Патент на изобретение №2224317

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2224317 (13) C2
(51) МПК 7
H01F30/14
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001134228/09, 20.12.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.12.2001

(43) Дата публикации заявки: 20.07.2003

(45) Опубликовано: 20.02.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1377930 A1, 29.02.1988. SU 1474811 A1, 23.04.1989. SU 598197 А, 20.02.1978. SU 555523 A, 27.05.1977. CN 2397582 U, 20.09.2000. CN 2454880 U, 17.10.2001. CN 2442374 U, 08.08.2001. МАРКВАРДТ К.Г. Электроснабжение электрифицированныхжелезных дорог. – М.: Транспорт, 1982, с. 31.

Адрес для переписки:

101475, Москва, ул. Образцова, 15, МИИТ

(72) Автор(ы):

Мамошин Р.Р.,
Василянский А.М.

(73) Патентообладатель(и):

Московский государственный университет путей сообщения

(54) ТРАНСФОРМАТОР С СИММЕТРИРУЮЩИМ ЭФФЕКТОМ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к системам электроснабжения железных дорог на переменном токе 27,5 кВ, 50 Гц, и может быть использовано для поперечного симметрирования тяговых нагрузок на распределительных подстанциях и для питания продольной двухпроводной линии с однофазными трансформаторами. Технический результат заключается в минимальном расходе меди и возможности питания промежуточных подстанций по двухпроводным линиям повышенного напряжения. Трансформатор содержит первичную обмотку, соединенную в “звезду”. Вторичная обмотка содержит две трехфазные соединенные в “треугольник” обмотки с одной общей заземленной вершиной и четыре обмотки, соединенные в неполную звезду. Две из них одними выводами присоединены к свободным вершинам одной трехфазной обмотки. А две другие – к свободным вершинам другой трехфазной обмотки так, что между другими выводами обмоток, соединенных в неполную звезду, и землей формируются напряжения с углом сдвига фаз 90o. 2 ил.

Изобретение относится к системам электроснабжения железных дорог на переменном токе 27,5 кВ, 50 Гц, представляет собой специальный симметрирующий трехфазный трансформатор и может быть использовано для поперечного симметрирования тяговых нагрузок на подстанции, где предполагается его использование и для одновременного питания продольной двухпроводной линии напряжением 93,9 кВ для питания промежуточных подстанций с однофазными трансформаторами, питающими тяговую сеть на участке между подстанциями, на которых предполагается установка предлагаемого изобретения.

Предлагаемое изобретение относится к системе распределенного электроснабжения переменного тока железной дороги с трехфазными симметрирующими и однофазными трансформаторами, описание которой изложено в заявке на изобретение “Система распределенного электроснабжения переменного тока железной дороги с трехфазными симметрирующими и однофазными трансформаторами.

Известны специальные симметрирующие трансформаторы с специальными схемами соединения обмоток на стороне тяги и повышенным расходом меди [1, 2].

Недостатком этих трансформаторов является большой расход и плохое использование меди на стороне тяги, повышенные потери энергии в них. Кроме того, в этих трансформаторах отсутствует возможность одновременно с симметрированием нагрузок обеспечить автономное питание промежуточных тяговых подстанций. Наиболее близким по технической сущности является устройство, описанное в [2]. Оно взято за прототип.

Техническим результатом является минимальный расход меди на обмотки трансформатора, получение дополнительной функции питания от трансформатора промежуточных подстанций по двухпроводным линиям повышенного напряжения.

Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что на стороне тяги две трехфазные обмотки с напряжениями фаз 14,232 кВ и 32,870 кВ, соответственно, собираются по схеме треугольника. Обе эти обмотки соединяются в одной общей вершине, а к оставшимся свободным вершинам обоих треугольников присоединяются обмотки, соединенные в неполную звезду таким образом, что две из них с напряжениями лучей 8,22 кВ присоединяются к свободным вершинам треугольника с напряжениями в фазных обмотках 14,232 кВ, а две остальные с напряжениями лучей 18,977 кВ – к свободным вершинам треугольника с напряжениями фазных обмоток 32,871 кВ. За счет такой схемы соединения обмоток на стороне тяги угла сдвига между напряжениями, подаваемыми в тяговую сеть, составляют 90o.

На фиг.1 представлена схема соединения обмоток предлагаемого трансформатора, а на фиг.2 – векторная диаграмма его токов и напряжений на стороне тяги.

Трансформатор состоит из первичной обмотки 1, соединенной в звезду, вторичная (тяговая) сторона трансформатора состоит из двух обмоток 2 и 3, соединенных каждая треугольником с напряжениями фаз обмоток 2, равными 32,87 кВ, и обмоток 3 – равными 14,232 В. Вывод конца 4 фазы (с) обмотки 2 соединен с выводом начала 5 фазы (с) обмотки 3 и общий узел 6 этого соединения присоединяется к рельсам (земле). К выводам 7 (начало фазы А обмотки 2) (конец фазы А обмотки 2) присоединяются, соответственно, обмотки 9 и 10, соединенные каждая в неполную звезду с напряжениями фаз 18,978 кВ. Узел 7 присоединяется к выводу 11 конца фазы (а) обмотки, соединенной неполной звездой, а вывод 12 конца фазы (в) этой обмотки выводится на корпус бака трансформатора (вывод 13). Вывод 8 конца фазы А обмотки 2 присоединяется к выводу 14 конца фазы С обмотки 10, а вывод 15 обмотки 10 также выводится на корпус трансформатора (вывод 16). В результате между выводами 13 и 6, а также 16 и 6 формируются напряжения 63,5 кВ, и угол между этими напряжениями составляет 90o. К выводам 17 (конец фазы А обмотки 3) и 18 (начало фазы А обмотки 3) также присоединяются обмотки 19 и 20, каждая из которых соединена по схеме неполной звезды. К выводу 17 присоединяется вывод 21 конца фазы (в) обмотки 19, а вывод 22 фазы (а) этой обмотки выводится на корпус трансформатора (вывод 23). При этом между выводами 6 и 23 формируется напряжение 27,5 кВ.

Вывод 24 конца фазы (с) обмотки 3 или, что одно и то же, вывод 24 конца фазы (с) обмотки 3 соединяется выводом 25 конца фазы (а) обмотки 20, а вывод 26 конца фазы (с) обмотки 20 выводится на корпус трансформатора (вывод 27). При этом между выводами 27 и 6 формируется напряжение 27,5 кВ, а угол между напряжениями выводов 23-6 и 27-6 составляет 90o.

На фиг. 2 изображена векторная диаграмма токов и напряжений рассматриваемого трансформатора.

Векторы напряжений между узлами 17(21), 18(24) и 4(6)5 образуют треугольник. Модули этих векторов составляют 14,232 кВ. Векторы между узлами 8(14), 7(11) и 4(6)5 образуют второй закрытый треугольник. Модули этих векторов составляют 32,87 кВ. К узлу 18(24) первого треугольника присоединяется обмотка 20, соединенная в неполную звезду, векторы напряжений лучей которой составляют по модулю 8,22 кВ. Напряжение между концом 27(26) этой неполной звезды и узлом 4(6)5 первого треугольника составляет 27,5 кВ.

К узлу 17(21) первого треугольника присоединяется обмотка 19, соединенная в неполную звезду, и векторы напряжений лучей этой неполной звезды по модулю также равны 8,22 кВ. Напряжение между концом луча неполной звезды 23(22) и узлом 4(6)5 первого треугольника составляет 27,5 кВ, а угол между векторами напряжений, соединяющих узлы 27(26)-4(6)5 и 23(22)-4(6)5, составляет 90o. Эти векторы напряжений на фиг.2 показаны штриховыми линиями.

Узел векторной диаграммы на фиг.2 4(6)5 является общим для обоих треугольников напряжений и этот узел объединяет конец вектора и начало вектора второго треугольника. К узлу 8(14) второго треугольника присоединяется обмотка, соединенная в неполную звезду 10, а векторы напряжений ее лучей по модулю составляют 18,977 кВ. При этом конец вектора присоединяется к узлу 8(14), а конец вектора /к узлу 16(15). Напряжение между узлами 16(15) и 4(6)5 по модулю составляет 66,4 кВ и вектор этого напряжения, показанный на фиг.2 штриховой линией, является продолжением вектора напряжения между узлами 27(26) и 4(6)5. Таким образом напряжение между узлами 27(26) и 16(15) составляет по модулю 93,9 кВ.

К узлу 7(11) второго треугольника примыкает обмотка 9, соединенная неполной звездой с напряжениями лучей , также равными по модулю 18,977 кВ. При этом к узлу 7(11) присоединяется конец луча неполной звезды с напряжением , а к началу этого луча присоединяется начало второго луча этой неполной звезды с напряжением . Между концом луча этой звезды 13(12) и узлом 4(6)5 формируется напряжение 66,4 кВ. Вектор этого напряжения является продолжением вектора напряжения между узлами 23(22) и 4(6)5. Он также показан штриховой линией и общее напряжение между узлами 23(22) и 13(12) составляет 93,9 кВ. Угол между напряжениями между узлами 13(12)-4(6)5 и 4(6)5 также составляет 90o.

В результате предлагаемый трансформатор на стороне тяги, формируя напряжения по 27,5 кВ между узлами 6-23 и 6-27 с углом сдвига фаз между ними 90o, обеспечивает возможность питания тяговой сети своими фидерами при наличии симметрирующего эффекта. В то же время, формируя взаимно сдвинутые на 90o напряжения 93,9 кВ между выводами 13-23 и 93,9 кВ между выводами 16-27, трансформатор обеспечивает возможность создания двухпроводных линий напряжением по 93,9 кВ, обладающих симметрирующим эффектом на трансформаторе и обеспечивающих возможность питания 5-6 простейших однотрансформаторных тяговых подстанций с однофазными трансформаторами при полностью параллельной их работе по тяговой сети, что позволяет существенно сократить капитальные затраты на электроснабжение тяги при надежной схеме электроснабжения и повышении качества электроэнергии.

Источники информации
1. К. Г.Марквардт. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. М:, Транспорт, 1982, с. 41-42.

2. Авторское свидетельство 1377930. SU 1377930 A1, Н 01 Г 33/09, 1987 (прототип).

Формула изобретения

Трансформатор с симметрирующим эффектом для системы распределенного электроснабжения железной дороги, содержащий первичную обмотку, соединенную в “звезду”, и вторичную обмотку, отличающийся тем, что вторичная обмотка содержит две трехфазные соединенные в “треугольник” обмотки с одной общей заземленной вершиной и четыре обмотки, соединенные в неполную звезду, две из которых одними выводами присоединены к свободным вершинам одной указанной трехфазной обмотки, а две другие – к свободным вершинам другой трехфазной обмотки так, что между другими выводами обмоток, соединенных в неполную звезду, и землей формируются напряжения с углом сдвига фаз 90.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный университет путей сообщения” (МИИТ)


НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью “Сименс” (ООО “Сименс”)

Договор № РД0051390 зарегистрирован 17.06.2009

Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2224000-2224999