Патент на изобретение №2221938

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2221938 (13) C2
(51) МПК 7
F16D3/26
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98110715/11, 05.06.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.06.1998

(43) Дата публикации заявки: 10.03.2000

(45) Опубликовано: 20.01.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БУХАРИН Н.А. и др. Автомобили. – Л.: Машиностроение, 1973, с. 223-225, рис. VIII.8. SU 775443 А, 30.10.1980. DE 1206669 A, 09.12.1965. ЕР 0129655 A1, 02.01.1985.

Адрес для переписки:

04119, г.Киев-119, п/я 3, Л.В.Черепову

(72) Автор(ы):

Куриленко Александр Васильевич (UA),
Холковский Виктор Семенович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Холковский Виктор Семенович (UA),
Куриленко Александр Васильевич (UA)

(54) ШАРНИРНАЯ МУФТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных приводах для соединения валов, расположенных под углом. Шарнирная муфта содержит кулак, взаимодействующий с двумя вилками в виде полуколец. Новым является то, что кулак выполнен в виде шара с двумя взаимно перпендикулярными фигурными пазами, выполненными по окружностям, к каждой из упомянутых вилок жестко прикреплено полукольцо, наружный радиус которого равен внутреннему радиусу вилки, при этом вилки с полукольцами попарно расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях в упомянутых пазах таким образом, что каждая вилка с полукольцом в сборе охватывают кулак. В кулаке выполнено монтажное окно. Крепление полукольца к вилке осуществляется при помощи двух штифтов через монтажное окно. Техническим результатом является увеличение угла между соединяемыми валами и повышение надежности муфты при любых направлениях нагрузки. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к элементам устройств для управления трансмиссией, а именно – к муфтам.

Известна шарнирная муфта, устанавливаемая на ряде автомобилей большой грузоподъемности в приводе к ведущим управляемым колесам (КамАЗ-4310, Урал-4320, КАЗ-4540, КрАЗ-260 и др.), состоящая из пяти частей: двух кулаков, двух вилок и диска и называемая поэтому дисковой. Максимальное значение угла между ведомым и ведущим валами, обеспечиваемое данной шарнирной муфтой, составляет 45o (Осепчук В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета. – М.: Машиностроение, 1989, с.121).

Данная муфта обеспечивает недостаточный угол между валами. Кроме того, трудоемкость ее изготовления достаточно большая.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению, является шарнирная муфта, применяемая на автомобилях большой грузоподъемности, известная под названием “шарнир Тракта” и состоящая из двух вилок в виде полуколец и двух фасонных кулаков, трущиеся поверхности которых подвергаются шлифованию. Благодаря наличию развитых поверхностей взаимодействующих деталей шарнирная муфта способна передавать значительный по величине крутящий момент при обеспечении угла между ведущим и ведомым валами 45-50o (Осепчук В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета. – М.: Машиностроение, 1989, с.120).

Изготовление указанной шарнирной муфты менее трудоемкое по сравнению с дисковой муфтой, однако все равно имеется сложность в штамповке, шлифовке, обработке. Кроме того, хотя указанная шарнирная муфта может обеспечить несколько больший угол между валами, но все же угол является недостаточным, а следовательно, недостаточна маневренность автомобиля. К тому же, при разных направлениях нагрузки не всегда обеспечивается нормальная работа шарнирной муфты.

В основу изобретения поставлена задача создания шарнирной муфты, которая позволила бы улучшить маневренность автомобиля за счет передачи значительного по величине крутящего момента при обеспечении большего угла между ведомым и ведущим валами, а также способствовала бы нормальной работе при любых направлениях нагрузки.

Поставленная задача решается тем, что в шарнирной муфте, выполненной из пяти частей, содержащих фасонный кулак, две вилки и два полукольца, согласно изобретению кулак выполнен в виде шара с двумя фигурными пазами, форма которых соответствует сечению вилки с полукольцом в сборе и которые выполнены на поверхности кулака во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр кулака и взаимодействующих с двумя вилками, к каждой из которых прикреплено полукольцо с образованием фигуры, выполненной из вилки в виде полукольца с ушками наружного диаметра R3, соответствующего диаметру кулака R3, и внутреннего радиуса дуги R2, равного наружному радиусу R2 полукольца, в целом образующих окружность с радиусом R2, при этом внутренний радиус дуги R1 полукольца равен радиусу внутренней окружности кулака R1.

Крепление полукольца к ушкам вилки осуществлено при помощи двух штифтов каждой пары.

В кулаке выполнено монтажное окно для возможности осуществления скрепления полукольца и вилки.

Выполнение кулака в виде шара с двумя фигурными пазами, находящегося в круговом кольце, образованном вилкой и полукольцом, расположение вилок и полуколец попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр кулака, позволяет при работе шарнирной муфты увеличить угол между ведомым и ведущими валами, вследствие чего улучшается маневренность автомобиля. Жесткое соединение вилки с полукольцом способствует нормальной работе шарнирной муфты при любых направлениях нагрузки.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена шарнирная муфта перед сборкой; на фиг.2 – кулак, вид А на фиг.1; на фиг.3 – шарнирная муфта в сборке.

Шарнирная муфта содержит кулак 1, выполненный в виде шара, с двумя фигурными пазами 2, форма которых соответствует сечению вилки 3 или 4 с полукольцом 5 или 6. Фигурные пазы 2 расположены на поверхности кулака 1 во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр О кулака 1 и взаимодействующих с двумя вилками 3 и 4. К каждой из вилок 3, 4 прикреплено двумя штифтами 7 полукольцо 6 или 5 соответственно. Получается фигура, выполненная из вилки 3 (4) в виде полукольца с ушками наружного диаметра R3, соответствующего диаметру кулака R3, и внутреннего радиуса дуги R2, равного наружному радиусу R2 полукольца 6 (5), в целом образующих окружность с радиусом 2. При этом внутренний радиус дуги R1 полукольца 3 (4) равен радиусу внутренней окружности кулака R1.

Между ведомым 9 и ведущим 10 валами имеется угол .

Смазку шарнирной муфты производят через масленку 11 по каналам в кулаке 1 или смазкой в кожухе, защищающем шарнирную муфту от загрязнения.

Шарнирная муфта работает следующим образом.

Когда плоскость вилки 4 ведущего вала 10 расположена вертикально, то плоскость вилки 3 ведомого вала 9 расположена под наклоном к горизонтальной плоскости (фиг.3).

При повороте ведущего вала 10 на 90o плоскость вилки 3 располагается вертикально, а плоскость вилки 4 – горизонтально. При этом происходит поворот кулака 1 на угол, равный углу между ведущим валом 10 и ведомым валом 9. При дальнейшем повороте вала 10 на угол 90o кулак повернется в обратном направлении или будет колебаться: два раза в одном направлении и два раза в обратном направлении за один поворот вала на указанный угол каждые четверть оборота. Таким образом, при вращении ведущего вала 10 на один оборот происходит поворот кулака 1 в оба направления с углом поворота кулака 1, равным углу между валами 9 и 10.

Формула изобретения

1. Шарнирная муфта, содержащая кулак, взаимодействующий с двумя вилками в виде полуколец, отличающаяся тем, что кулак выполнен в виде шара с двумя взаимно перпендикулярными фигурными пазами, выполненными по окружностям, к каждой из упомянутых вилок жестко прикреплено полукольцо, наружный радиус которого равен внутреннему радиусу вилки, при этом вилки с полукольцами попарно расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях в упомянутых пазах таким образом, что каждая вилка с полукольцом в сборе охватывают кулак.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что в кулаке выполнено монтажное окно.

3. Муфта по п.2, отличающаяся тем, что крепление полукольца к вилке осуществляется при помощи двух штифтов через монтажное окно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.06.2005

Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006


Categories: BD_2221000-2221999