Патент на изобретение №2224918

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2224918 (13) C1
(51) МПК 7
F16C11/06, F16D3/28
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002118489/11, 09.07.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.07.2002

(45) Опубликовано: 27.02.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1712700 A, 15.02.1992. SU 1746081 A, 07.07.1992. DE 1138968 A, 04.10.2001. DE 19654233 A, 03.07.1997. RU 2178844 C1, 27.01.2002.

Адрес для переписки:

308503, г.Белгород, п. Майский, Белгородская ГСХА, зав. сектором патентоведения Н.Е. Крючковой

(72) Автор(ы):

Сигаев А.М.,
Пастухов А.Г.,
Якименко Б.И.

(73) Патентообладатель(и):

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

(54) КАРДАННЫЙ ШАРНИР

(57) Реферат:

Использование: в машиностроении, в частности в трансмиссиях тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Сущность изобретения: карданный шарнир содержит вилки, игольчатые подшипники и крестовину с шипами и системой каналов для смазки, объединяющей осевые каналы в шипах, сходящиеся в центре крестовины, и отверстия в крестовине для установки пресс-масленки и выпускного клапана. Крестовина содержит резервуар или резервуары для смазки, каждый из которых выполнен в виде полости, расположенной в теле крестовины и соединяющейся с каналами в шипах посредством клапанов одностороннего действия, а отверстие полости закрыто по крайней мере одним устройством для выдавливания смазки. Технический результат – повышение ремонтопригодности и долговечности карданных шарниров. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к карданным шарнирам трансмиссий тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Известна конструкция карданного шарнира [1] , состоящего из вилок, крестовины и четырех игольчатых подшипников, устанавливаемых на шипы крестовины и закрепляемых в вилках. Игольчатые подшипники смазывают через пресс-масленку по внутренним каналам крестовины.

Существенным недостатком карданного шарнира [1] является низкая надежность, обусловленная утечкой смазки из игольчатых подшипников и нарушением процесса поступления смазки к рабочим поверхностям шипов и игольчатых подшипников в эксплуатации.

Задача изобретения – повышение ремонтопригодности и долговечности карданных шарниров.

Сущность изобретения заключается в том, что карданный шарнир содержит вилки, игольчатые подшипники и крестовину с шипами и системой каналов для смазки, объединяющей осевые каналы в шипах, сходящиеся в центре крестовины, и отверстия в крестовине для установки пресс-масленки и выпускного клапана, при этом крестовина содержит резервуар или резервуары для смазки, каждый из которых выполнен в виде полости, расположенной в теле крестовины и соединяющейся с каналами в шипах посредством клапанов одностороннего действия, а отверстие полости закрыто по крайней мере одним устройством для выдавливания смазки.

На чертежах представлен пример конкретного выполнения заявляемой конструкции карданного шарнира. На фиг.1 приведен профильный разрез крестовины в сборе. На фиг.2 – сечение плоскостью А-А изображения на фиг.1.

Карданный шарнир содержит вилки (не показаны), крестовину 1 с шипами 2, на которые установлены игольчатые подшипники 3. В шипах 2 расположены осевые каналы 4, а в центре тела крестовины 1 выполнен резервуар 5, закрытый крышкой 6, выполненной в виде мембраны. Упомянутые осевые каналы 4 и резервуар 5 соединены посредством клапанов одностороннего действия 7. При сборке карданного шарнира сначала заполняют смазкой осевые каналы 4 шипов 2 и игольчатые подшипники 3, которые устанавливают на шипы 2, а затем заполняют резервуар 5 крестовины 1 и закрывают его крышкой 6.

Карданный шарнир работает следующим образом.

Нагрузка от ведущего вала передается на ведомый с помощью вилок (не показаны), крестовины 1 и игольчатых подшипников 3, установленных на шипах 2 и закрепленных в вилках.

При необходимости технического обслуживания в процессе работы, например при появлении стуков в карданных шарнирах или повышении температуры в игольчатых подшипниках, следует приложить осевое усилие к центральной части крышки 6 с целью повышения давления в резервуаре 5 крестовины 1, в результате чего клапаны одностороннего действия 7 пропускают определенную порцию свежей смазки из резервуара 5 в осевые каналы 4 шипов 2 и игольчатые подшипники 3.

Выполнение в крестовине резервуара в виде полости позволяет создать резерв смазки в карданном шарнире, используемый при обслуживании в эксплуатации.

Применение клапанов одностороннего действия дает возможность направленного поступления свежей смазки из резервуара через осевые каналы шипов в игольчатые подшипники при необходимости.

Использование крышки в виде мембраны позволяет реализовать выдавливание свежей смазки из резервуара крестовины через клапаны одностороннего действия в осевые каналы шипов и игольчатые подшипники. Упомянутая крышка может быть выполнена как из металлического, так и неметаллического материала.

Следовательно, применение предлагаемого технического решения приводит к улучшению приспособленности карданных шарниров к проведению мероприятий по техническому обслуживанию и повышению долговечности рабочих поверхностей шипов и игольчатых подшипников.

Источник информации
1. Учебник тракториста-машиниста третьего класса / А.К. Болотов, Л.А. Гуревич, В. А. Лиханов, Н.П. Сычугов. Под ред. А.М. Гуревича. – М.: Колос, 1982. – 367 с., ил., (рис.54 с.100).

Формула изобретения

Карданный шарнир, содержащий вилки, игольчатые подшипники и крестовину с шипами и системой каналов для смазки, объединяющей осевые каналы в шипах, сходящиеся в центре крестовины, и отверстия в крестовине для установки пресс-масленки и выпускного клапана, отличающийся тем, что крестовина содержит резервуар или резервуары для смазки, каждый из которых выполнен в виде полости, расположенной в теле крестовины и соединяющейся с каналами в шипах посредством клапанов одностороннего действия, при этом отверстие полости закрыто по крайней мере одним устройством для выдавливания смазки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.07.2004

Извещение опубликовано: 10.12.2005 БИ: 34/2005


Categories: BD_2224000-2224999