Патент на изобретение №2221101

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2221101 (13) C2
(51) МПК 7
E01C1/00, E02D17/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2002107032/032002107032/03, 20.03.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.03.2002

(45) Опубликовано: 10.01.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Земляные работы. Справочник строителя. – М.: Стройиздат, 1984, с.49, 50, 172-190.
SU 1189942 А1, 07.11.1985.
SU 1770511 А1, 23.10.1992.
ВСН 84-89. Ведомственные строительные нормы, Изыскание и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты. – М., 1990.
ГИДРОМЕХАНИЗАЦИЯ-98, Современные технологии в горном деле и строительстве. Вып. I. – М.: Издательство МГГУ, 1999, с.67-72.

Адрес для переписки:

105318, Москва, ул. Ибрагимова, 15, ЗАО “ЛУКойл-Нефтегазстрой”

(71) Заявитель(и):

Закрытое акционерное общество “ЛУКойл-Нефтегазстрой”

(72) Автор(ы):

Бессонов Е.А.,
Кушпелев А.В.,
Калинин А.А.

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “ЛУКойл-Нефтегазстрой”

(54) Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями

(57) Реферат:

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, кустов и площадок в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства. Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера включает выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения. Новым является то, что выбор и создание геодезической разбивочной основы дорог осуществляют через обводненные территории – озера, площадок под строительство и кустов – в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляных сооружений производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов, преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании, отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период. Техническим результатом изобретения является сокращение отчуждаемых земельных площадей под строительство земляных сооружений и уменьшение негативных экологических последствий, а также сокращение транспортных затрат и повышение устойчивости и надежности их строительства в обводненных районах Крайнего Севера. 2 ил.

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, площадок и кустов в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства ввиду уникальности региона: например п-ва Ямал.

Известен способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог или площадок под строительство, преимущественно в обход встречающихся по трассе озер, подготовку их основания на просадочных и сильнопросадочных грунтах и послойную или сплошную отсыпку на эти основания земляного сооружения из привозных грунтов. (См. Земляные работы. Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1984, с.172-190 и “Автодороги полуострова Ямал”. Раздел проекта / Гипротюменнефтегаз. – Тюмень, 1985).

Недостатками известного способа являются то, что строительство земляных сооружений в районах с повышенными экологическими требованиями нуждается в отчуждении значительных площадей земли, что приводит к их безвозвратным потерям и уничтожению трудновосстанавливаемого мохорастительного покрова тундры, кроме того, послойный способ требует длительного периода времени строительства, связанного с необходимостью ожидания сбалансированности температур грунтов основания и отсыпаемых слоев и, в связи с этим, большей трудоемкости работ, поэтому на практике применяют, преимущественно, сплошную отсыпку земляного сооружения на многолетнемерзлое основание, где в летний период года из-за нарушения теплового баланса между мерзлым льдистым основанием и сооружением, отсыпанным из талого грунта и имеющим положительную температуру, происходят очаговые деградации вечномерзлых толщ оснований, приводящие впоследствии к многочисленным деформациям, осадке и разрушению возведенных на них сооружений, переувлажнению и выполаживанию их откосов. Кроме того, способ включает автомобильную доставку грунтов из базовых карьеров Ямала, расположенных, как правило, на расстоянии 30-40 км до места строительства, что делает этот способ весьма затратным и поэтому малоэффективным (см.. фиг. 1.).

Наиболее близким по своей сущности и достигаемому техническому результату является способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения (см., например, Земляные работы, Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1984, с. 49, 50, 172-190).

Для достижения этого технического результата способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог или площадок под строительство и отсыпку или намыв земляного сооружения, состоит в том, что выбор и разбивку трасс дорог осуществляют через обводненные территории – озера, площадки под строительство и кусты – в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляного сооружения производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов, преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпи автодорог между озерами на мерзлом основании – отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период.

Техническим результатом изобретения является сокращение отчуждаемых земельных площадей под строительство земляных сооружений и уменьшение негативных экологических последствий, а также сокращение транспортных затрат и повышение устойчивости и надежности их строительства в обводненных районах Крайнего Севера.

На фиг. 1 показан способ строительства земляных сооружений традиционным способом – в обход водных препятствий, на котором обозначены следующие позиции: трасса автодороги 1; сухоройный карьер 2; кустовая площадка 3; строительная площадка 4.

На фиг. 2 показан способ строительства земляных сооружений по заявленному способу, на котором обозначены следующие позиции: трасса автодороги 1; гидрокарьер 2; кустовая площадка 3; строительная площадка 4; пульпопровод земснаряда 5.

Способ осуществляется следующим образом (фиг. 2). В районе строительства земляного сооружения: автомобильной дороги 1 или площадок 3, 4, например на газоконденсатном или нефтяном месторождении п-ва Ямал, где из-за большого количества озер обводненность территории достигает 40%, при глубине озер 0,3 – 1,5 м, производят выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог 1 через эти озера, имеющие, как правило, термокарстовое происхождение, а площадок под строительство и кустов 3, 4 – в границах этих озер. Причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных грунтов песчаных гидрокарьеров 2, преимущественно гидромеханизированными способами путем подачи грунта по пульпопроводам 5 на талое основание озер, и в летний период года, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании – отсыпкой и в зимний период.

В результате отсыпки или намыва грунта на основания, имеющие с ним равную или близкую положительную (летом) или отрицательную (зимой) температуры, снижается процесс теплообмена между основанием и земляным сооружением, уменьшается вероятность деградации основания, деформации и осадки земляного сооружения. Вследствие окружения объекта строительства водной акваторией значительно уменьшается запыление тундры мелкими частицами грунта, сдуваемого ветрами с поверхности земляных сооружений.

Таким образом, применение способа позволит существенно сократить площади отчуждаемых земель под строительство в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями, создать новые обустроенные площади земли в регионе, повысить устойчивость и надежность строительства земляных сооружений и уменьшить запыление мохорастительного покрова тундры. Кроме того, способ не требует рекультивации притрассовых карьеров и площадок под резервы грунтов ввиду их расположения в естественных границах обводненных термокарстовых котловин и озер.

Формула изобретения

Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения, отличающийся тем, что выбор и создание геодезической разбивочной основы дорог осуществляют через обводненные территории – озера, площадок под строительство и кустов – в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляных сооружений производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании – отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Закрытое акционерное общество “Глобалстрой-Инжиниринг” (RU)

Адрес для переписки:

105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, д. 15, ЗАО “Глобалстрой-Инжиниринг”, Зам. генерального директора М.Г. Отарашвили

Извещение опубликовано: 27.12.2007 БИ: 36/2007


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество «Глобалстрой-Инжиниринг» (RU)

Адрес для переписки:

105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, д. 15, корп. 2, ОАО “Глобалстрой-Инжиниринг”

Извещение опубликовано: 20.08.2008 БИ: 23/2008


Categories: BD_2221000-2221999