Патент на изобретение №2222477
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) САМОЛЕТ-АМФИБИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования легких самолетов-амфибий, гидросамолетов, самолетов обычных схем с улучшенными летно-техническими характеристиками при обеспечении безопасности полетов на больших углах атаки. Самолет-амфибия имеет лодку с реданами и низкорасположенное водоизмещающее крыло с консолями, выполненными с профилирующими аэродинамическими поверхностями-надкрылками, и с центропланом прямой стреловидности, имеющим наплыв по передней кромке стреловидностью более 70o. Надкрылки размещены у передней кроки на концевых частях коносолей и фиксированно соединены с ними посредством опор, образуя профилированную щель. Концевые части надкрылков сопряжены с законцовками консолей. Корневые части надкрылков консольно отходят от опор и снабжены плавными законцовками. Размах надкрылков составляет 0,6-0,7 от размаха консолей. Задняя кромка крыла имеет вертикальный срез высотой 1-2,5% от хорды консолей крыла. Срез ограничен снизу плоской пластиной. Длина плоской пластины равнв высоте среза. Плоская пластина является продолжением нижней поверхности крыла. 10 ил. Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования легких самолетов-амфибий (СА), гидросамолетов (ГС), самолетов обычных схем, способных улучшить летно-технические характеристики (ЛТХ) и обеспечить безопасность полетов на больших углах атаки. К устройствам, улучшающим ЛТХ и повышающим безопасность полетов на больших углах атаки, относятся: – предкрылки, являющиеся профилированными частями носков крыла, отклоняемые посредством привода или воздействия разрежения от отклонения набегающего потока [1]; – надкрылки, являющиеся дополнительными профилированными аэродинамическими поверхностями, фиксируемыми относительно носков крыла, например, при помощи кронштейнов [1]. Известны летательные аппараты, содержащие фюзеляж, крыло, снабженное надкрылками, зафиксированными по всему размаху консолей крыла [2]. Такое расположение надкрылков увеличивает сопротивление самолета на всех режимах полета и приводит к ухудшению ЛТХ: снижает максимальную скорость и продолжительность полета самолета и увеличивает километровые расходы топлива. В качестве прототипа рассматривается СА, содержащий лодку с реданами, низкорасположенное водоизмещающее крыло с центропланом прямой стреловидности, имеющий наплыв по передней кромке стреловидностью более 70o и консолями [3]. Недостатком такой схемы является ранний срыв потока на консолях крыла, обусловленный косыми пространственными течениями на наплывах центроплана. В результате развития срыва и потери подъемной силы на консолях, на самолете возникают кабрирующие моменты обтекания центроплана, приводящие к уменьшению приращения по углу атаки стабилизирующего пикирующего момента, что указывает на снижение степени продольной статической устойчивости. По мере увеличения угла атаки приращение продольного момента становится равным 0 и с дальнейшим увеличением угла атаки это приращение становится положительным еще до срывного угла ![]() ![]() фиг.1 – вид СА сбоку; фиг.2 – вид в плане; фиг.3 – вид спереди; фиг.4 – схема консоли крыла СА с надкрылком и задней кромкой; фиг.5 – сечение по надкрылку; фиг.6 – сечение по задней кромке крыла; фиг.7 – спектры обтекания консоли крыла прототипа, ![]() ![]() фиг.8 – спектры обтекания консоли крыла заявленного СА, ![]() ![]() фиг.9 – зависимость коэффициента подъемной силы от угла атаки; фиг.10 – зависимость коэффициента продольного момента от угла атаки. Самолет-амфибия содержит лодку 1 с реданами 2 и 3, низкорасположенное крыло 4 с центропланом 5 со стреловидностью более 70o по передней кромке 6 и консолями 7, которые снабжены профилированными аэродинамическими поверхностями – надкрылками 8, фиксированно соединенными с консолями при помощи внутренних опор 9, например, кронштейнов. Размах надкрылков 8 составляет 0,6-0,7 размаха консолей 7. Концевые части надкрылков 8 сопрягаются с законцовками 10 консолей 7 при помощи любых видов соединений, а корневые части отходят от внутренних опор – кронштейнов 9 и снабжены плавными законцовками, например, параболическими 11. Задняя кромка 12 крыла 4 имеет вертикальный срез 13 высотой 1-2,5% вкр, ограниченный снизу плоской пластиной 14, которая является продолжением нижней поверхности крыла 4. Длина пластины 14 равна высоте среза 13 задней кромки 12. Работу заявленного СА можно объяснить, сравнивая спектры обтекания набегающим потоком крыла моделей прототипа и заявленного СА в аэродинамической трубе. На фиг. 7 показана картина течения потока на крыле модели прототипа на срыве угла ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() а – зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки ![]() в – зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки ![]() с – зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки ![]() а* – зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки ![]() в* – зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки ![]() с* – зависимость коэффициента подъемной силы Суа от угла атаки ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() – Срыв потока за вертикальным срезом 13, каким является затупленная задняя кромка 12 крыла 4, вызывает в следе за крылом 4 разрежение и это разрежение действует на верхнюю поверхность пластины 14, которая является продолжением нижней поверхности крыла 4. – При наличии пластины 14, разрежение за срезом 13 более интенсивно распространяется вперед, повышая разрежение на верхней поверхности крыла 4, если пластина 14 расположена снизу. – В соответствии с вышеизложенным, при установке пластины 14 снизу, в случае ![]() 1. Справочник авиаконструктора. Том 1, Аэродинамика самолета, 1937 г., с.139, фиг.142(c, d). 2. Jane’s All the World’s aircraft, 1983-84 гг., с. 169-171. 3. Патент РФ 2135394, бюл. 24, 27.08.99 г. 4. Результаты поиска средств улучшения аэродинамических свойств модели самолета – амфибии Бе-103 на околокритических углах атаки; Отчет СибНИА 27 – 98, с.22, 79, 80. 5. Исследование влияния затупления задней кромки крыла на его аэродинамические характеристики. Отчет СибНИА 2-99. Формула изобретения Самолет-амфибия, содержащий лодку с реданами, низкорасположенное водоизмещающее крыло с центропланом прямой стреловидности, имеющий наплыв по передней кромке стреловидностью более 70° и консолями с профилирующими аэродинамическими поверхностями-надкрылками, отличающийся тем, что надкрылки размещены у передней кромки на концевых частях консолей и фиксированно соединены с ними посредством опор, образуя профилированную щель, при этом концевые части надкрылков сопряжены с законцовками консолей, корневые части надкрылков консольно отходят от опор и снабжены плавными законцовками, а размах надкрылков составляет 0,6-0,7 от размаха консолей, кроме того, задняя кромка крыла имеет вертикальный срез высотой 1-2,5% от хорды консолей крыла, ограниченный снизу плоской пластиной, имеющей длину, равную высоте среза, и являющейся продолжением нижней поверхности крыла. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||