Патент на изобретение №2226013
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ
(57) Реферат: Изобретение относится к высоковольтной коммутационной аппаратуре и может быть использовано в электросетях. Оси подвижных изоляторов связаны с осью привода через коническую шестеренчатую передачу. На раме закреплены заземляющие контакты для вхождения в них контактов подвижных изоляторов, угол поворота которых увеличен до 180. Технический результат – расширение области применения за счет наличия заземляющих контактов и упрощение за счет использования одинарного привода. 4 ил. Изобретение относится к электротехнике, в частности, к высоковольтной коммутационной аппаратуре. Известен разъединитель, защищенный патентом RU №2134463. Он имеет бестраверсное крепление. Для установки на круглой опоре у него есть вертикальный паз в основании рамы, а для установки на плоскосторонней опоре – поперечина. Изоляторы у него расположены с поворотом пофазно через 90, т.е. геометрические линии осей изоляторов крайних фаз находятся в параллельной основанию рамы разъединителя плоскости, а средней – в вертикально расположенной перпендикулярной основанию плоскости. Кроме того, геометрические линии осей подвижных изоляторов направлены горизонтально и пересекаются в точке, через которую проходит геометрическая линия оси привода. Оси подвижных изоляторов имеют пластины с вилками, а ось привода – пластину со стержнями. Стержни расположены в вилках. Привод имеет верхний и нижний диски, закрепленные соответственно на его оси и раме. Диски имеют расположенные по кругу отверстия для висячего замка. Вставляя дужку замка в совпавшие отверстия в дисках, оперативное лицо будет иметь возможность фиксировать ось привода в любом положении. Крайние положения оси привода ограничены упорами на ней и на раме разъединителя. Известный разъединитель имеет два недостатка. Во-первых, у него нет заземляющего устройства. Во-вторых, у него неэффективна передача вращения от оси привода к осям изоляторов, а именно: в средине хода, где большие усилия не требуются, сила взаимодействия между стержнями и вилками направлена под прямым углом, а в концах хода, где нужно выводить из зацепления контакты или из приржавевшего состояния, эта сила взаимодействия направлена под острым углом и сопровождается силой трения при скольжении вилки вдоль стержня и стержня вдоль вилки. Целью изобретения является снабжение разъединителя заземляющим устройством и одинарным приводом, а также повышение эффективности передачи вращения от оси привода к осям изоляторов. Поставленная цель достигается тем, что у разъединителя, содержащего раму с пазом в основании для бестраверсного крепления на круглой опоре и поперечиной для бестраверсного крепления на плоскосторонней опоре, развернутые пофазно через 90 изоляторы, расположенные в горизонтальной плоскости оси подвижных изоляторов, проходящую через точку геометрического пересечения осей изоляторов ось привода, закрепленные на оси и раме привода диски для навешивания замка в их совпадающих отверстиях, оси подвижных изоляторов связаны с осью привода через коническую шестеренчатую передачу, а на раме закреплены заземляющие контакты для вхождения в них контактов подвижных изоляторов при угле поворота оси привода 180, на раме же привода закреплена скоба со шкворнем, который контактирует с упором оси привода при угле поворота 90. Такое выполнение разъединителя позволит заземлить отключенную линию, позволит выключать разъединитель и включать заземление одним общим приводом. Кроме того, передаваемое на подвижные изоляторы усилие будет одинаково большим при любом угле поворота оси. На фиг.1 и 2 изображено устройство разъединителя (на фиг.1 – вид снизу, на фиг.2 – вид спереди), на фиг.3 и 4 изображено устройство привода (на фиг.3 – вид спереди, на фиг.4 – вид сверху). Разъединитель имеет раму 1, которая крепится к опоре 2 с помощью скобы разъединителя 3. На верхней части рамы закреплены неподвижные изоляторы 4 с контактами 5, на средней части рамы шарнирно установлены в горизонтальной плоскости на осях 6 подвижные изоляторы 7 с контактами 8, а на нижней – расположены заземляющие контакты 9. На осях подвижных изоляторов закреплены конические шестерни 10, которые находятся в зацеплении с конической шестерней 11, закрепленной на верхней оси привода 12, шарнирно установленной на раме. Шестерня 11 имеет больше зубьев, чем шестерни 10, с таким расчетом, чтобы не было зацепления между шестернями 10. Ход подвижных изоляторов ограничен упорами на оси привода 12 и раме 1 и равен 180. Контакты 5 и 9 – регулируемые. Привод разъединителя имеет раму 13 в виде двух уголков в основании, к которым на кронштейне прикреплен нижний диск с отверстиями для висячего замка. Рама крепится основанием к опоре с помощью скобы привода 14. Между опорой и рамой зажата скоба 15, в которую вставлен шкворень 16. В центральном отверстии нижнего диска расположена нижняя ось привода 17 с верхним диском и рычагом управления. Верхний диск имеет упор для зацепления за шкворень в средине хода оси привода. Перед выключением разъединителя оперативное лицо убеждается в том, что шкворень 16 вставлен в скобу 15. Затем, сняв замок с привода и надев на рычаг управления оси привода 17 трубу переключения, поворачивает ось привода в направлении против часовой стрелки до зацепления ее упора за шкворень. Убеждается в наличии видимого разрыва между контактами изоляторов и, если заземление отключенной линии не требуется, вставляет дужку замка в совпадающие на дисках отверстия и запирает замок. Если отключенную линию требуется заземлить, оперативное лицо вынимает шкворень из скобы и поворачивает дальше ось привода до упора. Затем убеждается во вхождении контактов подвижных изоляторов в заземляющие контакты 9 и запирает замок. Перед включением разъединителя оперативное лицо вставляет шкворень в скобу. Затем поворачивается ось привода в направлении по часовой стрелке до зацепления ее упора за шкворень. Убеждается в том, что контакты подвижных изоляторов вышли из заземляющих контактов, вынимает шкворень из скобы и включает разъединитель. Технико-экономическая эффективность данного предложения заключается в том, что у предлагаемого разъединителя наличие заземляющих контактов расширит область применения бестраверсных разъединителей до равной с выпускаемыми в настоящее время промышленностью разъединителями, а наличие у него всего одной трубы привода и одного привода вместо двух, какие есть у промышленных разъединителей, сделает его более удобным и практичным, чем выпускаемые в настоящее время промышленностью разъединители. Однако предлагаемый разъединитель, как и выпускаемые в настоящее время промышленностью разъединители, относится к категории опасных. Во-первых, если на отключенной линии появится однофазное напряжение, то через контакты включенного заземляющего устройства оно поступит на привод разъединителя. В этом случае коснувшийся привода разъединителя или находящийся за пределами заземляющего контура в зоне шагового напряжения человек будет поражен электрическим током. Кроме того, будет поражен электрическим током также электромонтер, поднявшийся на опору отключенной линии, прикоснувшийся к проводу, причем к любому проводу (заземляющими контактами разъединителя они все закорочены между собой и, таким образом, все поставлены под напряжение). Легко убедиться в опасности применения заземляющего устройства разъединителя в этом случае на примере аварийной ситуации, когда произошел обрыв нижнего провода на линии, на разъединителе линию отключили и включили заземляющее устройство, а на верхнем проводе линии появилось напряжение. Во-вторых, если на отключенной линии напряжение останется на всех трех фазах, то на привод разъединителя все равно поступит напряжение от одной из фаз, на которой контакт подвижного изолятора соединится раньше остальных с заземляющим контактом. Продолжительность протекания электрического тока через человека в этом случае будет кратковременной и равной долям секунды. Формула изобретения Разъединитель трехфазный, содержащий раму с пазом в основании для бестраверсного крепления на круглой опоре и поперечиной для бестраверсного крепления на плоскосторонней опоре, развернутые пофазно через 90 изоляторы, расположенные в горизонтальной плоскости оси подвижных изоляторов, проходящую через точку геометрического пересечения осей изоляторов ось привода, закрепленные на оси и раме привода диски для навешивания замка в их совпадавших отверстиях, отличающийся тем, что оси подвижных изоляторов связаны с осью привода через коническую шестеренчатую передачу, а на раме закреплены заземляющие контакты для вхождения в них контактов подвижных изоляторов при угле поворота оси привода 180, на раме же привода закреплена скоба со шкворнем, который контактирует с упором оси привода при угле поворота 90. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||