Патент на изобретение №2222734
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) РЕДУКТОР
(57) Реферат: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных приводных механизмах. Редуктор содержит корпус с двумя ступенями ременных передач с переменным межосевым расстоянием, входной и выходные валы с установленными на них шкивами соответственно ведущим – первой ступени и ведомым – второй, промежуточный вал со шкивами и натяжное устройство. Корпус выполнен шарнирно-сочлененным, в одной его части (несущей) выполнены центрирующие поверхности для соосной установки входного и выходного валов, в другой части (выносной) помещен параллельно им промежуточный вал. Части корпуса связаны цилиндрическим шарниром, ось которого параллельна осям валов, с возможностью взаимного поворота на угол ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1. “Размещенные параллельно” входной и выходной валы не обеспечивают взаимно-соосного расположения передач. При этом “общее для обеих передач натяжное устройство” не может обеспечить в них одинаковое натяжение ремней равной длины, что отрицательно сказывается на их работоспособности. 2. Взаимная соосность передач неосуществима и потому, что непонятно, какую функцию выполняет выходной вал редуктора, если “ведомый шкив второй передачи установлен на корпусе снаружи” и не связан с выходным валом. 3. Промежуточный вал редуктора установлен в головке натяжной штанги “с возможностью колебания”, что недопустимо, так как колебания вызывают неустойчивое движение ремней и их сцепление со шкивами, а также могут вызвать разрушительный резонанс. 4. Одной из особенностей редуктора, не отмеченной в описании [2], является угловое перемещение промежуточного вала со штангой при изменении межосевого расстояния с помощью натяжного устройства. Отсутствие признаков, связывающих размеры межосевого расстояния, длины штанги и угла поворота промежуточного вала (а значит, и всех передач) относительно корпуса редуктора, делает невозможным его практическое применение в условиях определенности реального монтажного пространства, свойственных размещению механизмов в современных машинах. 5. Использование в обеих передачах (быстроходной – первой и тихоходной – второй) одинаковых ремней представляет собой частный случай, когда передаточное отношение редуктора (U) может быть разбито по ступеням поровну ![]() а) натяжение “одинаковых ремней” в обеих передачах путем перемещения промежуточного вала, даже в случае их взаимно-сосного расположения, может оказаться в действительности различным из-за разной их продольной податливости (она практически зависит от материалов, конструкции, технологии изготовления ремней и степени их предварительной обтяжки). Так что одни ремни могут перегружаться, другие – буксовать, и те и другие преждевременно выходить из строя. Из теории растяжения упругих стержней продольная податливость ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() б) долговечность ремней зависит от их скорости (числа пробегов), а она различается в передачах редуктора “в разы” (примерно в ![]() в) применение одинаковых по ширине ремней в ступенях передач нецелесообразно и в отношении влияния на моменты, “опрокидывающий” промежуточный вал в сторону более нагруженной его консоли, что приводит к перекосу ведущего шкива второй передачи и нарушает правильное взаимодействие ремней со шкивами. 6. Установка шкивов: ведущего – внутри, а ведомого – снаружи корпуса редуктора, является частным случаем и не может считаться признаком новизны. 7. Установка промежуточного вала на конце подвижной натяжной штанги делает его положение в пространстве не устойчивым в осевой плоскости из-за многократного возрастания перемещений в опорном шарнире штанги, расположенном на другом ее конце (зазоры, деформации). Это приводит к перекосу шкивов промежуточного вала и нарушению их взаимодействия с ремнями. Предлагаемые нами технические решения позволяют устранить проанализированные недостатки и получить положительный эффект от реализации нашей идеи – создать редуктор, обладающий свойствами и достоинствами ременных передач, такими как плавность хода, демпфирующая способность, бесшумность, электрическое, магнитное и тепловое разделение (изоляция) входного и выходного валов, работа передач без смазки и специального охлаждения. Для достижения этой цели двухступенчатый редуктор с ременными передачами, содержащий корпус, входной вал с расположенным на нем ведущим шкивом первой ступени передач, выходной вал с ведомым шкивом второй ступени, параллельный им промежуточный вал со шкивами и натяжное устройство (например, винтовая стяжка), отличается тем, что: расстояние между центрами ведущего и ведомого валов редуктора, с одной стороны, и промежуточного вала, с другой, (далее – “межосевое расстояние”) выполнено переменным, для чего корпус редуктора выполнен шарнирно-сочлененным; в одной (несущей) части корпуса выполнены центрирующие поверхности для соосной установки входного и выходного валов, а в другой (выносной) части корпуса расположен промежуточный вал; обе части корпуса связаны между собой цилиндрическим шарниром, ось которого параллельна осям валов передач, а также натяжным устройством, посредством которых осуществляется перемещение (поворот на угол ![]() ![]() ![]() ![]() межосевое расстояние изменяется от amin до amax: amin = Rcos ![]() ![]() amax=R+r (см. фиг.1), где R и r – расстояния от оси шарнира до осей валов, расположенных в несущей и выносной его частях, соответственно; ременные передачи обеих ступеней выполнены ремнями одинаковой продольной податливости; ведущий шкив – первой и ведомый – второй ступеней передач могут располагаться как внутри, так и снаружи корпуса; передаточное отношение редуктора может быть разбито по ступеням как угодно, причем типы ремней и шкивов в ступенях могут различаться по типу и размерам при соблюдении условия одинаковой продольной податливости всех ремней. Предлагаемое устройство изображено на чертежах: фиг.1 – вид спереди (передачи показаны наложенным контуром), фиг.2 – вид сбоку (промежуточный вал показан схематично). Сочлененный корпус редуктора состоит из несущей 1 и выносной 2 частей, связанных между собой цилиндрическим шарниром 3 и натяжным устройством 4. В несущей части выполнены центрирующие поверхности 5 и 6 для соосной установки соответственно входного 7 и выходного 8 валов со шкивами: ведущим первой ступени 9 и ведомым второй ступени передач 10. Выносная часть корпуса 2 с промежуточным валом 11 имеет возможность поворачиваться вокруг оси шарнира 3 на угол ![]() ![]() Для ограждения передач к корпусу может крепиться защитный кожух (на чертеже не показан). Редуктор допускает три других модификации: с опорой на корпус и фланцевым двигателем, с опорой на этот двигатель и с опорой на приводной вал (навесной редуктор). Устройство работает следующим образом. Вращающий момент от входного вала 7 передается с помощью первой ступени передач на промежуточный вал 11 и с него ремнями второй ступени – на выходной вал 8. Предварительное натяжение ремней 12 обеих ступеней осуществляется путем изменения межосевого расстояния а за счет поворота выносной части корпуса 2 вокруг оси шарнира 3 с помощью натяжного устройства 4. Положительный эффект от реализации нашего предложения заключается в том, что машиностроение получает для изготовления приводов машин и приборов редуктор нового типа – редуктор, обладающий достоинствами ременных передач: свойствами демпфирования, электрического, магнитного, акустического и теплового разделения, редуктор, который можно изготовить в условиях механических мастерских, имеющий неограниченную ремонтопригодность и предельно простой в комплектации, так как допускает использование однотипных ремней и ободов, шкивов в обеих передачах. Литература 1. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Решетова Д.Н. М., 1988, 370 с. 2. Заявка 93-046721/11, опубл. БИ 9704, кл. В 60 К 17/04 от 10.02.97. 3. Тимошенко С.П., Гере Дж. Механика материалов. М.: Мир, 1978. 4. Решетов Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1974, 518 с. Формула изобретения Редуктор, содержащий корпус, две ступени ременных передач, входной и выходной валы с установленными на них шкивами, соответственно, ведущим и ведомым, промежуточный вал со шкивами и натяжное устройство, отличающийся тем, что редуктор имеет изменяющееся межосевое расстояние в ступенях передач, при этом корпус выполнен шарнирно-сочлененным, при этом в несущей его части выполнены центрирующие поверхности для соосной установки входного и выходного валов, а в выносной его части помещен параллельно им промежуточный вал, указанные части корпуса связаны цилиндрическим шарниром, ось которого параллельна осям валов, редуктор выполнен с возможностью взаимного поворота частей корпуса на угол ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.03.2003
Извещение опубликовано: 20.12.2004 БИ: 35/2004
|
||||||||||||||||||||||||||