Патент на изобретение №2223453

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2223453 (13) C2
(51) МПК 7
F25B11/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 09.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002105882/062002105882/06, 05.03.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.03.2002

(43) Дата публикации заявки: 10.09.2003

(45) Опубликовано: 10.02.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1195151 A, 18.06.1984. RU 2158398 C1, 27.10.2000. RU 2027957 C1, 27.01.1995. RU 2098713 C1, 10.12.1997. GB 1288039 A, 06.09.1972. US 4167295 A, 11.09.1979.

Адрес для переписки:

109428, Москва, ул. 2-я Институтская, 6, “Полимод”, Н.Ф. Башлыкову

(71) Заявитель(и):

ЗАО Внешнеэкономическая Ассоциация “Полимод” в области модификаторов бетона (RU)

(72) Автор(ы):

Кобулашвили А.Ш. (RU),
Парфенов К.А. (RU),
Фаликман В.Р. (RU),
Башлыков Н.Ф. (RU),
Грязнов И.А. (RU),
БЛАЧ Визоро Рикардо (ES)

(73) Патентообладатель(и):

ЗАО Внешнеэкономическая Ассоциация “Полимод” в области модификаторов бетона (RU)

(54) ТУРБОХОЛОДИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ

(57) Реферат:

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в устройствах воздушных турбокомпрессоров для получения низкотемпературного холода в диапазоне температур от -60°С до -120°С. Агрегат работает по принципу воздушного рекуперативного холодильного цикла с турбодетандером и состоит из компрессорного блока А и блока охлаждения В. Блок А включает компрессор, концевой холодильник, масловлагоотделитель, блок осушки, фильтр тонкой очистки, фильтр низкого давления. Блок В состоит из рекуперативного теплообменника, турбодетандера, камер охлаждения и насосного агрегата. На свободной консоли вала турбодетандера смонтировано нагрузочное устройство в виде втулки. Роторная часть втулки выполнена с кольцевыми канавками с относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу втулки 0,1-0,2. На ответной поверхности статорной части втулки выполнены осевые канавки с относительной шириной рабочих элементов к радиусу втулки 0,1-0,2. Такое выполнение турбохолодильного агрегата обеспечивает регулирование рабочей температуры с точностью до 1°С, достижение виброустойчивости турбодетандера к получастотным автоколебаниям и предотвращает перегрев масла при высокой частоте вращения, достигающей более 100000 об/мин. 3 ил.

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к устройствам воздушных турбокомпрессоров для получения низкотемпературного холода в диапазоне температур от -60°С до -120°С.

Известны воздушные турбохолодильные агрегаты, которые работают по принципу воздушного рекуперативного холодильного цикла с турбодетандером и состоят из компрессора, блока осушки воздуха, рекуперативного теплообменника, системы смазки, системы управления и турбодетандера. Регулирование рабочей температуры осуществляется изменением количества расширенного воздуха, подаваемого из турбодетандера в рекуперативный теплообменник, установкой нагрузочных устройств в виде турбокомпрессорного агрегата или высокочастотного электрогенератора [1, 2, 3, 4].

Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция воздушного турбохолодильного агрегата с нагрузочным устройством в виде гладкой цилиндрической втулки, охватывающей с малым радиальным зазором участок вала. Через специальные клапаны в зазор подается смазывающая жидкость, используемая в подшипниках, или жидкий хладоагент [5].

Недостатками таких конструкций является малый диапазон регулирования мощности турбины, обычно в пределах 10-15% от номинальной, а также сильное дестабилизирующее гидромеханическое воздействие на ротор, приводящее, как правило, к режиму возбуждения нестационарных автоколебательных процессов. В результате резко снижается область динамически устойчивой работы машины.

Техническая задача заключается в обеспечении оптимальных условий охлаждения при различных температурных режимах, устойчивой работы турбодетандера в широком диапазоне и возможности регулирования температуры с точностью до 1°С.

Поставленная задача решается таким образом, что в турбохолодильном агрегате, включающем компрессор, блок осушки воздуха, рекуперативный теплообменник, систему смазки, систему управления и турбодетандер, согласно изобретению турбодетандер снабжен смонтированным на свободной консоли вала турбодетандера нагрузочным устройством в виде втулки, выполненной с кольцевыми канавками и относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу 0,1-0,2 на роторной части и осевыми канавками с относительной шириной рабочих элементов 0,1-0,2 на ответной поверхности статорной части втулки.

Предлагаемое устройство отличается от известного наличием нагрузочного устройства в виде цилиндрической втулки с выполненными на ее рабочих поверхностях роторной и статорной частей аксиальными и радиальными канавками. Подаваемая в рабочий зазор смазывающая жидкость в результате вращения вала увлекает окружающий втулку воздух, количество которого изменяется в зависимости от скорости вращения вала. Как следствие, имеет место гидродинамическое трение существенно эмульгированной среды. Регулирование тормозной мощности осуществляется за счет изменения количества подаваемой смазывающей среды в рабочий зазор элементов втулки. За счет этого достигается изменение в широком диапазоне динамической вязкости образующейся в рабочем зазоре эмульсии. В результате диапазон регулирования мощности турбины и, соответственно, количества вырабатываемого холода увеличивается до величины 70-80% от номинальной.

Благодаря разрыву смазочного слоя аксиальными и радиальными канавками на поверхности тормозной втулки резко уменьшаются нестационарные гидродинамические силы, действующие на ротор, чем и достигается значительное снижение уровня возбуждающего воздействия на ротор. Это предопределяет поддержание устойчивых режимов работы турбины во всем рабочем диапазоне скоростей вращения.

На фиг. 1 представлен турбохолодильный агрегат; фиг. 2 – нагрузочное устройство; фиг. 3 – сечение А-А на фиг. 2.

Турбохолодильный агрегат работает по принципу воздушного рекуперативного холодильного цикла с турбодетандером и состоит из компрессорного блока А и блока охлаждения В. Блок А включает компрессор 1, концевой холодильник 2, масловлагоотделитель 3, блок осушки 4, фильтр тонкой очистки 5, фильтр низкого давления 6. Блок В состоит из рекуперативного теплообменника 7, отсечного воздушного клапана 8, автоматической защиты турбодетандера 9, камер охлаждения 10.1 и 10.2 и насосного агрегата 11 с масляным холодильником 12, аккумулятором масла 13, фильтрами супертонкой очистки масла 14 и обратным клапаном 15. Кроме того, установка комплектуется блоком с приборами контроля и арматурой управления (не показано). На свободной консоли вала турбодетандера 9 смонтировано нагрузочное устройство 16, которое представляет собой цилиндрический гидравлический тормоз в виде втулки. Роторная часть 17 втулки выполнена с кольцевыми канавками 18 с относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу втулки 0,1-0,2. На ответной поверхности статорной части 19 втулки выполнены осевые канавки 20 с относительной шириной рабочих элементов к радиусу втулки 0,1-0,2.

Турбохолодильный агрегат работает следующим образом.

Сжатый и очищенный воздух в блоке А, предварительно охлажденный в рекуперативном теплообменнике 7, через клапан 8 поступает в турбодетандер 9, где расширяется и охлаждается до необходимой температуры. Часть расширенного и охлажденного воздуха поступает в рекуперативный теплообменник 7, а основная часть идет на охлаждение к потребителю холодного воздуха в камеры охлаждения 10.1 и 10.2. Регулирование рабочей температуры осуществляется изменением скорости вращения турбодетандера 9, которое достигается путем регулирования подачи смазывающей среды, поступающей в рабочий зазор нагрузочного устройства 16, где посредством кольцевых канавок 18 и осевых канавок 20 происходит эмульгирование смазывающей среды. За счет изменения в широком диапазоне динамической вязкости образующейся эмульсии изменяется тормозная мощность, воздействующая на турбодетандер, что позволяет обеспечить регулирование температурного режима с точностью до 1°С, достигнуть виброустойчивости турбодетандера к получастотным автоколебаниям и предотвращает перегрев масла при частоте вращения турбины, достигающей более 100000 об/мин.

Источники информации

1. GB №1282643, кл. F 25 B 11/00, публ. 19 июля 1972 г.

2. US №4167295, кл. F 16 C 17/10, публ. 11 сентября 1979 г.

3. РСТ № 91/00483 А1, кл. F 25 B 11/04, публ. 10 января 1991 г.

4. ЕР №0880000 А3, кл. F 25 B 11/02, публ. 16 декабря 1998 г.

5. RU №2158398 С1, кл. F 25 B 11/00, публ. 27 октября 2000 г. (прототип).

Формула изобретения

Турбохолодильный агрегат, включающий компрессор, блок осушки воздуха, рекуперативный теплообменник, систему смазки, систему управления и турбодетандер, отличающийся тем, что турбодетандер снабжен смонтированным на свободной консоли вала турбодетандера нагрузочным устройством в виде втулки, выполненной с кольцевыми канавками и относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу 0,1-0,2 на роторной части и осевыми канавками с относительной шириной рабочих элементов 0,1-0,2 на ответной поверхности статорной части втулки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.03.2005

Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006


Categories: BD_2223000-2223999