Патент на изобретение №2221839

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2221839 (13) C1
(51) МПК 7
C10L1/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002128568/04, 23.10.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.10.2002

(45) Опубликовано: 20.01.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1728290 А1, 23.04.1992. SU 1243342 А1, 15.04.1994. US 4173455 А, 06.11.1979.

Адрес для переписки:

610039, г.Киров, Октябрьский пр-т, 133, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, патентный отдел, А.Н. Земцовой

(72) Автор(ы):

Лиханов В.А.,
Плотников С.А.,
Лунёва В.В.,
Гущин С.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

(54) ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к топливным композициям для дизелей. Топливная эмульсия содержит метанол – 5,0-40,0%; воды – 0,5-4,0%; алкенилсукцинимида – 0,25-1,0%; смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты – 0,2%; дизельное топливо – до 100%. Применение предложенного состава эмульсии позволяет снизить жесткость процесса сгорания в дизеле при его работе на эмульсии, тем самым повышается надежность и долговечность дизеля. 1 табл. 1 ил.

Изобретение относится к топливам, в частности к топливным эмульсиям для дизельных двигателей.

Известна топливная эмульсия, содержащая, %: моторное топливо 50-97; низшие спирты 15; вода 0,5-35; эмульгатор на основе оксиэтилированных аминов 0,3-0,6 [1] (Патент США 4732576, 1988).

Недостатком указанной эмульсии является невысокое замещение дизельного топлива спиртом.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предложенной является топливная эмульсия [2], на основе дизельного топлива, содержащая, маc.%: метанол 5,0-40,0; воду 0,5-4,0; алкенилсукцинимид 0,25-0,5; стеарат калия 0,25-0,5; дизельное топливо – до 100 (А.С. СССР 1728290).

Недостатком указанной топливной эмульсии является повышенная жесткость процесса сгорания в дизеле при его работе на эмульсии, снижающая надежность и долговечность дизеля.

Существенным отличием предлагаемой топливной эмульсии от всех, ранее известных решений, является возможность снижения жесткости процесса сгорания в дизеле при его работе на эмульсии, тем самым повышается надежность и долговечность дизеля.

Преимущества предлагаемой топливной эмульсии обуславливаются следующими обстоятельствами.

Известно, что процесс сгорания в дизеле оценивается по характеру его индикаторной диаграммы числовыми значениями максимального давления сгорания Pz и нарастания давления на градус поворота коленчатого вала (жесткостью процесса) (dP/d)max. При этом чем меньше значение жесткости процесса сгорания и больше его максимальное давление в одинаковых условиях, тем эффективнее, экономичнее и долговечнее работа дизеля [3].

Известно также, что замещение дизельного топлива спиртом ведет к снижению цетанового числа смеси, определяющего ее самовоспламеняемость, что, в конечном счете, увеличивает жесткость процесса сгорания в дизеле, снижая его надежность и долговечность.

При замене до 40% дизельного топлива спиртом жесткость процесса сгорания достигает критического значения, обуславливающего работоспособность дизеля.

Введение в топливную эмульсию смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты в объеме до 0,2% позволяет снизить жесткость процесса сгорания в дизеле при его работе на эмульсии, тем самым повышается надежность и долговечность дизеля.

Дизельное топливо выступает в роли горючей фазы. Метанол является дополнительным топливом. Алкенилсукцинимид – эмульгатор, обеспечивающий необходимую стабильность эмульсии. Присутствие воды позволяет повысить стабильность эмульсии. Смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты применяется одновременно и в качестве эмульгатора и в качестве ингибитора процесса сгорания – компонента, замедляющего скорость горения.

Эмульсия готовится следующим образом.

Готовят количество, кратное 100 г. Для этого нужное количество эмульгатора и смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты растворяют в дизельном топливе, а нужное количество воды – в метаноле. Обе фазы в названных пропорциях смешивают и подвергают диспергированию.

Стабильность к седиментации полученных эмульсий составляет от 5 до 7 суток, что достаточно для ее применения.

На чертеже показана индикаторная диаграмма дизеля при его работе в номинальном режиме.

Линия 1 характеризует изменение давления в цилиндре дизеля при его работе на дизельном топливе, линия 2 – при работе на топливной эмульсии с содержанием до 40% метанола и 1% эмульгатора – алкенилсукцинимида, линия 3 – при работе на топливной эмульсии с содержанием до 40% метанола, 1% эмульгатора и дополнительным введением в эмульсию смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты в объеме 0,2%.

Точка (А) характеризует момент начала впрыскивания топлива, точка (В) – момент его самовоспламенения, точка Pz – максимальное значение процесса сгорания, а угол наклона к горизонту кривой нарастания давления – жесткость процесса сгорания.

Работа дизеля характеризуется следующим образом.

При подаче дизельного топлива (точка А) через какое-то время происходит его самовоспламенение (точка В), давление в цилиндре повышается до максимального значения в точке Pz.

При подаче в дизель топливной эмульсии, содержащей 40% метанола, заметно ухудшение ее самовоспламенения (точка B1 сдвигается правее) и повышение жесткости процесса сгорания – нарастание давления в цилиндре дизеля происходит интенсивно – линия 2.

Дополнительное введение в топливную эмульсию смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты в объеме до 0,2% не вызывает изменения ее самовоспламеняемости (точка В2 практически не сдвигается). Однако жесткость процесса сгорания – нарастание давления в цилиндре дизеля – происходит более плавно, что характеризует линия 3.

Цифровые значения показателей процесса сгорания в дизеле при его работе находятся в указанных в таблице пределах.

Технико-экономическое обоснование предлагаемого изобретения заключается в возможности снижения жесткости процесса сгорания в дизеле при работе на эмульсии, тем самым повышается надежность и долговечность дизеля.

Литература
1. Патент США 4732576, кл. 44-51, 1988.

2. А.с. СССР 1728290, С 10 L 1/32 – прототип.

3. Архангельский В.М и др. Автомобильные двигатели. Под. ред. М.С.Ховаха. -М.: Машиностроение, 1977, – 591 с., ил.

Формула изобретения

Топливная эмульсия для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, эмульгатора и воды, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты при следующих соотношениях компонентов, мас.%:

Метанол 5,0-40,0

Вода 0,5-4,0

Алкенилсукцинимид 0,25-1,0

Смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты 0,2

Дизельное топливо До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.10.2004

Извещение опубликовано: 20.05.2006 БИ: 14/2006


Categories: BD_2221000-2221999