Патент на изобретение №2225909

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2225909 (13) C1
(51) МПК 7
E01C19/26
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002128962/032002128962/03, 29.10.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.10.2002

(45) Опубликовано: 20.03.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 859526 A, 05.09.1981.
SU 510558 A, 14.06.1976.
SU 1414915 A1, 07.08.1988.
SU 694573 A, 30.10.1979.
SU 1395726 A1, 15.05.1988.
RU 2011728 C1, 30.04.1994.
US 3683763 A, 15.08.1972.
EP 0721029 A1, 10.07.1996.

Адрес для переписки:

194044, Санкт-Петербург, а/я 674, Ю.Д. Нетесе

(72) Автор(ы):

Нетеса Ю.Д.,
Деникин Э.И.,
Шестопалов А.А.

(73) Патентообладатель(и):

Деникин Эрнст Иванович,
Нетеса Юрий Дмитриевич,
Шестопалов Александр Андреевич

(54) ДОРОЖНЫЙ КАТОК С ВАКУУМНОЙ КАМЕРОЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к дорожным каткам, предназначенным для уплотнения дорожно-строительных материалов. Технический результат – адаптация вакуумной камеры к каткам с шарнирно сочлененной рамой. Сущность изобретения состоит в том, что в дорожном катке, оснащенном вакуумной камерой, последняя снабжена опорой качения, выполненной в виде балансирной тележки, шарнирно связанной с рычагом, установленным с возможностью поворота вокруг оси, закрепленной на раме катка и параллельной оси вальца или вокруг последней. Предлагается два варианта размещения камеры относительно балансирной тележки. Первый – тележка внутри камеры, второй – тележка снаружи. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к техническим средствам для уплотнения конструктивных слоев дорожных одежд, выполненных в виде дорожных катков как статического, так и вибрационного принципа действия.

Известна конструкция дорожного катка, выполненного в виде самоходного шасси, включающего раму с вальцами и оснащенного пневмовакуумным балластным устройством. Последнее представляет собой открытую со стороны дорожного покрытия камеру, соединенную со средством создания разрежения. Камера размещена на консоли, шарнирно связанной с рамой катка со стороны ее заднего торца [1]. В транспортном положении камера поднята и прижата к торцу рамы катка, а в рабочем положении опущена до контакта своими уплотнительными частями с дорожным покрытием. В процессе уплотнения дорожно-строительных материалов, например асфальтобетонной смеси, в камере с помощью средства создания разрежения создается пониженное давление, разница между которым и атмосферным давлением используется для нагружения камеры и, как следствие, для дополнительной балластировки катка.

Как было установлено в процессе проведенных научно-исследовательских работ, посвященных исследованию пневмовакуумного балластного устройства, особую ценность от применения последней представляет собой технологический эффект в виде перестройки структуры асфальтобетонной смеси под действием потока прокачиваемого через нее воздуха. Кроме того, вакуумирование смеси, особенно при высоких ее температурах, приводит к улучшению сцепляемости (адгезии) битума и каменного материала, прямо влияющей на долговечность покрытия. Таким образом, предлагаемое использование пневмовакуумного балластного устройства (далее вакуумной камеры) в качестве средства балластировки катка по значимости отошло на второй план. В этом смысле размещение вакуумной камеры на торце рамы катка, давая необходимый эффект балластировки, практически приводило к обратному эффекту, т.е. имело место не уплотнение, а разуплотнение формируемого асфальтобетонного слоя за счет увеличения его пористости под действием потока воздуха, идущего в камеру. Этот недостаток особенно проявлялся при движении катка вперед, когда за ним оставалась полоса “разрыхленного” асфальтобетона.

Значительным преимуществом перед аналогом обладает конструкция дорожного катка, оснащенного также вакуумной камерой и выбранная в качестве прототипа. Особенностью такого катка является то, что вакуумная камера размещена между вальцами и установлена с возможностью перемещения в вертикальном направлении по отношению к жесткой раме катка, на которой смонтировано средство создания разрежения [2]. В процессе проведения уплотнительных работ с включенной вакуумной камерой, независимо от направления движения, структурированный, “разрыхленный” асфальтобетон подвергается уплотнению именно благодаря размещению камеры между вальцами, достигая при этом описанный выше технологический эффект. Кроме того, от прохода к проходу катка эффект, как бы накапливаясь, возрастает.

Недостатком известной конструкции является то, что описанная вакуумная камера пригодна лишь для дорожных катков с жесткой рамой. На катках с шарнирно сочлененной рамой такая камера вызовет усложнение конструкции ее подвески и в процессе маневрирования будет обрабатывать участки покрытия вне зоны уплотнения вальцами, снижая качество строительства.

Таким образом, задачей изобретения является адаптация вакуумной камеры к каткам с шарнирно сочлененной рамой и упрощение конструкции ее связи с последней.

Поставленная задача решается за счет того, что в дорожном катке, выполненном в виде самоходного шасси, включающем раму с вальцами, на которой смонтирована вакуумная камера, связанная со средством создания разрежения, согласно изобретению вакуумная камера снабжена опорой качения, выполненной в виде балансирной тележки, шарнирно связанной с рычагом, установленным с возможностью поворота вокруг оси, закрепленной на раме и параллельной оси вальца или вокруг последней.

Рычаг может быть снабжен приводом его поворота, например, в виде гидроцилиндра, шарнирно связанного с рамой.

Балансирная тележка может быть размещена внутри вакуумной камеры, а последняя снабжена внешней опорой качения, размещенной со стороны вальца.

Балансирная тележка может быть размещена вне полости вакуумной камеры и ее опоры качения охватывают последнюю с двух сторон.

Сущность изобретения состоит в том, что вакуумная камера связана с рамой вальца (при шарнирно сочлененной раме) и повторяет все его движения при маневрировании в рабочем положении. Конструкция подвески в виде поворотного рычага весьма проста, как и привод его перемещения. При этом усилие со стороны привода в рабочем положении не передается на камеру и воспринимается балансирной тележкой, что дает возможность разгрузить уплотнение камеры, оптимизируя условия его работы и обеспечивая тем самым стабильность создаваемого в камере разрежения. Значительный резерв предлагаемой конструкции вакуумной камеры состоит в том, что опоры качения балансирной тележки могут быть использованы как дополнительные уплотнительные органы и ограничители деформации “разрыхленного” асфальтобетона. Кроме того, такая камера может быть эффективно применена и на катках с жесткой рамой.

На прилагаемых к описанию чертежах изображены:

на фиг.1 – общий вид дорожного катка с шарнирно-сочлененной рамой, оснащенной вакуумными камерами.

На фиг.2 – вакуумная камера с внутренним расположением балансирной тележки.

На фиг.3 – вакуумная камера с внешним расположением балансирной тележки.

Дорожный каток, представляющий собой самоходное шасси 1, основу которого составляют две рамы: передняя 2 и задняя 3, сочлененные между собой с помощью шарнира 4. С каждой из рам связаны рабочие органы – вальцы 5. На оси 6 каждого из вальцов 5 установлена пара рычагов 7, охватывающих вальцы с двух сторон. На свободном конце рычагов 7 смонтирована с помощью шарнира 8 балансирная тележка 9, несущая вакуумную камеру 10, снабженную уплотнением 11. Возможны два варианта относительного размещения камеры и тележки: первый – балансирная тележка помещена внутри вакуумной камеры (фиг.2) и второй – балансирная тележка размещена снаружи вакуумной камеры (фиг.3). По первому из вариантов снаружи камеры 10 закреплен ролик 12, который является опорным при переводе камеры 10 в нерабочее положение. Ролик 12 взаимодействует в этом случае с образующей поверхностью вальца (положение а), предотвращая скольжение по последней боковой стенки камеры 10, что возможно в случае смещения вправо относительно шарнира 8 общего центра тяжести тележки с камерой. Привод рычага 7 осуществляется гидроцилиндром 13, связанным с рамой посредством шарнира 14. Полость вакуумной камеры 10 сообщена с помощью шланга 15 с источником 16 создания разрежения. Одним из условий работоспособности вакуумной камеры является необходимость того, чтобы шарнир 8 в рабочем положении находился между опорами качения балансирной тележки 9. Стрелками на фиг.2 и 3 показано направление движения воздуха через слой асфальтобетона в вакуумную камеру 10.

Работает дорожный каток следующим образом.

Обе камеры 10, установленные на рамах 2 и 3, в рабочем положении опускаются гидроцилидрами 13 до контакта балансирных тележек 9 с поверхностью уплотняемого покрытия. При этом усилие прижатия камер 10 регулируется в зависимости от температуры асфальтобетонной смеси. В принципе возможна работа обеих камер одновременно, но экономичнее работа раздельная в зависимости от направления движения. Так, при движении вправо целесообразно включение в работу камеры, размещенной на раме 2, при обратном движении – камеры на раме 3. С началом процесса уплотнения источник 16 разрежения по шлангам 15 откачивает из камер 10 воздух, поддерживая в них необходимую величину пониженного давления, побуждающую воздух, защемленный в слое асфальтобетона и извне, двигаться в камеру 10, формируя, таким образом, структуру асфальтобетонной смеси путем ориентации каменного материала вдоль потоков воздуха. Как показали исследования, упаковка каменного материала в этом случае получается более плотной, с меньшей пористостью и большим сопротивлением сдвигу. По мере перемещения катка следующий за камерой валец уплотняет асфальтобетонную смесь, обработанную пониженным давлением воздуха с вышеуказанным физическим эффектом. В транспортном положении рычаг 7 поднимают гидроцилиндром 13, вывешивая камеру 10 в положение а (см. фиг.2).

Источники информации

1. А. с. №633973, кл. Е 01 С 19/26, 1978 г.

2. А. с. №859526, кл. Е 01 С 19/26, 1979 г. – прототип.

Формула изобретения

1. Дорожный каток, выполненный в виде самоходного шасси, включающего раму с вальцами, на которой смонтирована вакуумная камера, связанная со средством создания разрежения, отличающийся тем, что вакуумная камера снабжена опорой качения, выполненной в виде балансирной тележки, шарнирно связанной с рычагом, установленным с возможностью поворота вокруг оси, закрепленной на раме и параллельной оси вальца или вокруг последней.

2. Дорожный каток по п. 1, отличающийся тем, что рычаг снабжен приводом его поворота, например, в виде гидроцилиндра, шарнирно связанного с рамой.

3. Дорожный каток по п. 1, отличающийся тем, что балансирная тележка размещена внутри вакуумной камеры, а последняя снабжена внешней опорой качения, размещенной со стороны вальца.

4. Дорожный каток по п. 1, отличающийся тем, что балансирная тележка размещена вне полости вакуумной камеры и ее опоры качения охватывают последнюю с двух сторон.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.10.2005

Извещение опубликовано: 10.11.2006 БИ: 31/2006


Categories: BD_2225000-2225999