Патент на изобретение №2223995
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СОСТАВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ДНИЩА АВТОКЛАВОВ ПРОИЗВОДСТВА ЯЧЕИСТЫХ БЕТОНОВ (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат: Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для защиты от коррозии углеродистых сталей при повышенной температуре и давлении до 1,2 МПа в коррозионно-агрессивных щелочных средах, содержащих хлор- и сульфат-ионы, а также другие агрессивные компоненты. В частности, изобретение может быть использовано для защиты от локальной и общей коррозии межрельсового пространства (днища) автоклавов производства ячеистых бетонов. Кроме того, оно может быть использовано для защиты от коррозии внешней поверхности различных трубопроводов, в частности теплотрасс, эксплуатирующихся в жестких коррозионных условиях, сушильных вагонеток, в производстве керамического кирпича, для защиты от коррозионно-эрозионного износа днища автомобилей различных моделей и в других случаях. Состав по первому варианту выполнения содержит натриевую пластичную смазку, графит, тальк, окись магния, окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия, органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, бензин “Калоша”. По второму варианту состав дополнительно содержит кубовые остатки СЖК. По третьему варианту состав дополнительно содержит кубовые остатки СЖК и асмол. 3 с.п. ф-лы, 1 табл. Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для защиты от коррозии углеродистых сталей при температуре до 1804200oС и давлении до 1,2 МПа в коррозионно-агрессивных щелочных средах, содержащих хлор- и сульфат-ионы, а также другие агрессивные компоненты. В частности, изобретение может быть использовано для защиты от локальной и общей коррозии межрельсового пространства (днища) автоклавов производства ячеистых бетонов. Кроме того, оно может быть использовано для защиты от коррозии внешней поверхности различных трубопроводов, в частности теплотрасс, эксплуатирующихся в жестких коррозионных условиях, сушильных вагонеток в производстве керамического кирпича, для защиты от коррозионно-эрозионного износа днища автомобилей различных моделей и в других случаях. Известен состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов на основе кубовых остатков жирных кислот животного происхождения, содержащий инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель (Патент ПНР 249370, C 09 D 5/08, 1987 г.). Недостаток этого состава – сравнительно низкий противокоррозионный эффект при его использовании. Известны изобретения RU 2183549 С1, ЗАО “Нефтемонтаждиагностика”. 20.06.2002; US 4153465 Bayer Aktiengessellschaft (DE), 08.05.1979, касающиеся данного вопроса. Однако эти изобретения в свете рассматриваемой проблемы не имеют существенного значения. Наиболее близким к заявляемому объекту является состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов на основе кубовых остатков синтетических жирных кислот (СЖК), содержащий инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель (Патент ПНР 143471, C 09 D 5/08, 1988 г.). Недостатком данного состава, как показала практическая проверка, является непрочность и недолговечность покрытия из-за образования вздутий и трещин. Изобретение направлено на повышение антикоррозионных и физико-механических характеристик покрытия, в частности на образование на поверхности металла хемосорбционных пассивных пленок с высокими защитными свойствами в результате воздействия на металл ингибиторов коррозии, входящих в состав покрытия. В первом варианте это достигается тем, что состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу, инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель, отличается тем, что в качестве основы состав содержит натриевую пластичную смазку и дополнительно – неорганические ингибирующие добавки: окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ 4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин “Калоша” при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка – 25,0 – 35,0 Графит – 1,5 – 3,0 Тальк – 3,0 – 6,0 Окись магния – 1,5 – 3,0 Окись цинка – 10,0 – 15,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 – 3,0 – 6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ 4В – 3,0 – 6,0 Бензин “Калоша” – 30,0 – 50,0 Во втором варианте состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу – кубовые остатки СЖК; инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель, отличается тем, что состав дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, неорганические ингибирующие добавки – окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двyxpoмoкислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин “Калоша” при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка – 18,0 – 25,0 Кубовые остатки СЖК (фракции С16 и выше) – 10,0 – 20,0 Графит – 2,0 – 3,0 Тальк – 4,0 – 5,0 Окись магния – 1,5 – 3,0 Окись цинка – 8,0 – 12,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 – 3,0 – 6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В – 3,0 – 6,0 Бензин “Калоша” – 35,0 – 50,0 В третьем варианте состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу – кубовые остатки СЖК, инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель, отличается тем, что состав дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, асмол, неорганические ингибирующие добавки – окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин “Калоша” при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка – 5,0 – 15,0 Кубовые остатки СЖК (фракции С16 и выше) – 8,0 – 15,0 Асмол – 5,0 – 15,0 Графит – 2,0 – 3,0 Тальк – 2,5 – 5,0 Окись магния – 1,5 – 2,5 Окись цинка – 7,0 – 10,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 – 3,0 – 6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В – 3,0 – 6,0 Бензин “Калоша” – 35,0 – 55,0 Все компоненты, входящие в предлагаемые составы для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, регламентированы нормативными материалами. Натриевую пластичную смазку выпускают по ТУ 38401-66-52-89. Кубовые остатки СЖК получают в результате ректификации сырых жирных кислот, они являются отходом производства и представляют собой смесь высших жирных кислот фракции C16 и выше, в основном насыщенных монокарбоновых кислот, а также смолистых продуктов конденсации и полимеризации и производятся по ТУ 38.1071231-89 с изменениями 1, 2. Асмол представляет собой нефтеполимер, включающий асфальт деасфальтизации гудрона пропаном, тяжелую смолу – кубовый остаток производства изопрена и серную кислоту при следующем соотношении компонентов, вес.%: асфальт – 75-85, тяжелая смола – 10-15, кислота – остальное, и выпускается по ТУ 5623-002-05-1116-44-96. Органический ингибитор ТАЛ-11М представляет собой раствор в керосине технической смеси продуктов конденсации жирных кислот таллового масла и диэтиленамина, жидкость от желтого до темно-коричневого цвета d’=0,87-0,88 г/см3 с температурой застывания -20oС и синтезируется по ТУ 38 I ССР-201462-86. Органический ингибитор ИКБ-4В – продукт конденсации СЖК с С26 и выше с диэтиленаминами, например с диэтилентриамином, жидкость темно-коричневого цвета без запаха d’=0,87 с температурой застывания от -30 до -45oС; отличается термостойкостью и производится по ТУ 101460-74 В. Графит выпускают по ГОСТ 48-12-4-85, тальк – по ТУ 21-25-159-90, окись магния – по ГОСТ 4526-75, окись цинка – по ГОСТ 102-62-73, молибденовокислый натрий – по ГОСТ 10931-74, двухромовокислый калий – по ГОСТ 42-20-75, бензин “Калоша” – по ГОСТ 2084-77. Примеры. В лабораторных условиях были получены предлагаемые составы покрытий путем смешивания компонентов в заданном соотношении до образования однородной массы во взрывобезопасном электросмесителе серии АО типа миксера. Опыты по определению противокоррозионного защитного эффекта предлагаемых составов проводили на изолированных составами образцах из Ст-3 (ГОСТ 380-60) в лабораторном автоклаве нестандартной конструкции на базе кислородного баллона в сильноагрессивном электролите с содержанием сульфат-ионов 900 мг/л и хлор-ионов 2300 мг/л при температуре от 20 до 170…190oС и давлении до 0,8. . .1,2 МПа. При указанных условиях количество автоклавных циклов составило от 16 до 126, причем один цикл испытаний составил 9 часов. Содержание компонентов в предлагаемых составах, время коррозионных испытаний и противокоррозионный защитный эффект покрытий приведены в таблице. Как видно из таблицы, покрытие, полученное по прототипу, характеризуется низким защитным эффектом (первые коррозионные поражения в виде коррозионных точек появились через 144 часа), в то время как покрытия, полученные по предлагаемым составам, имеют значительно больший защитный эффект – первые коррозионные поражения появились через 810 часов (по первому варианту предлагаемого состава) и через 1134 часа (по третьему варианту). Таким образом, предлагаемые составы по примерам 1-3 увеличивают защитные свойства покрытий по сравнению с прототипом в 6-8 раз. Использование предлагаемых составов обеспечивает по сравнению с прототипом образование надежного защитного покрытия в виде пассивных пленок хемосорбционного характера в результате воздействия на металл ингибиторов коррозии, входящих в состав покрытия. Были проведены производственные испытания предлагаемых составов покрытий, результаты которых дают основание рекомендовать их к широкому промышленному внедрению. Формула изобретения 1. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу, инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он в качестве основы содержит натриевую пластичную смазку, а также неорганические ингибирующие добавки: окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 и органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин “Калоша” при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка 25,0-35,0 Графит 1,5-3,0 Тальк 3,0-6,0 Окись магния 1,5-3,0 Окись цинка 10,0-15,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,0 Бензин “Калоша” 30,0-50,0 2. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу – кубовые остатки СЖК, инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, неорганические ингибирующие добавки – окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин “Калоша” при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка 18,0-25,0 Кубовые остатки СЖК 10,0-20,0 Графит 2,0-3,0 Тальк 4,0-5,0 Окись магния 1,5-3,0 Окись цинка 8,0-12,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,0 Бензин “Калоша” 35,0-50,0 3. Состав для защиты от коррозии днища автоклавов производства ячеистых бетонов, включающий основу – кубовые остатки СЖК, инертные наполнители – тальк, графит, отвердитель – окись магния, разбавитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит натриевую пластичную смазку, асмол, неорганические ингибирующие добавки – окись цинка, смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7, а также органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В, при этом в качестве разбавителя состав содержит бензин “Калоша” при следующем содержании компонентов, вес.%: Натриевая пластичная смазка 5,0-15,0 Кубовые остатки СЖК 8,0-15,0 Асмол 5,0-15,0 Графит 2,0-3,0 Тальк 2,5-5,0 Окись магния 1,5-2,5 Окись цинка 7,0-10,0 Смесь молибденовокислого натрия и двухромовокислого калия в соотношении 1:0,7 3,0-6,0 Органический ингибитор ТАЛ-11М или ИКБ-4В 3,0-6,0 Бензин “Калоша” 35,0-55,0 РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.07.2006
Извещение опубликовано: 27.06.2007 БИ: 18/2007
NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.11.2009
Извещение опубликовано: 10.11.2009 БИ: 31/2009
|
||||||||||||||||||||||||||