Патент на изобретение №2222439
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МОТОР-КОЛЕСО С ДИСКОВЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ
(57) Реферат: Основная область применения: электроприводные транспортные средства, в частности электромобили, где двигатель встроен в колесо без редуктора. Для увеличения момента такого электродвигателя обмотка статора с радиальными стержнями должна иметь минимальные лобовые вылеты, что обеспечивается обмоткой с шагом 2/3 полюсного деления. Статор выполнен с двухрядной обмоткой, причем стержни одноименных фаз статорной обмотки второго ряда смещены на половину шага стержней статорной обмотки первого ряда. Такое выполнение электродвигателя позволяет снизить потери, обусловленные четными пространственными гармониками м.д.с. в зазоре электродвигателя и повысить его КПД. 4 ил. Область применения – тяговые транспортные средства, например электромобили, которые найдут применение в недалеком будущем. В реализованных конструкциях электромобилей колесо вращается электродвигателем через редуктор [1]. Однако известны предложения, в которых редуктор в приводе колеса исключен и асинхронный дисковый электродвигатель встроен непосредственно в колесо. Диск со статорной обмоткой расположен внутри колеса и закреплен на неподвижной оси, а роторные обмотки встроены в элементы обвода колеса и расположены по обе стороны статорного диска [2]. Для того чтобы иметь наибольшие активную длину 1а и диаметр Да статора, целесообразно иметь обмотку статора с шагом 2/3 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Расположение фаз обмотки А’, В’, С’ второго ряда указано на фиг.1 пунктиром, а на фиг.3 дан вид сечения по радиусу расположения обмоток и ферромагнитных стержней 1 для обоих рядов. На фиг.4 приведена суммарная э.д.с. фазы от двух рядов обмоток при одинаковых суммарных ампервитках с вариантом одной обмотки прототипа. Разложение в гармонический ряд такой кривой показывает, что при небольшом уменьшении первой гармоники м. д.с. – F1, вторая гармоника м.д.с. уменьшается почти в два раза по сравнению с м.д.с. однорядной статорной обмоткой прототипа. Преимущество предложенной двухрядной обмотки статора дискового электродвигателя мотор-колеса состоит в том, что значительное ослабление четных гармоник фазных м.д.с., прежде всего второй, позволяет резко сократить добавочные потери в роторных обмотках. Технологических трудностей изготовления двухрядной обмотки статора не возникает, поскольку блоки обмоток одного ряда с магнитопроводами могут изготавливаться отдельно, как для однорядной обмотки, а затем состыковываться с нужным смещением, как показано на фиг.3, где смещение одноименных фаз обмоток двух рядов составляет 1/3 ![]() 1. “Электрические трансмиссии пневмоколесных транспортных средств”. Ефимов И.С. и др., “Энергия”, 1976. 2. “Мотор-колесо”. Курбасов А.С. и др. Свид. 628008, приоритет 11 мая 1971, опублик. 15.10.78. Бюл. 38. Формула изобретения Мотор-колесо с дисковым асинхронным трехфазным короткозамкнутым двигателем, встроенным в колесо без редуктора, статорная обмотка которого выполнена с шагом 2/3 от полюсного деления, отличающееся тем, что статор выполнен с двухрядной обмоткой со смещением одноименных фаз второго ряда на половину шага обмоток первого ряда. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.05.2004
Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006
|
||||||||||||||||||||||||||