Патент на изобретение №2226004
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ВЫЗОВА БОРТПРОВОДНИКА В САМОЛЕТЕ
(57) Реферат: Изобретение относится к сигнальным устройствам. Технический результат заключается в обеспечении оптической сигнализации вызовов, поступающих от пассажиров, с ряда места вызова, при этом обеспечивается приоритет по времени поступления вызовов. Устройство состоит из кнопок вызовов, шифраторов, схем И, первых формирователей импульса и дискриминаторов кода, число которых равно числу рядов пассажирских мест, сигнализаторов вызова, установленных возле каждого ряда, дешифратора, индикатора вызова, памяти, кнопки сброса, вторых формирователей импульса, коммутатора и схемы ИЛИ. 1 ил. Изобретение относится к сигнальным устройствам, обеспечивающим оптическую сигнализацию вызовов, поступающих от пассажиров, и может быть использовано на пассажирском транспорте там, где требуется быстрая и точная локализация места вызова с приоритетом по времени поступления. Известно устройство (прототип) вызова бортпроводника в самолете (см. Руководство по технической эксплуатации самолета Ту-204-100, раздел 033, подраздел 033.65.00, стр. 1-11), содержащее кнопки вызова, шифраторы, число которых равно числу рядов, дешифратор, цифровые индикаторы вызова в салоне, память и кнопки сброса. Недостатком этого устройства является то, что информация в салоне о месте вызова (ряде) представлена в виде десятичного номера, а это требует считывания, запоминания и последующего поиска бортпроводником ряда, с которого поступил вызов, что увеличивает время обнаружения места вызова и создает неудобство при работе с системой. Задача изобретения – сокращение времени обнаружения места вызова за счет исключения запоминания и последующего поиска вызвавшего ряда и повышение за счет этого удобства в работе. Задача решается тем, что в устройство вызова бортпроводника в самолете, содержащее кнопки вызова, шифраторы, число которых равно числу рядов, дешифратор, индикатор вызова, память и кнопку сброса, соединенную с ее первым управляющим входом, отличающееся тем, что оно снабжено схемами И, первыми формирователями импульса, дискриминаторами кода, число которых равно числу рядов, сигнализаторами вызова, установленными возле каждого ряда, вторым формирователем импульса, коммутатором и схемой ИЛИ, входы которой соединены с первыми входами схем И и выходами первых формирователей импульса, входы упомянутых формирователей соединены с кнопками вызова, вторые входы схем И объединены между собой, с управляющим входом коммутатора, вторым управляющим входом памяти и соединены с выходом второго формирователя импульса, выходы схем И соединены с входами шифраторов, управляющие входы дискриминаторов объединены между собой, с входом второго формирователя импульса и соединены с выходом схемы ИЛИ, при этом кодовые входы дискриминаторов и кодовые выходы шифраторов объединены в двунаправленную шину и соединены с входом/выходом коммутатора, его кодовый вход соединен с кодовым выходом памяти, а кодовый выход с ее кодовым входом. Устройство содержит (см. прилагаемую схему) кнопки вызова 1-1…1-N, где N – число рядов пассажирских кресел, подключенные к входам соответствующих первых формирователей импульса 2-1…2-N, сигнал с выхода которых поступает на первые входы соответствующих схем И 3-1…3-N и соответствующие входы схемы ИЛИ 11, выход которой подключен к управляющим входам дискриминаторов кода 4-1…4-N и входу второго формирователя импульса 6, коммутатор 8, с помощью которого объединенные между собой в двунаправленную шину кодовые выходы шифраторов 5-1…5-N и кодовые входы дискриминаторов кода 4-1…4-N подключаются к кодовым входу или выходу памяти 7, у которой первый управляющий вход подключен к кнопке сброса, кодовый вход к кодовому выходу коммутатора 8, а ее кодовый выход к его кодовому входу и входу дешифратора 12, индикатор вызова 13, сигнализаторы 9-1…9-N, подключенные к выходам соответствующих дискриминаторов 4-1…4-N. Выход второго формирователя импульса 6 подключен к управляющему входу коммутатора 8, к второму управляющему входу памяти 7 и вторым входам элементов И 3-1…3-N, выходы которых соединены с входами соответствующих шифраторов 5-1…5-N. Устройство вызова бортпроводника в самолете работает следующим образом. При нажатии на любую из кнопок вызова 1-1…1-N плюс источника питания подается на вход соответствующего первого формирователя импульса 2-1…2-N, он срабатывает и подает на первый вход соответствующей схемы И 3-1…3-N и соответствующий вход схемы ИЛИ 11 импульс напряжения длительностью Т1. С выхода схемы ИЛИ 11 этот сигнал поступает на управляющие входы дискриминаторов 4-1…4-N и вход второго формирователя импульса 6. Поступив на входы дискриминаторов 4-1…4-N, этот импульс запрещает изменение сигнала на выходе дискриминаторов 4-1…4-N в течение времени Т1, и таким образом независимо от состояния его кодового входа один из сигнализаторов ряда 9-1…9-N в течение времени Т1 будет либо светиться, либо нет в зависимости от того, светился он или нет в момент поступления сигнала на управляющий вход соответствующего дискриминатора 4-1…4-N. Второй формирователь импульса 6 срабатывает и выдает на управляющий вход коммутатора 8, вторые входы схем И 3-1…3-N, второй управляющий вход памяти 7 импульс длительностью Т2<Т1. Этот импульс напряжения появится на выходе той схемы И 3-1…3-N, на первом входе которой присутствует импульс напряжения от первого формирователя импульса, и поступит на управляющий вход соответствующего шифратора 5-1…5-N. Одновременно, поступив на управляющий вход коммутатора 8 и первый управляющий вход памяти 7, этот импульс на время Т2 подключит двунаправленную шину к кодовому входу памяти 7 и переведет ее в режим “Запись”. Так как каждый из шифраторов 5-1…5-N выдает на кодовом выходе код того ряда, к которому он подключен, то этот код запишется в память 7, поступит на вход дешифратора 12 и далее на вход индикатора вызова 13, на котором высветится номер того ряда, в котором была нажата кнопка вызова 1-1…1-N. Через время, равное Т2, снимается сигнал с выхода второго формирователя импульса 6, при этом коммутатор 8 подключит двунаправленную шину к кодовому выходу памяти 7 и переведет ее в режим “Хранение”. Снимается также сигнал и со вторых входов схем N 3-1…3-N, а значит и с выхода той из схемы N 3-1…3-N, на первом входе которой продолжает действовать сигнал длительностью Т1. Это приведет к снятию сигнала с входа соответствующего шифратора 5-1…5-N, который снимает код ряда с двунаправленной шины, и, таким образом, на шине устанавливается код ряда, только что записанного в память 7. Через время Т1 снимается сигнал с выхода первого формирователя импульса 2-1…2-N, с первого входа соответствующей схемы N 3-1…3-N и соответствующего входа схемы ИЛИ 11. При этом снимается запрет на изменение сигнала на выходе всех дискриминаторов 4-1…4-N. Так как каждый из дискриминаторов 4-1…4-N распознает только код своего ряда, то сигнал появляется на выходе того из дискриминаторов 4-1…4-N, выход которого связан с соответствующим сигнализатором 9-1…9-N, расположенным в том ряду, где нажималась кнопка вызова 1-1…1-N. При последующем нажатии одной из кнопок вызова 1-1…1-N в других рядах коды этих рядов будут записываться в соседние свободные ячейки памяти 7, однако на ее выходе всякий раз после окончания описанного цикла, сопровождающего нажатие любой из кнопок вызова 1-1…1-N, будет устанавливаться код ряда, вызов с которого поступил самым первым, поэтому будет продолжать светиться один из сигнализаторов 9-1…9-N только этого ряда. При нажатии кнопки сброс 10 память 7 переходит в режим “Сдвиг информации”, и на ее выходе появится код того ряда, вызов с которого поступил вторым. Этот код будет распознан соответствующим дискриминатором этого ряда, и соответствующий сигнализатор 9-1…9-N в этом ряду засветится и погаснет в ряду, где он до этого горел. Таким образом, один из сигнализаторов 9-1…9-N будет загораться непосредственно возле тех рядов, с которых поступили вызовы и в той последовательности, в которой нажимались кнопки вызова 1-1…1-N, то есть пропадает необходимость в запоминании бортпроводником и последующем поиске места вызова, что сокращает время обнаружения вызова и повышает удобство в работе.Формула изобретения Устройство вызова бортпроводника в самолете, содержащее кнопки вызова, шифраторы, число которых равно числу рядов пассажирских кресел, дешифратор, индикатор вызова, память, соединенную первым управляющим входом с кнопкой сброса, отличающееся тем, что оно снабжено схемами И, первыми формирователями импульса, дискриминаторами кода, число которых равно числу указанных рядов, сигнализаторами вызова, подключенными к выходам соответствующих дискриминаторов кода и установленными возле каждого указанного ряда, вторым формирователем импульса, коммутатором и схемой ИЛИ, входы которой соединены с первыми входами схем И и выходами первых формирователей импульса, входы упомянутых формирователей соединены с кнопками вызова, вторые входы схем И объединены между собой, управляющим входом коммутатора, вторым управляющим входом памяти и соединены с выходом второго формирователя импульса, выходы схем И соединены с входами шифраторов, управляющие входы дискриминаторов объединены между собой, с входом второго формирователя импульса и соединены с выходом схемы ИЛИ, при этом кодовые входы дискриминаторов и кодовые выходы шифраторов объединены в двунаправленную шину и соединены с входом/выходом коммутатора, его кодовый вход соединен с кодовым выходом памяти и подключен к входу дешифратора, а кодовый выход – с кодовым входом памяти, при этом индикатор вызова предназначен для поступления на его вход кода с дешифратора. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||