Патент на изобретение №2151027

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2151027 (13) C1
(51) МПК 7
B22F5/04, B22F3/14
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 98122179/02, 07.12.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.12.1998

(45) Опубликовано: 20.06.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 4097276, 27.06.1978. US 5234661 A, 10.08.1993. US 4063939, 20.12.1977. DE 2628582 B2, 16.04.1981. FR 2464112 A1, 10.04.1981. EP 0448875 A1, 02.10.1991. EP 0060167 A1, 15.09.1982. EP 0401186 A1, 05.12.1990. SU 1271650 A1, 23.11.1980.

Адрес для переписки:

121596, Москва, ул. Горбунова 2, ОАО “ВИЛС”, генеральному директору Щеблыкину А.И.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Всероссийский институт легких сплавов”(ОАО “ВИЛС”)

(72) Автор(ы):

Демченков Г.Г.,
Аношкин Н.Ф.,
Петров В.С.,
Козлов А.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Всероссийский институт легких сплавов”(ОАО “ВИЛС”)

(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОЛЕСА С ЛОПАТКАМИ


(57) Реферат:

Способ включает сборку заготовки, состоящей из капсулы с размещенными внутри прокладками, засыпку капсулы гранулами материала колеса, ее герметизацию, горячее изостатическое прессование и удаление прокладок. При сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса с конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скрытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими – на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением l1 = (+0,6):K, где l1 – расстояние между сегментами, мм; – толщина пера лопатки готового колеса, мм; К – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм, при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения: l1 = [(1-2)1]:(1-K1), где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм; 1 – наибольшая толщина пера лопатки у втулки, мм; К1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу, с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения: l3 = (2+4):K2, где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм; 2 – – наибольшая большая толщина покрывного диска готового колеса, мм; К2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 4 – допуск на механическую обработку, мм. Изобретение позволяет снизить трудоемкость изготовления колеса, снизить себестоимость, повысить его качество и расширить номенклатуру.


Предполагаемое изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении центробежных колес из гранул для газотурбинных двигателей и энергетических установок.

Известна конструкция заготовки для изостатического прессования ротора турбины, включающая капсулу с обрабатываемым порошковым материалом, внутри которой расположен жесткий недеформируемый обод, в фигурных отверстиях которого расположены первые части лопаток (США, пат. N 3940268, кл. 75-208, 1976 г.).

Недостатком этого способа является ограниченная номенклатура изготавливаемых колес с лопатками.

Известен способ изготовления турбинного центробежного колеса с лопатками методом горячего изостатического прессования герметичной капсулы, внутри которой расположено кольцо, состоящее из чередующихся прокладок и лопаток, хвостовые части которых направлены внутрь кольца, а свободное пространство заполнено гранулами материала колеса, причем прокладки после прессования удаляются (США, патент N 4.097276, B 22 F 3/00, 3/14, 1978 г.).

Недостатками известного способа являются высокая трудоемкость и себестоимость изготовления колес из-за необходимости предварительного изготовления лопаток и сложности сборки их с прокладками, изменение геометрии лопаток ввиду значительных перемещений элементов кольца в радиальном направлении при усадке гранул в процессе горячего изостатического прессования, ограниченная номенклатура получаемых колес.

Предлагается способ изготовления центробежного колеса с лопатками, включающий сборку заготовки, состоящей из капсулы с размещенными внутри прокладками, засыпку капсулы гранулами материала колеса, ее герметизацию, горячее изостатическое преcсование и удаление прокладок. При сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса c конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скрытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими – на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением:

где l1 – расстояние между сегментами, мм;
– толщина пера лопатки готового колеса, мм;
K – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам;
0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм,
при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения

где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм;
1 – наибольшая толщина пера лопатки у втулки, мм;
K1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу,
и с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения

где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм;
2 – наибольшая толщина покрывного диска готового колеса, мм;
K2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам, мм;
4 – допуск на механическую обработку, мм.

Предлагаемый способ отличается, от прототипа тем, что при сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса с конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скрытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими – на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением:

где l1 – расстояние между сегментами, мм;
– толщина пера лопатки готового колеса, мм;
K – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам;
0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм,
при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения:

где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм;
1 – наибольшая толщина пера лопатки у втулки, мм;
K1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу,
и с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения:

где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм;
2 – наибольшая толщина покрывного диска готового колеса, мм;
K2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам;
4 – допуск на механическую обработку, мм.

Технический результат – снижение трудоемкости изготовления колеса и как следствие снижение себестоимости, повышение его качества и расширение номенклатуры.

Предлагаемый способ позволяет исключить предварительное изготовление лопаток и их подгонку к прокладкам при сборке заготовки за счет того, что вместо лопаток производят засыпку гранул из материала колеса, что значительно снижает трудоемкость изготовления колеса и его себестоимость. Кроме того обеспечивается возможность получения лопаток требуемой геометрии благодаря сведению к минимуму радиальных перемещений сегментов их формующих в процессе ГИП и прочного диффузионного соединения лопаток из гранул между собой, и закладным элементом, что повышает качество колеса. Предлагаемый способ позволяет расширить номенклатуру изготавливаемых колес за счет возможности их получения со скрытыми проточными каналами и тонкостенными лопатками сложного профиля.

ПРИМЕР.

Изготавливали центробежное колесо закрытого типа из сплава ВТ25, имеющее сложнопрофильные лопатки с толщиной кромок до 0,7 мм.

Была спроектирована и изготовлена капсула размером Д=430 мм, Н=240 мм. В нижнюю стальную полукапсулу поместили закладной элемент из титана ВТ25 с боковой поверхностью, соответствующей по конфигурации корытцу скрытого проточного канала колеса и смещенной к центру на 3 мм (1,51, где 1 – наибольшая толщина пера лопатки у втулки). Затем установили 32 сегмента из стали 20, у которых боковые поверхности соответствуют требуемому профилю лопаток, а расстояние между ними равно толщине лопатки, увеличенной на величину припуска под химическое фрезерование, и усадку гранул, а внутренняя и наружная поверхности соответствуют профилю скрытого проточного канала готового колеса. Эти сегменты одними концами закрепили на делителе из стали 20, а другими – на капсуле.

Далее всю сборку закрывали верхней полукапсулой, также из стали 20, и производили соединение полукапсул аргоно-дуговой сваркой. После проверки на герметичность капсулу засыпали гранулами сплава ВТ25, вакуумировали и герметизировали электроннолучевой заваркой патрубка капсулы.

Горячее изостатическое прессование капсулы с гранулами проводили на газостате по режиму: t = 960oC, P=1500 атм, = 4 чac. После удаления стальных элементов капсулы, в том числе и сегментов, методом травления в растворе HNO3 получили центробежное колесо с лопатками и покрывным диском, у которого профиль и размеры лопаток и межлопаточного пространства отвечают заданным требованиям. Искажений профиля лопаток не отмечалось ввиду минимального радиального перемещения сегментов в процессе ГИП (1 мм). В результате прошедших диффузионных процессов граница соединения гранульной части и закладного элемента на микрошлифах проявляется весьма слабо, что свидетельствует о высоком качестве соединения лопаток с центральной частью колеса.

Себестоимость изготовления колеса составила 57 млн.руб. ввиду исключения из технологии предварительного изготовления титановых лопаток.

По прототипу также была изготовлена капсула Д=430 мм, Н=240 мм, состоящая из нижней и верхней полукапсул из стали 20, внутри которой размещались лопатки из титанового сплава ВТ25 в количестве 32 штук с прокладками между ними из стали 20. После сварки капсулы ее засыпали гранулами сплава ВТ25 и проводили технологические операции и режимы по прототипу. В результате было получено колесо с лопатками без покрывного диска. При исследовании колеса наблюдалось искажение профиля лопаток, что явилось следствием значительных радиальных перемещений лопаток с прокладками к центру (10 мм) в процессе ГИП капсулы. Кроме того, при оценки качества колеса пришлось контролировать зону соединения каждой лопатки с гранульной частью. Себестоимость изготовленного колеса составила 79 млн. руб.

Таким образом, предлагаемый способ расширяет номенклатуру центробежных колес за счет изготовления колес с тонкостенными сложнопрофильными лопатками и с покрывным диском, что позволит в случае использования их в авиационном двигателе повысить его КПД на 10%. Кроме того, предлагаемый способ позволит уменьшить трудоемкость изготовления колеса на 48-50% и снизить себестоимость получения колес с лопатками на 25-30%, повысить качество колес за счет исключения искажений геометрии лопаток и обеспечения надежного диффузионного соединения лопаток между собой и самим колесом.

Формула изобретения


Способ изготовления центробежного колеса с лопатками, включающий сборку заготовки, состоящей из капсулы с размещенными внутри прокладками, засыпку капсулы гранулами материала колеса, ее герметизацию, горячее изостатическое прессование и удаление прокладок, отличающийся тем, что при сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса с конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением
l1 = ( + 0,6) : K,
где l1 – расстояние между сегментами, мм;
– толщина пера лопатки готового колеса, мм;
К – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам;
0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм,
при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения
l1 = [(12)1]:(1-K1),
где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм;
1 – наибольшая толщина пера лопатки у втулки, мм;
К1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу,
и с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения
l3 = (2 + 4) : K2,
где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм;
2 – наибольшая толщина покрывного диска готового колеса, мм;
К2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам;
4 – допуск на механическую обработку, мм.

Categories: BD_2151000-2151999