информационными источниками, большой задержке с момента начала угона до момента подачи сигнала тревоги и в низкой точности определения местоположения УТС. На устранение указанных недостатков направлена система мониторинга, информационного обслуживания и охраны ТС от несанкционированного воздействия по патенту RU №2155684, В 60 R 25/00, 10.09.2000. Она содержит телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на объектах абонентские приемники, связанные с датчиками несанкционированного воздействия на объект и выполненные с возможностью активации иммобилайзеров, а также с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при срабатывании датчиков несанкционированного воздействия на объект или приеме по пейджинговой сети связи блокирующего и маячкового кодов, соответственно, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика маячкового типа и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной цифровой обработки, выходы которого подключены соответственно к блоку регистрации и к блоку отображения, при этом стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощности принимаемых от них сигналов, а информационный центр содержит блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, блок формирования информационных сообщений, блок вторичной обработки, входы которого подключены к выходам блока первичной цифровой обработки, блок регистрации, блок отображения и блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, блок вторичной обработки выполнен с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков, принявших от передатчиков маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, при этом блок формирования информационных сообщений через формирователь голосовых сообщений подключен к территориально-распределенной сети центров оперативного реагирования, абоненты снабжены транспондерными карточками, в цифровой памяти которых зафиксирован идентификационный код абонента системы, а узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью дистанционного считывания идентификационного кода с транспондерной карточки при внесении последней в специально отведенную зону, при этом установленные на объектах передатчики маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки объекта на охрану и кода регистрации абонента в информационном центре, информационный центр выполнен с возможностью подсчета количества включений передатчиков маячкового типа и автоматического прекращения охраны объекта по окончанию периода действия транспондерной карточки или при количестве включений, превышающем номинал данной транспондерной карточки, стационарные приемопередатчики, выполняющие роль ретрансляторов-пеленгаторов, установленные на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также на объектах недвижимого имущества абонентов, например владельцев ТС, узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью перепрограммирования абонентом своего идентификационного кода при изменении идентификационного кода транспондерной карточки, центры оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, поступающих из информационного центра, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования – пеших нарядов и патрульных автомобилей – на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к включенному передатчику маячкового типа пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с объектом, излучающим сигнал тревоги, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат передатчика маячкового типа, излучающего сигнал тревоги. Недостатками указанной системы являются: – низкая производительность (количество обслуживаемых объектов в единицу времени); – сложность обеспечения физической безопасности и защиты информации в системе вследствие концентрации всех данных в едином информационном центре. Увеличение производительности системы при повышении надежности и безопасности ее работы в реальных условиях, а также расширение возможностей коммерческого использования системы достигается путем децентрализации операций по обработке, хранению и распределению информации об охраняемых объектах и абонентах системы при сохранении централизованной процедуры сбора информации об УТС. Это техническое решение реализуется в системе по патенту RU №2174923, В 60 R 25/00, 20.10.2001, содержащей телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, включающей в себя абонентский блок передачи данных и связанные с ним по радиоэфиру абонентские приемники, установленные на объектах абонентов системы, каждый из которых связан с помощью контроллера с датчиками несанкционированного воздействия на объект, с блоком запуска абонентского передатчика и с блоком управления исполнительным устройством охранной системы, например иммобилайзером, подключенным к исполнительному устройству охранной системы, и выполненным с возможностью включения и выключения исполнительного устройства охранной системы, например иммобилайзера, при приеме по пейджинговой сети связи специальных кодов, либо при внесении в специально отведенную зону транспондерной карточки, в цифровой памяти которой зафиксирован идентификационный код абонента системы, а также территориально распределенную сеть ретрансляторов-пеленгаторов, установленных на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других стационарных объектах, выполненных с возможностью приема кодовых посылок от абонентского передатчика при нахождении несущего его объекта в зоне действия данного ретранслятора-пеленгатора и с возможностью передачи принятых сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций территориально распределенной сети базовых станций, а также n информационных центров, каждый из которых содержит последовательно соединенные блок приема информации, блок первичной цифровой обработки, блок вторичной обработки, блок формирования информационных сообщений и формирователь голосовых сообщений, связанный с территориально распределенной сетью центров оперативного реагирования, блок приема и обработки сообщений из внешних информационных источников, входы которого соединены по каналам связи с внешними информационными источниками, первый выход которого связан с соответствующим входом блока вторичной обработки, а второй выход – со вторым входом блока формирования информационных сообщений, блок регистрации и блок отображения, входы которых соединены с соответствующими выходами блока первичной цифровой обработки, а выходы – с соответствующими входами блока вторичной обработки, выполненного с возможностью определения координат объектов по совокупности данных о местоположении ретрансляторов-пеленгаторов, принявших от абонентских передатчиков сигналы, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также диспетчерский центр, в состав которого включены последовательно соединенные дополнительный блок приема, дополнительный блок первичной цифровой обработки, блок формирования информационных сообщений диспетчерского центра и формирователь голосовых сообщений диспетчерского центра, выход которого подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, каждый из которых выполнен с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования – пеших нарядов и патрульных автомобилей – на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к излучающему абонентскому передатчику пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с объектом, излучающим сигнал тревоги, при этом средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат абонентского передатчика, излучающего сигнал, при этом каждая из базовых станций подключена к соответствующему входу дополнительного блока приема, находящегося в диспетчерском центре, а каждый дополнительный выход блока формирования информационных сообщений диспетчерского центра соединен со входом блока приема соответствующего информационного центра, в каждом информационном центре второй выход блока формирования информационных сообщений подключен к пейджинговой сети связи, а второй выход формирователя голосовых сообщений – к телефонной сети связи и передачи данных. Указанная система выбрана в качестве прототипа настоящего изобретения. Недостатками системы-прототипа является недостаточно высокая для эффективного перехвата УТС точность определения текущего местоположения и возможность пропадания отметки сопровождаемого УТС (“срывы” сопровождения) в городах с высотной застройкой при неблагоприятных условиях наблюдения. Эти недостатки обусловлены особенностями радиопеленгации подвижных объектов в городских условиях и связаны с влиянием элементов городской застройки на прохождение сигналов (эффектами экранирования, дифракции радиоволн и пр.). С другой стороны, введение в состав бортовой абонентской аппаратуры высокоточных автономных навигационных измерителей, например GPS-приемника, существенно увеличило бы стоимость этой аппаратуры и сделало бы ее недоступной для пользователя со средним уровнем доходов. Предлагаемое техническое решение направлено на устранение указанного недостатка. Задачей изобретения является повышение эффективности перехвата УТС силами быстрого реагирования, независимо от местонахождения УТС в пределах контролируемой городской территории (региона). Указанная задача решается благодаря тому, что в известную систему, содержащую установленные на охраняемом ТС датчики несанкционированного воздействия и подключенный через пейджинговую сеть связи к региональной телефонной сети абонентский приемник, выходы которых подключены к контроллеру, связанному с возимой частью блока идентификации пользователя и с приемопередающим модулем стандартной сети передачи данных, а также подключенные к соответствующим выходам контроллера исполнительные устройства охранной системы, выполненные с возможностью блокирования движения охраняемого ТС при поступлении в контроллер из абонентского приемника и/или из приемопередающего модуля стандартной сети передачи данных команд блокирования двигателя, и автономное передающее устройство, связанное по радиоэфиру с установленными на объектах городской инфраструктуры ретрансляторами-пеленгаторами, входящими в состав специализированной сети передачи данных, содержащей также связанный с ретрансляторами-пеленгаторами центральный пункт управления специализированной сетью, выход которого подключен к установленному в диспетчерском центре блоку приема данных, выход которого через последовательно соединенные блок цифровой обработки информации и центральный блок формирования информационных сообщений подключен к диспетчерскому узлу связи, выполненному с возможностью передачи информационных сообщений по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть передачи данных в сеть информационных центров и в сеть центров быстрого реагирования, связанную с силами и средствами быстрого реагирования – пешими нарядами и патрульными автомобилями, обеспечивающими перехват УТС, при этом каждый информационный центр содержит последовательно соединенные приемник кодовых сообщений, входы которого подключены, соответственно, к региональной телефонной сети и к стандартной сети передачи данных, блок первичной обработки информации, блок вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации, подключенный к внешним информационным источникам, и блок формирования и передачи информационных сообщений, связанный с региональной телефонной сетью и со стандартной сетью передачи данных, при этом блок вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации выполнен с возможностью определения текущего местоположения УТС по совокупности координат ретрансляторов-пеленгаторов, принявших тревожные сигналы от установленных на УТС автономных передающих устройств, и измеренных значений мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а центры быстрого реагирования выполнены с возможностью приема и обработки информационных сообщений, получаемых из информационных центров, и с возможностью передачи пешим нарядам и патрульным автомобилям текущих целеуказаний для перехвата ими УТС,- введены в состав диспетчерского центра система управления базой данных (СУБД), связанная с внешним единым банком данных специализированной цифровой картографической основы, и сервер фрагментов специализированной цифровой картографической основы, например цифровой модели улично-дорожной сети, связанный с СУБД и с центральным блоком формирования информационных сообщений, при этом в качестве информационных сообщений, передаваемых из диспетчерского центра в информационные центры используются фрагменты специализированной цифровой картографической основы, например цифровой модели улично-дорожной сети, блоки вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации выполнены с возможностью сопровождения отметок УТС на фоне указанных фрагментов специализированной цифровой картографической основы, а блоки формирования и передачи информационных сообщений – с возможностью трансляции в ближайшие к сопровождаемым УТС центры быстрого реагирования указанных фрагментов специализированной цифровой картографической основы с нанесенными на них отметками сопровождаемых УТС по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть передачи данных. Решению поставленной задачи способствуют следующие частные существенные признаки изобретения. Автономное передающее устройство содержит последовательно соединенные опорный генератор, первый и второй синтезаторы, модулятор и усилитель мощности, выполненный с возможностью передачи по радиоэфиру в специализированную сеть передачи данных тревожных сигналов, содержащих информацию, необходимую для определения состояния и местоположения УТС, а также последовательно соединенные блок управления и постоянное запоминающее устройство, первый выход которого подключен к управляющему входу первого синтезатора, а второй выход – к управляющему входу второго синтезатора, при этом второй выход блока управления соединен со вторым входом модулятора, а входы блока управления являются входами автономного передающего устройства. В качестве стандартной сети передачи данных используется ИНТЕРНЕТ. В качестве стандартной сети передачи данных используется сотовая сеть стандарта GPRS. Сущность изобретения поясняется на фиг.1-3. На фиг.1 приведена обобщенная структурная схема заявленной системы. На фиг.2 приведена структурная схема автономного передающего устройства. На фиг.3 представлена структурная схема одного из возможных вариантов построения информационного центра. На фиг.1-3 использованы следующие обозначения: 1 – возимая часть блока идентификации пользователя; 2 – датчики несанкционированного воздействия; 3 – контроллер; 4 – исполнительные устройства охранной системы; 5 – автономное передающее устройство; 6 – приемопередающий модуль стандартной сети передачи данных; 7 – опорный генератор; 8 – первый синтезатор; 9 – второй синтезатор; 10 – модулятор; 11 – усилитель мощности; 12 – блок управления; 13 – постоянное запоминающее устройство; 14 – ретранслятор-пеленгатор; 15 – центральный пункт управления специализированной сетью; 16 – диспетчерский центр; 17 – блок приема данных; 18 – блок цифровой обработки информации; 19 – центральный блок формирования информационных сообщений; 20 – диспетчерский узел связи; 21 – информационный центр; 22 – приемник кодовых сообщений; 23 – блок первичной обработки информации; 24 – блок вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации; 25 – сервер фрагментов специализированной цифровой картографической основы; 26 – СУБД; 27 – блок формирования и передачи информационных сообщений; 28 – абонентский приемник; 29 – центр быстрого реагирования. Бортовая (абонентская) аппаратура, установленная на охраняемом ТС, включает в себя датчики 2 несанкционированного воздействия и абонентский приемник 28, выходы которых подключены к контроллеру 3. При этом абонентский приемник 28 через пейджинговую сеть связи подключен к региональной телефонной сети. Контроллер 3 связан с возимой частью 1 блока идентификации пользователя и с приемопередающим модулем 6 стандартной сети передачи данных. При этом соответствующие выходы контроллера 3 подключены – к исполнительным устройствам охранной системы, например иммобилайзерам, которые могут осуществить блокирование движения ТС; – к автономному передающему устройству 5. Автономное передающее устройство 5 подключено по радиоэфиру к специализированной сети передачи данных, состоящей из территориально распределенных ретрансляторов-пеленгаторов 14, связанных с центральным пунктом 15 управления специализированной сетью. За исключением автономного передающего устройства 5, вся вышеуказанная абонентская аппаратура входит в состав серийно выпускаемых предприятием-заявителем моделей охранно-противоугонного комплекса Black Bug Super, оснащенных информационно-охранной системой REEF GSM-2000 (см., например, журнал “12 Вольт”, №3(46), 2003, с.34-37). В качестве автономных передающих устройств 5, ретрансляторов-пеленгаторов 14 и центрального пункта 15 управления специализированной сетью могут быть использованы соответствующие узлы действующей специализированной сети передачи данных, информация о которой представлена в ИНТЕРНЕТЕ (www.arkan.spb.ru). В состав автономного передающего устройства 5 входят (см. фиг.2) последовательно соединенные опорный генератор 7, первый 8 и второй 9 синтезаторы, модулятор 10 и усилитель мощности 11, связанный по радиоэфиру с ретрансляторами-пеленгаторами 14, входящими в состав специализированной сети передачи данных. Кроме того, в состав автономного передающего устройства 5 входят также последовательно соединенные блок управления 12 и постоянное запоминающее устройство 13, выходы которого подключены ко вторым входам первого 8 и второго 9 синтезаторов. При этом второй выход блока управления 12 подключен ко второму входу модулятора 10, а вход является входом данного автономного передающего устройства 5. Ретрансляторы-пеленгаторы 14 рассредоточены на улично-дорожной сети, зданиях и других объектах городской инфраструктуры. Они образуют территориально распределенную специализированную сеть передачи данных и выполнены с возможностью приема тревожных сигналов от автономных передающих устройств 5, пеленгации излучений и измерения мощностей принимаемых тревожных сигналов, а также с возможностью передачи кодовых сообщений в центральный пункт 15 управления специализированной сетью. Выход последнего подключен к диспетчерскому центру 16 – ко входу входящего в его состав блока 17 приема данных. Кроме того, диспетчерский центр 16 содержит последовательно соединенные блок 18 цифровой обработки информации, вход которого подключен к выходу вышеуказанного блока 17 приема данных, центральный блок 19 формирования информационных сообщений и диспетчерский узел 20 связи, подключенный к стандартной сети передачи данных и связанный выделенными каналами региональной телефонной сети, например, с помощью оптоволоконных кабелей, с сетью информационных центров и с сетью центров быстрого реагирования. В состав диспетчерского центра 16 входят, кроме того, связанные друг с другом сервер 25 фрагментов специализированной цифровой картографической основы и СУБД 26, связанная с внешней единой базой данных специализированной цифровой картографической основы. Достоверная и актуальная цифровая картографическая основа является ключевым звеном в реализации предлагаемой системы. Спецификой указанного картографического обеспечения является возможность доступа к внешнему единому банку данных специализированной цифровой картографической основы, содержащему фрагменты цифровых карт различного масштаба, связанных единой системой координат и единой системой классификации объектов на местности. Указанный внешний единый банк данных специализированной цифровой картографической основы является источником картографической информации для всех информационных центров 21 и центров 29 быстрого реагирования. Распределение картографической информации в системе и интеграция в едином информационном пространстве различных источников пространственной и семантической информации посредством драйверов различных форматов хранения данных осуществляются с помощью единых программных средств ГИС Geobuilder, серийно выпускаемых фирмой ПК “Геокибернетика” (сертификат соответствия №РОСС RU.KP02.C00014). Так как интерфейс работы ГИС Geobuilder с набором драйверов источников данных описан, то пользователи указанной ГИС могут сами разрабатывать драйверы для любых форматов хранения данных. Причем обеспечиваются возможности работы с информацией, создаваемой и поддерживаемой в любых программных средах в режиме реального времени (без предварительной конвертации), а также организации работы с распределенной пространственной информацией (в том числе через ИНТЕРНЕТ) удаленных пользователей с различным уровнем доступа посредством многозвенной архитектуры клиент-сервер. В предлагаемой системе используется n информационных центров 21, где n – количество операторов системы. При этом под оператором системы подразумевается фирма, предоставляющая услуги системы (информационные и/или охранные) определенному кругу абонентов системы. В настоящее время только в Москве насчитывается уже более десятка фирм-операторов противоугонных систем (см., например, журнал “Мастер 12 Вольт”, №47, 2003, с.69-79). Функциональные схемы всех информационных центров 21 аналогичны друг другу. В обобщенном виде функциональная схема информационного центра 21 показана на фиг.3. Отдельные отличия в построении информационных центров 21, относящихся к различным фирмам-операторам, не существенны для данного изобретения. Каждый информационный центр 21 содержит последовательно соединенные приемник 22 кодовых сообщений, подключенный к региональной телефонной сети и к стандартной сети передачи данных, например к сотовой GSM-сети стандарта GPRS и/или к ИНТЕРНЕТ, блок 23 первичной обработки информации, блок 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации, подключенный к внешним информационным источникам, и блок 27 формирования и передачи информационных сообщений, подключенный к каналам региональной телефонной сети и к стандартной сети передачи данных, например, к сотовой GSM-сети стандарта GPRS и/или к ИНТЕРНЕТ. Роль центров 29 быстрого реагирования выполняют дежурные части (ДЧ) милиции, сетью которых обычно охвачен весь город. ДЧ располагают парком патрульных ТС, несущих круглосуточное дежурство на контролируемой территории, а также средствами связи и управления. С помощью стандартной сети передачи данных и с помощью выделенных каналов региональной телефонной сети центры 29 быстрого реагирования связаны с диспетчерским центром 16 и с информационными центрами 21. При этом из информационных центров 21 в центры 29 быстрого реагирования поступает оперативная картографическая и семантическая информация, в том числе фрагменты специализированной цифровой картографической основы. Управление указанной информацией осуществляется с помощью ГИС Geobuilder (см. выше). Рассматриваемая региональная сигнальная противоугонная система работает следующим образом. Установленная на ТС возимая часть 1 блока идентификации пользователя формирует сигналы запроса. Эти сигналы могут формироваться периодически, например, спустя определенный промежуток времени после начала несанкционированного воздействия на ТС (после открывания двери, багажника и т.п.) и срабатывания соответствующих датчиков 2 несанкционированного воздействия, сигналы о котором поступают в возимую часть 1 блока идентификации пользователя через контроллер 3. Возимая часть 1 блока идентификации пользователя в течение заданного при программировании промежутка времени ожидает получения идентификационной посылки от носимой части блока идентификации пользователя, например от транспондера (на фиг.1 не показан). Если такая посылка не поступает, возимая часть 1 блока идентификации пользователя формирует сигнал тревоги и передает его в контроллер 3. При этом контроллер 3 передает на исполнительные устройства 4 охранной системы команды, по которым, например, с установленной задержкой включается иммобилайзер и блокируется двигатель. Одновременно на автономное передающее устройство 5 и в приемопередающий модуль 6 стандартной сети передачи данных поступают тревожные сигналы, которые излучаются в эфир. Указанный алгоритм работы охранной системы хорошо известен. Более детально он описан в патентах RU №2090395, В 60 R 25/00, 20.09.1997, RU №2123441, В 60 R 25/10, 20.12.1998 и ряде других патентов, ранее полученных предприятием-заявителем. Тревожные сигналы, излучаемые автономным передающим устройством 5, используются для идентификации и определения местоположения охраняемого ТС. Приемопередающий модуль 6 стандартной сети передачи данных, в качестве которого может быть использован, например, сотовый телефон, подключенный к контроллеру 3, оповещает пользователя ТС о попытке угона, либо, если угонщикам удалось преодолеть описанный выше рубеж защиты ТС, о произошедшем угоне и о текущем местоположении УТС. Излучаемый автономным передающим устройством 5 тревожный сигнал представляет собой последовательность радиоимпульсов, которые несут в себе информацию об идентификационных признаках охраняемого ТС (марке, цвете, государственном номере ТС, данные о владельце и т.п.). Формирование указанных последовательностей осуществляется с помощью схемы (см. фиг.2), включающей в себя цепь “опорный генератор 7, первый 8 и второй 9 синтезаторы, модулятор 10 и усилитель мощности 11” и управляющую цепочку, состоящую из последовательно включенных блока управления 12 и постоянного запоминающего устройства 13. Управляющие воздействия, соответствующие извещениям, поступающим от датчиков 2 несанкционированного воздействия в контроллер 3, передаются на вход блока управления 12, являющийся входом автономного передающего устройства 5. В блоке управления 12 по этим воздействиям выделяются определенные адреса ячеек постоянного запоминающего устройства 13, в которых хранятся коды выделенных номиналов модулирующих частот. Сигналы из постоянного запоминающего устройства 13 управляют работой первого 8 и второго 9 синтезаторов. При этом блок управления 12 одновременно управляет модулятором 10. В результате, на вход усилителя мощности 11 поступает сигнал с изменяемой по псевдослучайному закону несущей, модулированной кодовыми последовательностями импульсов, несущими информацию об идентификационных признаках охраняемого ТС (см. выше). После усиления в усилителе 11 мощности этот тревожный сигнал излучается в эфир. Идентификационные признаки УТС определяются частотными и временными параметрами излучаемых тревожных сигналов, которые заранее устанавливаются в автономном передающем устройстве 5 программным путем (при записи в постоянное запоминающее устройство 13). С помощью специализированной сети передачи данных, состоящей из территориально-распределенных ретрансляторов-пеленгаторов 14, выходы которых подключены к центральному пункту 15 управления специализированной сетью, осуществляется радиослежение за излучением автономных апередающих устройств 5 в выделенной полосе частот. При обнаружении излучения автономного передающего устройства 5 одним или несколькими ретрансляторами-пеленгаторами 14 их аппаратура автоматически измеряет энергетические и частотные параметры принятых тревожных сигналов и фиксирует моменты приема излучений. Это делает возможным измерение дальности и угла направления на источник излучения. Результаты указанных измерений в виде кодовых посылок передаются в центральный пункт 15 управления специализированной сетью. Центральный пункт 15 управления специализированной сетью осуществляет: – прием кодовых посылок от ретрансляторов-пеленгаторов 14; – идентификацию УТС; – формирование кодовых сообщений, содержащих информацию об идентификационных признаках УТС (см. вывше), его дальности и пеленге и о координатах ретрансляторов-пеленгаторов 14, ретранслировавших исходный тревожный сигнал; – передачу указанных кодовых сообщений в диспетчерский центр 16; – формирование и передачу в обратном направлении сигналов контроля и телеуправления ретрансляторами-пеленгаторами 14 специализированной сети передачи данных. В диспетчерском центре 16 блок 17 приема данных осуществляет селекцию принятых кодовых сообщений, выделяя индивидуальный код идентификационных признаков охраняемого ТС. После селекции в блоке 17 приема данных указанная кодовая информация подвергается первичной цифровой обработке по заданным алгоритмам, реализуемым программным путем в блоке 18 цифровой обработки информации с определением по дальности и пеленгу “грубых” координат УТС (так называемого “начального целеуказания”). После обработки в блоке 18 цифровой обработки информации кодовое сообщение, содержащее идентификационные признаки охраняемого ТС, а также “начальное целеуказание”, поступают в центральный блок 19 формирования информационных сообщений, из которого указанные информационные сообщения поступают в диспетчерский узел 20 связи. Из диспетчерского узла 20 связи по выделенному каналу связи региональной телефонной сети, например по оптоволоконным кабелям, эти информационные сообщения пересылаются в территориально распределенную сеть информационных центров. Может использоваться также стандартная сеть передачи данных, например подвижная сотовая сеть связи GSM-стандарта, в частности GPRS или ИНТЕРНЕТ. Каждый информационный центр 21 обслуживает только свою часть зоны действия системы, но имеет доступ к информации обо всей обслуживаемой территории региона. Из диспетчерского узла 20 связи по выделенным каналам региональной телефонной связи и по стандартной сети передачи данных кодовые сообщения поступают на вход установленного в информационном центре 21 приемника 22 кодовых сообщений, и далее, в блок 23 первичной обработки информации, где из них формируются кодовые сообщения. Указанные кодовые сообщения подаются в блок 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации, связанный с внешними информационными источниками. В блоке 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации на основе “начального целеуказания” формируется запрос на получение из находящегося в диспетчерском центре 16 сервера 25 фрагментов специализированной цифровой картографической основы определенного фрагмента (например, участка улично-дорожной сети), соответствующего “грубым” координатам УТС. Источником требуемых фрагментов специализированной цифровой картографической основы является внешний единый банк данных специализированной цифровой картографической основы. Процессами обращения к указанному банку и получения из него требуемого фрагмента картографической основы управляет СУБД 26, связанная с сервером 25 фрагментов специализированной цифровой картографической основы. Вызванная из сервера 25 фрагментов специализированной цифровой картографической основы картографическая информация поступает через центральный блок 19 формирования информационных сообщений и далее через диспетчерский узел 20 связи по вышеупомянутым сетям передачи данных в информационный центр 21, обслуживающий ту часть зоны действия системы, в которой по грубой оценке оператора диспетчерского центра 16 находится УТС. Через приемник 22 кодовых сообщений и блок 23 первичной обработки информации указанный фрагмент цифровой картографической основы подается в блок 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации. В блоке 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации совокупность вышеуказанных данных: – координаты ретрансляторов-пеленгаторов, принявших тревожные сигналы от установленных на УТС автономных передающих устройств 5; – измеренные значения мощностей принятых сигналов; – пеленгов принятых сигналов; обрабатывается и отображается в соответствии с используемой ГИС-технологией. При этом осуществляется “привязка” отметки УТС к модели улично-дорожной сети, за счет чего повышается точность первоначального определения местоположения УТС (“начального целеуказания”). Результатом обработки является наглядное представление на экране монитора, входящего в состав блока 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации, отметок сопровождаемых УТС на фоне соответствующего фрагмента карты-схемы улично-дорожной сети обслуживаемого района в сопровождении текстовой информации (например, указываются: цвет, государственный номер и марка УТС, его географические координаты, данные о владельце и т.п.). Одновременно могут сопровождаться несколько УТС. Для повышения надежности и устойчивости работы системы информацию, содержащую идентификационные признаки УТС, передают также по стандартной сети передачи данных, например, по GSM-сети. Эту функцию выполняет блок 27 формирования и передачи информационных сообщений, который содержит терминал стандартной сети передачи данных. После идентификации пользователя УТС оператор информационного центра 21, осуществляющий сопровождение данного УТС, с использованием региональной телефонной сети или стандартной сети передачи данных (с помощью, например, SMS-сообщений) вступает в контакт с пользователем УТС для получения от него подтверждения факта угона, а затем блокирует двигатель УТС путем подачи соответствующего блокирующего кода через пейджинговую сеть связи на абонентский приемник 28, подключенный через контроллер 3 к исполнительным устройствам 4 охранной системы. Местоположение УТС отображается в блоке 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации в виде какой-либо замкнутой геометрической фигуры. Если УТС находится в движении (двигатель может быть при этом заблокирован по пейджинговому каналу связи, но не исключена возможность буксировки УТС), то в блоке 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации отслеживается траектория перемещения УТС. При этом используются известные алгоритмы автосопровождения, применяемые, например, в радиолокации. Траектория перемещения УТС фиксируется в долговременной памяти блока 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации и, при необходимости, может быть вызвана на экран монитора. За счет “сглаживания ” траектории происходит дальнейшее улучшение точности определения местоположения УТС. Одновременно из внешних информационных источников в блок 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации поступают данные о состоянии транспортной ситуации в городе, о ведущихся ремонтных работах на улично-дорожной сети, карта-схема улиц и прочая информация, необходимая для прогнозирования маршрутов движения подвижных объектов. После получения от пользователя ТС (абонента системы) подтверждения факта угона адресная картографическая и семантическая информация об этом УТС, сформированная в блоке 24 вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации (географические координаты, идентификационные признаки, данные об абоненте системы и др.), а также вспомогательная информация, например данные о текущей транспортной ситуации в городе, передается оператором информационного центра 21 в ближайший к сопровождаемому УТС центр быстрого реагирования 29, выполненный с возможностью приема и обработки информационных сообщений, получаемых из информационных центров 21 и с возможностью передачи пешим нарядам и патрульным автомобилям текущих целеуказаний для перехвата ими УТС. Благодаря существенному ограничению начальной зоны поиска и оперативной автоматизированной передаче информации об объекте поиска пешим нарядам и патрульным автомобилям может быть обеспечено достаточно малое (единицы минут) время реагирования. Передача информационных сообщений из информационного центра 21 в центр 29 быстрого реагирования позволяет осуществлять оперативное управление мобильными группами, участвующими в поиске УТС, что также существенно ускоряет процесс поиска и перехвата УТС. Определение же местоположения ТС, используемого силами быстрого реагирования, и УТС с использованием единой системы координат и единой системы классификации объектов на местности позволяет компенсировать систематическую ошибку измерений и уменьшает вероятность “срывов” сопровождения. Кроме того, наличие дополнительной информации о местности позволяет ускорить процесс поиска УТС. В конечном итоге все указанные факторы способствуют повышению эффективности перехвата УТС силами быстрого реагирования. Таким образом, заявленная совокупность существенных признаков обладает новизной, позволяет решить поставленную задачу и поэтому может быть классифицирована как изобретение. Формула изобретения 1. Региональная сигнальная противоугонная система, содержащая установленные на охраняемом транспортном средстве датчики несанкционированного воздействия и подключенный через пейджинговую сеть связи к региональной телефонной сети абонентский приемник, выходы которых подключены к контроллеру, связанному с возимой частью блока идентификации пользователя и с приемопередающим модулем стандартной сети передачи данных, а также подключенные к соответствующим выходам контроллера исполнительные устройства охранной системы, выполненные с возможностью блокирования движения охраняемого транспортного средства при поступлении в контроллер из абонентского приемника и/или из приемопередающего модуля стандартной сети передачи данных команд блокирования двигателя, и автономное передающее устройство, связанное по радиоэфиру с установленными на объектах городской инфраструктуры ретрансляторами-пеленгаторами, входящими в состав специализированной сети передачи данных, содержащей также связанный с ретрансляторами-пеленгаторами центральный пункт управления специализированной сетью, выход которого подключен к установленному в диспетчерском центре блоку приема данных, выход которого через последовательно соединенные блок цифровой обработки информации и центральный блок формирования информационных сообщений подключен к диспетчерскому узлу связи, выполненному с возможностью передачи информационных сообщений по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть передачи данных в сеть информационных центров и в сеть центров быстрого реагирования, связанную с силами и средствами быстрого реагирования – пешими нарядами и патрульными автомобилями, обеспечивающими перехват угнанных транспортных средств, при этом каждый информационный центр содержит последовательно соединенные приемник кодовых сообщений, входы которого подключены соответственно к региональной телефонной сети и к стандартной сети передачи данных, блок первичной обработки информации, блок вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации, подключенный к внешним информационным источникам, и блок формирования и передачи информационных сообщений, связанный с региональной телефонной сетью и со стандартной сетью передачи данных, при этом блок вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации выполнен с возможностью определения текущего местоположения угнанного транспортного средства по совокупности координат ретрансляторов-пеленгаторов, принявших тревожные сигналы от установленных на угнанных транспортных средствах автономных передающих устройств, и измеренных значений мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а центры быстрого реагирования выполнены с возможностью приема и обработки информационных сообщений, получаемых из информационных центров, и с возможностью передачи пешим нарядам и патрульным автомобилям текущих целеуказаний для перехвата ими угнанного транспортного средства, отличающаяся тем, что в состав диспетчерского центра системы введены система управления базой данных, связанная с внешним единым банком данных специализированной цифровой картографической основы, и сервер фрагментов специализированной цифровой картографической основы, например, цифровой модели улично-дорожной сети, связанный с системой управления базой данных и с центральным блоком формирования информационных сообщений, при этом в качестве информационных сообщений, передаваемых из диспетчерского центра в информационные центры, используются фрагменты специализированной цифровой картографической основы, например цифровой модели улично-дорожной сети, блоки вторичной обработки и отображения картографической и семантической информации выполнены с возможностью сопровождения угнанных транспортных средств с помощью отметок на фоне указанных фрагментов специализированной цифровой картографической основы, а блоки формирования и передачи информационных сообщений – с возможностью трансляции в ближайшие к сопровождаемым угнанным транспортным средствам центры быстрого реагирования указанных фрагментов специализированной цифровой картографической основы с нанесенными на них отметками сопровождаемых угнанных транспортных средств по выделенным каналам региональной телефонной сети и/или через стандартную сеть передачи данных. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что автономное передающее устройство содержит последовательно соединенные опорный генератор, первый и второй синтезаторы, модулятор и усилитель мощности, выполненный с возможностью передачи по радиоэфиру в специализированную сеть передачи данных тревожных сигналов, содержащих информацию, необходимую для определения состояния и местоположения угнанных транспортных средств, а также последовательно соединенные блок управления и постоянное запоминающее устройство, первый выход которого подключен к управляющему входу первого синтезатора, а второй выход – к управляющему входу второго синтезатора, при этом второй выход блока управления соединен со вторым входом модулятора, а вход блока управления является входом автономного передающего устройства. 3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в качестве стандартной сети передачи данных используется Интернет. 4. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в качестве стандартной сети передачи данных используется сотовая сеть стандарта GPRS. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||