Патент на изобретение №2227151

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2227151 (13) C1
(51) МПК 7
C09K3/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.03.2011 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2002122674/042002122674/04, 22.08.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.08.2002

(45) Опубликовано: 20.04.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СЮНЯЕВА З.И. и др. НИОГРИН – новый продукт против смерзания и примерзания. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977, с.15. SU 881105, 15.11.1981. RU 2155201 С1, 27.08.2000. US 4117214 С1, 26.09.1978.

Адрес для переписки:

665830, Иркутская обл., г. Ангарск, АНХК, технический отдел, бюро патентов, начальнику

(72) Автор(ы):

Кузора И.Е.,
Юшинов А.И.,
Кривых В.А.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ангарская нефтехимическая компания”

(54) СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СМЕРЗАЕМОСТИ НЕФТЯНОГО КОКСА

(57) Реферат:

Изобретение относится к технологии применения профилактических антипримерзающих средств, к подготовке углеродистых материалов к транспортировке и может быть использовано для снижения смерзаемости нефтяного кокса. На нефтяной кокс и внутреннюю поверхность железнодорожных п/вагонов наносят антипримерзающее средство, содержащее газойль, выкипающий в пределах температур 160-3300С, полученный при переработке сырья, состоящего из, мас.%: 1-20 тяжелой пиролизной смолы, 1-20 тяжелого газойля каталитического крекинга и остальное гудрон, либо средство, дополнительно содержащее 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, с нанесением средства путем распыления на движущийся по конвейеру кокс и на внутреннюю поверхность железнодорожных вагонов. Используют антипримерзающее средство с общим расходом 0,07 – 0,70% от массы кокса. Способ позволяет снизить смерзаемость нефтяного кокса и сократить затраты при его выгрузке из железнодорожных вагонов. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к технологии применения профилактических антипримерзающих средств, а именно к подготовке углеродистых материалов к транспортировке, и может быть использовано для снижения смерзаемости нефтяного кокса.

Известно, что проблемы перевозки и выгрузки нефтяного кокса в зимнее время связаны с повышенным содержанием в нем воды и смерзаемостью при транспортировке в железнодорожных вагонах, что приводит к увеличению затрат на перевозку и разгрузку у потребителя. Считается экономически целесообразным применять профилактические антипримерзающие средства для обработки нефтяного кокса при его транспортировке в зимний период времени.

В настоящее время для снижения смерзаемости кокса при транспортировке применяют антипримерзающие средства, которые в количестве 0,8-3,0 мас.% наносят на поверхность кокса при его погрузке в вагоны тонким распылением форсунками (Походенко Н.Т., Брондз Б.И. Получение и обработка нефтяного кокса. – М.: Химия, 1986, с.289-293). В качестве антипримерзающих средств применяют нефть, прямогонные нефтяные фракции, глицерин, смолы, хлориды магния и кальция, неионогенные ПАВ.

Недостатками данного способа являются:

– высокая стоимость реагентов – прямогонных нефтяных фракций, глицерина, хлоридов магния и кальция, неионогенных ПАВ;

– сложность транспортировки реагентов и приготовления растворов;

– низкая эффективность ряда средств;

– ухудшение качества кокса при использовании неорганических соединений.

Кроме того, для снижения смерзаемости углей и кокса при транспортировке применяют способ их обработки профилактическим антипримерзающим средством “Ниогрин”, представляющим собой раствор крекинг-остатка в газойлях коксования, с расходом 1-1,5% на массу угля или нефтяного кокса, описанный в (Сюняев З.И., Ольков П.Л., Рогачева О.И. Ниогрин – новый продукт против смерзания и примерзания. – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1977, с.41-48).

Недостатками данного способа являются:

– сложность транспортировки и приготовления;

– отсутствие крекинг-остатков из-за закрытия установок термокрекинга;

– невысокая эффективность.

Наиболее близким по технической сущности является способ снижения смерзаемости нефтяного кокса с применением в качестве антипримерзающего средства прямогонных дизельных фракций, газойлей коксования и каталитического крекинга, выкипающих в пределах 180-350°С, описанный в (Сюняева З.И., Ольков П.Л., Рогачева О.И. Ниогрин – новый продукт против смерзания и примерзания. – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1977, с.15). Недостатком прототипа является сравнительно невысокая эффективность против смерзаемости кокса из-за низкотемпературных характеристик антипримерзающих средств (температура застывания).

Технической задачей изобретения является снижение смерзаемости нефтяного кокса, сокращение затрат (материальных и трудозатрат) при его транспортировке и разгрузке, что достигают путем:

– Нанесения на нефтяной кокс (далее кокс) и внутреннюю поверхность железнодорожных вагонов антипримерзающего средства, в качестве которого используют газойль коксования или состав, состоящий из газойля коксования и экстракта селективной очистки масел, со следующим содержанием компонентов, мас.%:

Экстракт селективной очистки масел 1-5

Газойль коксования Остальное

Газойль коксования выкипает в пределах температур 160-330°С.

– Применения при производстве газойля коксования сырья коксования, состоящего из, мас.%: тяжелой пиролизной смолы 1-20; тяжелого газойля каталитического крекинга 1-20 и гудрона – остальное.

– Использования антипримерзающего средства с общим расходом 0,07-0,70% от массы кокса.

Сопоставительный анализ предлагаемого изобретения с прототипом показывает, что в обоих случаях антипримерзающее средство представляет собой углеводородную фракцию, полученную на установке замедленного коксования. Отличиями предлагаемого изобретения от прототипа являются:

– использование углеводородной фракции другого фракционного состава;

– использование смесевого сырья для получения газойля коксования, позволяющее регулировать его компонентный углеводородный состав;

– дополнительное введение в состав антипримерзающего средства экстракта селективной очистки масел.

Эффективность предлагаемого способа снижения смерзаемости нефтяного кокса подтверждена при проведении опытно-промышленных испытаний.

В опытах использовали влажный нефтяной кокс с установки замедленного коксования.

Для снижения смерзаемости кокса при его транспортировке в зимнее время были испытаны антипримерзающие средства, состоящие из газойлей коксования различного фракционного и компонентного состава, полученных при коксовании сырья различного состава (см. табл.1), а также смеси газойлей с добавкой тяжелых нефтяных остатков (см. табл.2). Из приведенных в табл. 2 данных видно, что при введении в сырье коксования тяжелой пиролизной смолы (далее ТПС) и тяжелого газойля каталитического крекинга (далее ТГКК), наблюдается изменение компонентного состава получаемого газойля коксования в сторону увеличения содержания ароматических углеводородов и снижения – олефиновых (о чем говорит уменьшение йодного числа).

Эксперименты проводили в специальных металлических макетах (материал – Ст.20, размеры: длина = 600 мм, ширина = высота = 300 мм, объем = 54 дм3), моделирующих железнодорожные вагоны (уменьшенные приблизительно в 1000 раз), использующиеся для перевозки нефтяного кокса.

При проведении испытаний нефтяной кокс загружали до верхней кромки в макет, предварительно обработанный антипримерзающим средством. Кроме этого в зависимости от условий эксперимента антипримерзающее средство наносили непосредственно на загружаемый кокс. Металлические макеты с загруженным коксом выдерживали при отрицательных температурах в течение 2-3 суток до полного промерзания всего объема кокса. После окончания эксперимента производили выгрузку нефтяного кокса из макета и оценку действия антипримерзающего средства. Главными критериями при оценке эффективности действия антипримерзающих средств являются:

– адгезия (примерзаемость) кокса к стенкам и днищу металлического макета;

– смерзаемость объема кокса в макете;

– сложность выгрузки кокса из макета.

Условия и результаты испытаний представлены в табл.3.

Результаты испытаний показали:

1. При загрузке кокса без применения антипримерзающих средств при отрицательных температурах наблюдаются сильная адгезия кокса к металлической поверхности макета, высокая смерзаемость кокса (см. табл.3, пример 1). При выгрузке кокса из металлических макетов приходилось прилагать значительные механические воздействия.

2. При использовании газойля коксования фракционного состава 180-350°С, полученного при коксовании гудрона (см. табл.1, образцы №1, 2 – по прототипу), и раствора крекинг-остатка в газойле коксования получены отрицательные результаты (см. табл.3, примеры 2, 7). Наблюдаются высокая адгезия (примерзаемость) кокса к металлической поверхности и смерзаемость кокса по объему макета. Это связано с высокой температурой застывания газойлей коксования фракционного состава 180-350°С (-14-18°С), а также низким содержанием в них ароматических углеводородов.

3. Использование в качестве антипримерзающих средств газойлей коксования фракционного состава 160-330°С, полученных при коксовании смесевого сырья (см. табл.1, образцы № 3-6), и состава из экстракта селективной очистки масел и газойля коксования (образец №5, см. табл.1) позволяет снизить адгезию (примерзаемость) кокса к металлической поверхности, уменьшить смерзаемость кокса и облегчить его выгрузку из макетов (см. табл.3, примеры 3-6). Это объясняется низкой температурой застывания (-30-45°С) газойлей коксования данного фракционного состава, а также повышенным содержанием ароматических углеводородов (см. табл.1), улучшающим адгезию газойлей коксования к поверхности кусков кокса и поверхности металла.

4. Оптимальные результаты достигнуты при распылении антипримерзающего средства в мелкодисперсном состоянии непосредственно на металлическую поверхность макета и одновременно на движущийся по конвейеру нефтяной кокс. При этом наблюдаются как низкая адгезия кокса к металлической поверхности макетов, так и отсутствие его смерзаемости по объему макета. Обработанный таким образом кокс достаточно легко выгружается из металлического макета.

Эффект воздействия антипримерзающего средства заключается в предотвращении контактирования металлической поверхности вагона с насыпным грузом и гранул насыпного груза между собой.

Реализация предлагаемого способа снижения смерзаемости нефтяного кокса позволит уменьшить его смерзаемость и сократить затраты на транспортировку и выгрузку у потребителя.

Формула изобретения

1. Способ снижения смерзаемости нефтяного кокса путем его обработки антипримерзающим средством, состоящим из газойля коксования, отличающийся тем, что используют средство, содержащее газойль, выкипающий в пределах температур 160-3300С, полученный при переработке сырья, состоящего из, мас.%: 1-20 тяжелой пиролизной смолы, 1-20 тяжелого газойля каталитического крекинга и остальное гудрон, либо средство дополнительно содержащее 1-5 мас.% экстракта селективной очистки масел, с нанесением средства путем распыления на движущийся по конвейеру кокс и на внутреннюю поверхность железнодорожных вагонов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что общий расход антипримерзающего средства составляет 0,07-0,70% от массы кокса.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 23.08.2008

Извещение опубликовано: 20.08.2010 БИ: 23/2010


Categories: BD_2227000-2227999