Патент на изобретение №2222771
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) РАКЕТА
(57) Реферат: Изобретение относится к области вооружений и может найти применение в ракетных комплексах ближнего радиуса действия. Ракета содержит отделяемый стартовый двигатель, телескопически соединенный с кормовой частью маршевой ступени. Кормовая часть маршевой ступени снабжена охватывающим ее по наружному диаметру подвижным поршнем, выполненным с выступающей за торец маршевой ступени юбкой. Посадочное гнездо в передней части двигателя снабжено упором, внутренний диаметр которого равен диаметру маршевой ступени. Поршень соединен с кормовой частью маршевой ступени разрывным элементом. Таким выполнением ракеты достигается уменьшение возмещений маршевой ступени при разделении ракеты и как следствие – повышение надежности. 2 ил. Изобретение относится к области вооружений и может найти применение в ракетных комплексах ближнего радиуса действия. Известна конструкция противотанковой ракеты кинетического действия (пат. RU 2108537, МКИ F 42 B 12/06, 15/00, опубл. 10.04.98 г., бюл. 10), принятая авторами за аналог изобретения. Она содержит корпус, являющийся одновременно корпусом реактивного двигателя, заряд твердого топлива, бронебойный стержень и вспомогательные исполнительные устройства, размещенные внутри заряда твердого топлива по его оси и скрепленные непосредственно или через соединительный элемент с задним дном корпуса, стенками корпуса и зарядом твердого топлива, головку самонаведения и органы управления. Данная конструкция при минимальной длине обеспечивает равномерное распределение нагрузки по корпусу и снижает эффективность действия элементов динамической или активной защиты танков на боевой элемент. Однако исполнение ракеты с неотделяемым стартовым двигателем не позволяет реализовать большие дальности стрельбы (свыше 3 ![]() – уменьшить силовое воздействие на кормовую часть маршевой ступени со стороны двигателя за счет сокращения времени разделения и импульса возмущающих сил; – уменьшить в момент разделения угол разворота стартового двигателя относительно направления движения за счет смещения центра масс двигателя вперед и за счет импульса динамического удара поршня об упор в момент остановки; – обеспечить отсутствие перекоса маршевой ступени относительно посадочного гнезда стартового двигателя при их разделении за счет упора и юбки подвижного поршня, увеличивающих длину посадки. При этом момент от управляющих сил передается только по двум цилиндрическим поверхностям, что исключает возможность контакта кормовой части маршевой ступени при ее изгибе со стенками посадочного гнезда и уменьшает силу трения и, в конечном счете, позволяет сократить время разделения ступеней и уменьшить тем самым импульс боковых сил в момент разделения; – уменьшить угол разворота маршевой ступени относительно точки ее контакта со стартовым двигателем к моменту выхода кормовой части из посадочного гнезда за счет наличия у подвижного поршня юбки, выступающей за торец маршевой ступени, что уменьшает возмущение при разделении; – подкрепить посадочное гнездо стартового двигателя подвижным поршнем, что позволяет увеличить длину посадочного гнезда и выполнить его в камере сгорания двигателя без увеличения толщины стенок, а также увеличить глубину вдвижения маршевой ступени в двигатель и сократить тем самым длину ракеты. Сущность изобретения поясняется схемой ракеты (фиг.1) и схемой сил и моментов (фиг. 2), действующих на маршевую ступень и отделяемый стартовый двигатель в момент разделения. Предлагаемая ракета (фиг.1) содержит маршевую ступень 1 и стартовый двигатель 2, жестко соединенные с помощью узла фиксации-расфиксации 4. Кормовая часть 3 маршевой ступени 1 размещена в охватывающем ее по наружному диаметру Dмс подвижном поршне 6, выполненном с выступающей за торец маршевой ступени юбкой 7, и соединена с ним разрывным элементом 9. В передней части посадочного гнезда 5 отделяемого стартового двигателя 2 выполнен упор 8, препятствующий выходу подвижного поршня 6 с юбкой 7 из посадочного гнезда двигателя после разделения ступеней ракеты. Работа предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом. На стартовом участке ракета летит с жестко соединенными между собой с помощью узла фиксации-расфиксации 4 маршевой ступенью 1 и отделяемым стартовым двигателем 2. В момент окончания работы стартового двигателя срабатывает механизм расфиксации 4 и маршевая ступень, размещенная в подвижном поршне 6, и стартовый двигатель начинают разделяться либо под действием разности аэродинамических сил, действующих на маршевую ступень и двигатель, либо под действием давления, которое может создаваться за поршнем продуктами сгорания от сжигаемого пиротехнического состава либо отобранным из камеры сгорания стартового двигателя газом. В момент удара поршня 6 об упор 8 посадочного гнезда 5 происходит разрушение разрывного элемента 9 и отделение стартового двигателя от маршевой ступени. При разделении ступеней упор 8 обеспечивает остановку поршня 6 в момент выхода маршевой ступени 1 из посадочного гнезда 5 отделяемого стартового двигателя 2. При этом за счет смещения центра масс двигателя вперед и динамического воздействия поршня на двигатель уменьшается угол разворота двигателя (фиг.2). При активном разделении остановка поршня позволяет исключить силовое и тепловое воздействие на маршевую ступень продуктов сгорания пиротехнического состава или продуктов сгорания топлива, под действием которых осуществляется разделение ступеней после прекращения работы двигателя. Длина упора, юбки поршня и длина участка кормовой части маршевой ступени, которую охватывает поршень, а также величина зазора между кормовой частью маршевой ступени и посадочным гнездом двигателя выбираются в каждом конкретном случае расчетным путем и уточняются в процессе отработки. Таким образом, в предлагаемом техническом решении обеспечивается уменьшение угловых возмущений маршевой ступени в момент разделения ее со стартовым двигателем за счет уменьшения сил трения по посадочному гнезду и уменьшения тем самым времени разделения, уменьшения угла разворота маршевой ступени относительно точки ее контакта с посадочным гнездом двигателя, а также исключается силовое воздействие на корму маршевой ступени при активном разделении продуктов сгорания дополнительной навески или продуктов сгорания топлива стартового двигателя. Источники информации 1. Патент RU 2108537, МКИ F 42 B 12/06, 15/00, опубликован 10.04.98 г., бюл. 10 – аналог. 2. Патент США 5005781, кл. 244 – 3.26, 19991 г. – прототип. Формула изобретения Ракета, содержащая отделяемый стартовый двигатель, телескопически соединенный с кормовой частью маршевой ступени, отличающаяся тем, что кормовая часть маршевой ступени снабжена охватывающим ее по наружному диаметру подвижным поршнем, выполненным с выступающей за торец маршевой ступени юбкой, при этом посадочное гнездо в передней части двигателя выполнено с упором, внутренний диаметр которого равен диаметру маршевой ступени, а поршень соединен с кормовой частью маршевой ступени разрывным элементом. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||