Патент на изобретение №2222098

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2222098 (13) C2
(51) МПК 7
H02P7/62, B60L11/12
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002109276/09, 09.04.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.04.2002

(45) Опубликовано: 20.01.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2127200 С1, 10.03.1999. RU 2101200 С1, 10.01.1998. RU 2100222 С1, 27.12.1997. SU 1799752 А1, 07.03.1993. GB 2170664 А, 06.08.1986. US 4187436 А, 05.02.1980. FR 2613554 А1, 28.11.1989. DE 2348332, 03.04.1975. ЕР 0472951 А1, 02.08.1989. ЕР 0424906 А1, 24.10.1990.

Адрес для переписки:

445633, г.Тольятти, ул.Заставная, 2, ОАО “АВТОВАЗ”, ДР, ПЛО, Начальнику патентно-лицензионного отдела, пат.пов. А.П.Голикову

(72) Автор(ы):

Кашканов В.В.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ”

(54) КОМПЛЕКТНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

(57) Реферат:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей. Техническим результатом является расширение функциональных свойств. Комплектный тяговый электропривод содержит тяговый электродвигатель, якорная обмотка которого через регулятор напряжения на полностью управляемых ключевых элементах подключена к тяговой аккумуляторной батареи. За счет введения в комплектный тяговый электропривод зарядного реле и двухобмоточного дросселя удалось использовать одни и те же элементы для питания двенадцативольтового электрооборудования и подзарядки автомобильной аккумуляторной батареи во время движения, а также для обеспечения заряда тяговой аккумуляторной батареи с коэффициентом мощности, близким к единице, во время стоянки. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке высокочастотных зарядных устройств и источников питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных электромобилей.

Известно устройство, патент РФ 2101830, кл. H 02 J 7/10, Н 02 М 7/12, 1998, в котором для зарядки тяговой аккумуляторной батареи используется высокочастотный полумостовой транзисторный преобразователь с гальванической развязкой выходного напряжения.

Недостатком этого устройства является отсутствие возможности осуществлять питание двенадцативольтового электрооборудования (фары, стеклоочиститель и т. п. ) и подзарядку автомобильной (12 В) аккумуляторной батареи во время движения электромобиля, т.е. его вынуждены возить просто как “балласт”. Кроме того, это устройство не обеспечивает потребление электрической энергии из сети с коэффициентом мощности, близким к единице.

Наиболее близким техническим решением является устройство, патент РФ 2127200, кл. B 60 L 15/08, H 02 J 7/10, 1999 (прототип), в котором для зарядки тяговой аккумуляторной батареи электромобиля используется силовой преобразователь электропривода, причем с коэффициентом мощности, близким к единице.

Недостатком этого устройства является значительно завышенная установленная мощность ключевых элементов силового преобразователя. Это обусловлено тем, что в тяговом приводе при относительно небольшом напряжении (120 В) требуется коммутировать относительно большие токи (250 А), в то же время при заряде аккумуляторной батареи при относительно малом токе (не более 16 А) необходимо коммутировать сетевое напряжение (более 300 В), т.е. ключевые элементы должны выбираться на максимальный ток и максимальное напряжение, что существенно удорожает силовой преобразователь.

Еще одним недостатком рассматриваемого устройства является отсутствие блока, осуществляющего питание двенадцативольтового электрооборудования электромобиля (фары, стеклоочиститель и т.п.) и подзарядку автомобильной (12 В) аккумуляторной батареи.

Решение технической задачи направлено на расширение функциональных свойств.

Для решения поставленной технической задачи в известном комплектном тяговом электроприводе, содержащем тяговый электродвигатель, якорная обмотка которого через регулятор напряжения, имеющий как минимум две выходные клеммы, подключена к тяговой аккумуляторной батарее; вторичный выпрямитель с выходным фильтром; транзистор, эмиттер которого подключен к минусовой выходной клемме первичного выпрямителя с входным фильтром подключенным к сетевому шнуру.

При этом плюсовая выходная клемма этого выпрямителя подключена через дроссель к коллектору транзистора; дроссель выполнен двухобмоточным, со второй обмоткой, подключенной ко входу вторичного выпрямителя, выход которого через первый и второй нормально замкнутые контакты зарядного реле подключен встречно с автомобильной аккумуляторной батареей, а через третий и четвертый нормально разомкнутые контакты подключен встречно с тяговой аккумуляторной батареей, причем обмотка зарядного реле подключена ко входу первичного выпрямителя, а его выходные клеммы через пятый и шестой нормально замкнутые контакты зарядного реле подключены встречно с тяговой аккумуляторной батареей.

На чертеже схематично показано предлагаемое устройство.

Комплектный тяговый электропривод, содержит тяговый электродвигатель 1, якорная обмотка которого через регулятор напряжения 2, имеющий как минимум две выходные клеммы, подключена к тяговой аккумуляторной батарее 3; вторичный выпрямитель 4 с выходным фильтром; транзистор 5, эмиттер которого подключен к минусовой выходной клемме 6 первичного выпрямителя 7 с входным фильтром, подключенным к сетевому шнуру 8.

При этом плюсовая выходная клемма 9 этого выпрямителя подключена через первую обмотку дросселя 10 к коллектору транзистора 5; причем дроссель 10 выполнен двухобмоточным, со второй обмоткой, подключенной ко входу вторичного выпрямителя 4, выход которого через первый 11 и второй 12 нормально замкнутые контакты зарядного реле 13 подключен встречно с автомобильной аккумуляторной батареей 14, а через третий 15 и четвертый 16 нормально разомкнутые контакты подключен встречно с тяговой аккумуляторной батареей 3, причем обмотка зарядного реле 13 подключена ко входу первичного выпрямителя 7, а его выходные клеммы 6 и 9, через пятый 17 и шестой 18 нормально замкнутые контакты зарядного реле 13 подключены встречно с тяговой аккумуляторной батареей 3.

Комплектный тяговый электропривод работает следующим образом. Регулирование тока в якорной обмотке тягового электродвигателя 1, а следовательно, и момента им развиваемого, во время движения осуществляется за счет соответствующего включения – выключения управляемых ключевых элементов 19, 20 регулятора напряжения 2. На практике роль ключевых элементов 19, 20 выполняют, или тиристоры с соответствующей системой коммутации, или силовые транзисторы. Так как во время движения сетевой шнур 8 не подключен, то обмотка зарядного реле 13 обесточена и однотактный ключевой преобразователь 21, образованный транзистором 5, двухобмоточным дросселем 10 и вторичным выпрямителем 4, оказывается подключенным к тяговой аккумуляторной батарее 3.

Периодическое высокочастотное включение – выключение транзистора 5 обеспечивает подачу в первую обмотку двухобмоточного дросселя 10 импульсного тока, который во время выключенного состояния транзистора 5 индуцируется во второй обмотке, выпрямляется и фильтруется выходным фильтром вторичного выпрямителя 4, обеспечивая питание двенадцативольтового электрооборудования электромобиля (фары, стеклоочиститель и т.п.) и подзарядку автомобильной аккумуляторной батареи 14.

Во время стоянки, когда необходимо произвести заряд тяговой аккумуляторной батареи 3, включают сетевой шнур 8 в розетку, в результате чего на вход первичного выпрямителя 7 поступает сетевое напряжение (220 В), запитывая обмотку зарядного реле 13 и размыкая, тем самым нормально замкнутые контакты 11, 12, 17, 18 и замыкая нормально разомкнутые контакты 15 и 16. При этом выпрямленное сетевое напряжение будет поступать на вход однотактного ключевого преобразователя 21 и амплитуда импульсного тока в первой, а следовательно, и во второй обмотке двухобмоточного дросселя 10 будет зависеть от мгновенного значения сетевого напряжения, обеспечивая, тем самым, потребление электрической энергии из сети с коэффициентом мощности, близким к единице, за счет фильтрации сетевого тока во входном фильтре первичного выпрямителя 7.

Таким образом, расширение функциональных свойств, за счет вновь введенных зарядного реле 13 и второй обмотки дросселя 10 позволило использовать одни и те же элементы для питания двенадцативольтового электрооборудования и подзарядки автомобильной аккумуляторной батареи во время движения, а также для обеспечения заряда тяговой аккумуляторной батареи с коэффициентом мощности, близким к единице во время стоянки.

Применение заявляемого устройства в составе электромобилей АО “АВТОВАЗ” показало его высокую надежность и простоту в эксплуатации, а также, в сравнении с базовым объектом, позволило существенно улучшить стоимостные и массогабаритные показатели комплектного электропривода, а также упростить его компоновочное решение.

Применение заявляемого устройства не ограничено электромобилями с тяговыми аккумуляторными батареями и может быть использовано в автомобилях с гибридными энергоустановками и в различных электротехнических устройствах.

Формула изобретения

Комплектный тяговый электропривод, содержащий тяговый электродвигатель, якорная обмотка которого через регулятор напряжения, имеющий как минимум две выходные клеммы, подключена к тяговой аккумуляторной батарее; вторичный выпрямитель с выходным фильтром; транзистор, эмиттер которого подключен к минусовой выходной клемме первичного выпрямителя с входным фильтром, подключенным к сетевому шнуру, при этом плюсовая выходная клемма этого выпрямителя подключена через дроссель к коллектору транзистора, отличающийся тем, что дроссель выполнен двухобмоточным, со вторичной обмоткой, подключенной ко входу вторичного выпрямителя, выход которого через первый и второй нормально замкнутые контакты зарядного реле подключен встречно с автомобильной аккумуляторной батареей, а через третий и четвертый нормально разомкнутые контакты подключен встречно с тяговой аккумуляторной батареей, причем обмотка зарядного реле подключена ко входу первичного выпрямителя, а его выходные клеммы через пятый и шестой нормально замкнутые контакты зарядного реле подключены встречно с тяговой аккумуляторной батареей.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.04.2005

Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006


Categories: BD_2222000-2222999