Патент на изобретение №2151027
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОЛЕСА С ЛОПАТКАМИ
(57) Реферат: Способ включает сборку заготовки, состоящей из капсулы с размещенными внутри прокладками, засыпку капсулы гранулами материала колеса, ее герметизацию, горячее изостатическое прессование и удаление прокладок. При сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса с конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скрытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими – на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением l1 = ( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Предполагаемое изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении центробежных колес из гранул для газотурбинных двигателей и энергетических установок. Известна конструкция заготовки для изостатического прессования ротора турбины, включающая капсулу с обрабатываемым порошковым материалом, внутри которой расположен жесткий недеформируемый обод, в фигурных отверстиях которого расположены первые части лопаток (США, пат. N 3940268, кл. 75-208, 1976 г.). Недостатком этого способа является ограниченная номенклатура изготавливаемых колес с лопатками. Известен способ изготовления турбинного центробежного колеса с лопатками методом горячего изостатического прессования герметичной капсулы, внутри которой расположено кольцо, состоящее из чередующихся прокладок и лопаток, хвостовые части которых направлены внутрь кольца, а свободное пространство заполнено гранулами материала колеса, причем прокладки после прессования удаляются (США, патент N 4.097276, B 22 F 3/00, 3/14, 1978 г.). Недостатками известного способа являются высокая трудоемкость и себестоимость изготовления колес из-за необходимости предварительного изготовления лопаток и сложности сборки их с прокладками, изменение геометрии лопаток ввиду значительных перемещений элементов кольца в радиальном направлении при усадке гранул в процессе горячего изостатического прессования, ограниченная номенклатура получаемых колес. Предлагается способ изготовления центробежного колеса с лопатками, включающий сборку заготовки, состоящей из капсулы с размещенными внутри прокладками, засыпку капсулы гранулами материала колеса, ее герметизацию, горячее изостатическое преcсование и удаление прокладок. При сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса c конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скрытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими – на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением: ![]() где l1 – расстояние между сегментами, мм; ![]() K – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм, при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения ![]() где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм; ![]() K1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу, и с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения ![]() где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм; ![]() K2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам, мм; 4 – допуск на механическую обработку, мм. Предлагаемый способ отличается, от прототипа тем, что при сборке заготовки вначале в капсулу устанавливают закладной элемент из материала колеса с конфигурацией боковой поверхности, соответствующей поверхности корытца скрытого проточного канала готового колеса, затем вставляют прокладки в виде сегментов, закрепленных одними концами на делителе, другими – на капсуле, с обеспечением одинакового расстояния между поверхностями, образующими межлопаточное пространство, определяемое соотношением: ![]() где l1 – расстояние между сегментами, мм; ![]() K – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм, при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения: ![]() где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм; ![]() K1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу, и с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения: ![]() где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм; ![]() K2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 4 – допуск на механическую обработку, мм. Технический результат – снижение трудоемкости изготовления колеса и как следствие снижение себестоимости, повышение его качества и расширение номенклатуры. Предлагаемый способ позволяет исключить предварительное изготовление лопаток и их подгонку к прокладкам при сборке заготовки за счет того, что вместо лопаток производят засыпку гранул из материала колеса, что значительно снижает трудоемкость изготовления колеса и его себестоимость. Кроме того обеспечивается возможность получения лопаток требуемой геометрии благодаря сведению к минимуму радиальных перемещений сегментов их формующих в процессе ГИП и прочного диффузионного соединения лопаток из гранул между собой, и закладным элементом, что повышает качество колеса. Предлагаемый способ позволяет расширить номенклатуру изготавливаемых колес за счет возможности их получения со скрытыми проточными каналами и тонкостенными лопатками сложного профиля. ПРИМЕР. Изготавливали центробежное колесо закрытого типа из сплава ВТ25, имеющее сложнопрофильные лопатки с толщиной кромок до 0,7 мм. Была спроектирована и изготовлена капсула размером Д=430 мм, Н=240 мм. В нижнюю стальную полукапсулу поместили закладной элемент из титана ВТ25 с боковой поверхностью, соответствующей по конфигурации корытцу скрытого проточного канала колеса и смещенной к центру на 3 мм (1,5 ![]() ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
l1 = ( ![]() где l1 – расстояние между сегментами, мм; ![]() К – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 0,6 – припуск на химическое фрезерование, мм, при этом сегменты выполняют с внутренней поверхностью, конгруэнтной боковой поверхности закладного элемента, и устанавливают их с зазором, определяемым из соотношения l1 = [(1 ![]() ![]() ![]() где l2 – расстояние между закладным элементом и сегментами, мм; ![]() К1 – коэффициент усадки гранул по нормали к закладному элементу, и с зазором со стенкой капсулы, определяемым из соотношения l3 = ( ![]() где l3 – расстояние между наружной поверхностью сегментов и капсулой, мм; ![]() К2 – коэффициент усадки гранул по нормали к сегментам; 4 – допуск на механическую обработку, мм. |
||||||||||||||||||||||||||